Чердаки Зимнего дворца – таинственные, тихие, сумеречные… Бесконечный лабиринт причудливых разноуровневых помещений… С уклонами, провалами, необычными сферическими поверхностями, аркадами, лестницами, мостками, стропилами, шахтами световых фонарей… Все эти космического вида ландшафты – не что иное – как изнаночная сторона разнообразных и оригинальных потолков знаменитых парадных залов: Петровского, Гербового, Галереи 1812-го года, Иорданской лестницы…
Сергей Маценков,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа: Под нами на потолке Иорданской лестницы укреплён живописный плафон итальянского художника Гаспаро Дициани. И он укреплён на этих шпильках. То есть такая связь того пространства с чердаком.
В мистической чердачной анфиладе, кажется, время навсегда застыло, остановилось… Перекорёженная, растерзанная металлическая дверь – страшная память об увечьях, нанесённых дворцу Великой Отечественной… О тяжелых военных годах напоминает также историческая будка пожарного часового, ранее находившаяся на крыше.
Сергей Маценков,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа: Во время войны она служила уже укрытием для бойцов МПВО, местной противовоздушной обороны Эрмитажа. Бойцы этой обороны защищали здание Эрмитажа от «зажигалок».
Парадоксально, но факт: в войну жизнь дворцу удалось сохранить. В мирные же годы XIX-го столетия, увы, это сделать не получилось.
Лана Конокотина  Под этим чердаком находится печально известный Фельдмаршальский зал, в котором в декабре 1837 года начинался пожар, за три дня погубивший весь Зимний дворец. Перекрытия над залами и стропила раньше были не такие металлические, а деревянные. Огонь ничего не сдерживало. Он очень быстро распространился по всему зданию.
Из тёмных и зловещих чердачных пространств — прямой путь на знаменитую зимнедворскую крышу. В своё время император Николай I позаботился о том, чтобы эта, главная крыша страны, оставалась самой высокой, указом запретив строить дома выше карниза Зимнего.
Сергей Маценков,научный сотрудник Отдела истории и реставрации памятников архитектуры Государственного Эрмитажа: Сегодня погода хорошая, город виден далеко. Парапетная скульптура – при Растрелли она была каменной. Пережила пожар, после пожара её отреставрировали и так она сохранялась до конца XIX века. Потом её заменили на эту пустотелую из медного листа.
Только вблизи понимаешь – сколь внушительных размеров медные «стражники» Эрмитажа. Средняя высота этих фигур 3-3,5 метра.
Лана Конокотина  Я иду по сохранившимся до наших дней историческим мосткам XIX века. По ним очень любил гулять император Николай II — и в одиночестве, и вместе с супругой — и даже водил сюда своих дочерей, полюбоваться самыми прекрасными в городе видами.
После того, как свергли с престола последнего императора – исчезла и венчавшая главный фасад его резиденции корона. Только недавно, уже в XIX веке, она была воссоздана и вернулась на своё законное место.