Исаакиевский собор. Четвёртый по счёту вариант петербургского храма в честь преподобного Исаакия Долматского. Строился 40 лет. Архитектор — Огюст Монферран.
Уникальный купол собора, его впечатляющие колоннады, невероятной красоты двери, скульптуры и барельефы – всё это делает Исаакий одним из самых значительных и прекрасных сооружений Петербурга.
Чтобы спасти собор от бомбёжек и артобстрелов, его огромный позолоченный купол покрасили в серый цвет. Всю блокаду он сливался со свинцовым небом Ленинграда. Тогда же – летом 41-го — было решено перевезти в Исаакиевский собор – под защиту прочных старинных стен — экспонаты из музеев города и пригородных дворцов.
Вместе с мебелью и статуэтками из императорских резиденций в Исаакий прибыли и хранители пригородных музеев. Людей поселили в подвале собора и перевели на казарменное положение. 60 человек. Подвал был залит водой, ходили по деревянным настилам, спали на сколоченных нарах. Электричества не было. Даже зимой на улице было теплее, чем в сыром и промозглом подземелье собора. От холода и голода обитателей Исаакия отвлекала работа – учёт и хранение 120-ти тысяч ценных музейных экспонатов.
Из воспоминаний Анны Зеленовой:
«Хуже всего обстояло дело с мебелью. Среди монолитных колонн южного портика Исаакия выставлялись на воздух золочёные кушетки стиля рококо с бирюзовой обивкой, приседающие на согнутых коленах «чиппендели» из Ораниенбаумского дворца, «луисезные» банкетки на тонких, стройных ножках…»
Весной музейных сотрудников переселят в «Асторию», а в Исаакий они продолжат ходить как на работу, устраивая предметам роскоши регулярные проветривания и просушки. Этот профессиональный подвиг будет оценён по достоинству, когда ленинградские пригороды получат новую жизнь.
Их начнут восстанавливать в 1944-м. Многие дворцы будут отстроены практически заново. Но то, что в них находится и сейчас — подлинные вещи, бережно сохранённые в дни блокады в мрачном, сыром и холодном Исаакиевском соборе…