Лана Конокотина,корреспондент: О творческой манере Михая Мункачи самого известного венгерского художника XIX века, пожалуй, лучше всех высказался Владимир Васильевич Стасов: «Мункачи — один из самых решительных, неукротимых, реалистов в Европе. Он смел, дерзок, неправилен. Зато, глубоко правдив и выразителен. Создатели новых школ и направлений всегда такие.
Размытые, почти абстрактные, пейзажи и тёмные, мрачные, сверхреалистичные полотна, рассказывающие о непростой жизни крестьян и бедноты. Уютные, радостные «мирки» буржуазных гостиных и совершенно пронзительные по своему содержанию религиозно-философские сюжеты. Выставка в Эрмитаже наглядно демонстрирует сколь многогранен и незауряден был талант Михая Мункачи.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: На самом деле, это важный такой жест показать самого крупного венгерского художника, который был самым дорогим в мире художником в середине XIX века. У нас давние связи с Национальным музеем в Будапеште. Ласло Баан, директор, наш давний знакомый. Мы многое обсуждали, придумывали выставки. Какие-то получались, какие-то нет. Тут получилось. Тем более, что третьей стороной стал Имре Пак, собиратель, человек, окончивший мой родной восточный факультет.
Имре Пак,коллекционер: В 2005 году у меня было всего 30 картин. Тогдашний директор Национальной галереи в Будапеште говорит: «Давай сделаем выставку?» Я подумал, что 2-3 месяца и картины вернутся в мой дом в Нью-Йорке. Они по сегодняшний день гуляют по миру, и, по-моему, возвращаться не собираются.
В лучших полотнах мастера отзвуки его непростой человеческой и творческой судьбы. В жизни Мункачи было всё: и нищета, и болезнь, и скорбь, и мировая слава, и богатство. Рано потеряв родителей, с 11-ти лет трудясь в столярной мастерской, постоянно недосыпая и недоедая, он тяжело заболел. Но болезнь, в итоге, оказалась благом. Именно во время неё юноша открыл в себе художественный дар. Дальнейший жизненный путь художника — постоянное движение вверх. После женитьбы на Сессиль Папье, вдове одного из высокопоставленных своих покровителей, бывший венгерский бедняк вмиг становится одним из лидеров европейского светского общества.
Марианн Гергей,куратор выставки (Будапешт): Он жил в большом доме и имел очень богато украшенный салон. Каждую неделю он устраивал встречи, приёмы. Дилеры, художественные агенты, с которыми он был в хороших отношениях, стали продавать его работы в Западной Европе и в Америке.
Но не стоит думать, что в это время художник сосредоточился лишь на пользующимся популярностью у светской публики легковесном салонном жанре. Именно к этому периоду, периоду зрелого творчества, относятся его лучшие религиозные и философские произведения.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: Очень сильные, кончено, все эти религиозные вещи. Это то время, когда все начитались Ренана и стали писать рассказ о Христе, как о человеке. Это была та эпоха, когда люди XIX века в Европе переосмысливали и заново рассказывали евангельские истории.
Михаил Аникин,старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: Также на выставке представлен эскиз очень знаменитой картины Мункачи, которая принесла ему дворянскую грамоту. Называется эта картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Утраченный рай».
Судьба страдающего, слепого, но до последнего продолжавшего творить Мильтона, увы, роковым образом, оказалась созвучна и судьбе самого Мункачи. В юности перенесённая болезнь не прошла бесследно. Художника мучили страшные головные боли, преследовали кошмары. Несмотря на то что, жизнь мастера продолжалась всего чуть более полувека, оставленное им наследие колоссально. И самая сентиментальная, самая романтичная его часть посвящена исторической родине — Венгрии. Стране бесконечных степей и пыльных дорог, залитых причудливым светом и уходящих в пламенеющую даль.