Известный современный тибетский лама Тартан Ктулку в одном из своих трудов очень верно написал о сути буддийского искусства:
Лана Конокотина,корреспондент: Для того, чтобы полностью оценить это искусство, нужно, в первую очередь, оценить самого себя, факт своего существования, качество своего сознания. Если кто-нибудь полностью понимает буддийское искусство – это означает, что он может считаться буддой.
Пытаться понять это искусство архисложно. Мало того, что божеств более 10-ти тысяч, у каждого из них ещё к тому же очень много разных форм, ипостасей. В своём новом открытом хранении Эрмитаж знакомит зрителя с самыми известными представителями запутанного буддийского пантеона. Цветущий внешний вид большинства старинных будд, ботхисаттв, гневных, медитирующих и прочих персонажей — результат недавней и очень кропотливой работы музейных реставраторов.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Вот эта вся система открытого хранения, которая у нас здесь представлена, которую мы проповедуем, как ту манеру эрмитажную показа коллекций, является инновационной, необыкновенной. Она и предусматривает, что вещи тут же реставрируются, тут же выставлены. Люди смотрят вещи, люди могут посмотреть, как это делается в реставрации. Это особый способ показа музейной жизни, который лишний раз показывает людям, что музей -это фонды, это реставрация. Музей – это исследование.
Особенно тяжело реставраторам пришлось с шедеврами, попавшими в собрание Эрмитажа после Войны из Германии. Многие скульптуры довольно сильно пострадали от огня.
Юлия Елихина,ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Они были в Музее народоведения, потом их перевезли в бункер, бункер горел. К нам они уже поступили в таком виде. Конечно, для реставраторов непочатый край работы, если реставрировать всю коллекцию.
Алексей Бантиков,заведующий Лабораторией научной реставрации предметов прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Здесь найдены очень красивые решения, которые, может, не столь очевидны, но найдены. Как можно экспонировать без ножек вот такую скульптуру Будды? А это 9-ый век, это Индия, это поразительный дошедший до наших дней памятник. И было придумано такое основание, подставка.
Ещё одна древнейшая и интереснейшая эрмитажная скульптура – каменный бог мудрости Манджушри, очень важный в буддизме персонаж, мечом рассекающий тьму невежества. И уж точно вне всякой конкуренции тысячерукий золочёный Авалокитешвара, божество милосердия. Так много рук у него неспроста. Ведь надо успеть помочь всем страждущим.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Здесь очень много деталей ритуальных, которые понять трудно. Но зато, когда ты их все понимаешь, безумно интересно понять, что на самом деле содержится в таком то положении пальцев, в такой то позе.
О многоруком и милосердном Авалокитешваре уж точно многим захочется узнать побольше. Ведь именно ему посвящена созданная бурятскими монахами специально к открытию экспозиции мандала, являющаяся и моделью Вселенной, и временной резиденцией, дворцом божества.
Юлия Елихина,ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Песочек был взят на берегу Байкала, специальные белые камни собираются, потом они дробятся до разных размеров ламами. И вот уже потом ламы поют молитву, тоже здесь было. Они собрались вчетвером, сначала пели молитву, звонили в колокольчик, читали тексты, а потом уже начали сооружение.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Мандала – она, конечно, замечательная, в ней много душевной силы. Мы пока договорились, что её разбирать не будем. Она нас будет оберегать, давать нам новое вдохновение!