Лана Конокотина,корреспондент: Национальный музей Омана в отличие от Эрмитажа очень молодой. Он впервые открыл свои двери всего пару лет назад. Интересно, что большая часть памятников из его коллекции ранее вообще не была доступна широкой публике. Почти все эти артефакты ранее находились в закрытых учреждениях, фондах, архивах.
В Эрмитаж прибыли лишь избранные произведения. Вся же коллекция, совсем юного, но быстро растущего музея, уже насчитывает около 7000 экспонатов. И даёт представление обо всех значимых страницах истории Оманской земли. Земли бесстрашных мореплавателей, породившей легендарного Синдбада-морехода. Земли ещё в глубокой древности ставшей местом пересечения самых разных культур и важнейших торговых путей.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Оман — очень специфическая страна. Это страна, которая исторически и культурно соединяла Индию, Иран, Южную Аравию и Восточную Африку. Это всё было территорией, по которой ходили оманские корабли всегда, тысячелетиями. Это люди с глубокой традицией и верой в себя. Это моряки, торговцы, которые ещё и умеют хорошо воевать.
Приехавшие в Петербург экспонаты рассказывают о многих культурах, традициях, народах в то или иное время бывших частью Оманской морской державы, в период своего наивысшего могущества, простиравшейся от берегов Индии до Восточной Африки. Об африканских владениях, к примеру, напоминает серебряный футляр для писем.
Джамал Аль-Мусави,директор Национального музея Султаната Оман: Этот предмет отражает эпоху Оманской империи. Когда-то столица нашего государства находилась в 1000 километров от Азии в Африканском континенте.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Все экспонаты имеют особый смысл. Вот лежит Коран. Ну, Коран и Коран, понятно. Коран литографический. Что такое литография? Чего показывать-то? А в литографии есть экзотика, потому что этот Коран был заказан в начале века, заказан в Индии. Все Кораны были только рукописные. Рукописные Кораны для нас дорого стоят, имеют ценность. А тут как раз ценно, что это литография, которую можно много раз представить. В этом и была ценность. Пороховница. Пороховница замечательная. Во-первых, она напоминает о том, она из Северных районов Омана, что это была пороховая империя. Там есть замечательные стихи: «Если уже смерть неизбежна, то стыдно быть трусом». Очень мудрые вещи, что трусить не надо, всё равно умирать.
Оружие, конечно, важная составляющая Восточного колорита, но Оманское государство издревле славилось ещё и своими благовониями. Веками на его земле добывали ладан и мирру.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Эта страна, часть Омана, южные острова, где и сейчас добывается ладан, благовония. Страна достаточно богатая. У них красивые белые дома, никаких небоскрёбов они не строят. Зато они строят громадные оперные театры. Где ещё у вас есть оперные театры? Только, если в Каире, где построили его в связи с Суэтским каналом. Это прекрасный музей, построен по новейшему слово техники самими оманцами.
Джамал Аль-Мусави,директор Национального музея Султаната Оман: Показываем не только археологические предметы. Мы так же показываем элементы современного искусства, народные изделия. У нас есть замечательный зал нематериальной культуры, где можно ознакомиться с музыкой, танцами, поэзией.
У российско-оманских отношениях, о которых на выставке повествуют дипломатические письма начала прошлого века, на самом деле очень долгая история. Именно через эти земли в далёком XV столетии добирался в Индию Афанасий Никитин. Доподлинно известно, что в 1474 году в сегодняшней столице Султаната портовом городе Маскате знаменитый путешественник встречал пасху.