Фурштатская, 36. Родильный дом №2. Один из шести, где принимали роды в блокаду. В самый страшный – голодный и холодный 42-й год здесь появится на свет 991 младенец. Несмотря на тяжёлые условия, большинство малышей врачам удалось выходить.
Сегодня родильный дом на Фурштатской – один из старейших в городе. А в 41-м он был «почти новый» — открылся за 4 года до начала Великой Отечественной. Само здание построено в конце XVIII века — особняк принадлежал семье родовитого государственного деятеля Ивана Ивановича Неплюева. Первые владельцы размещались на двух этажах. В XIX веке был надстроен третий. Пятиэтажным здание стало в 60-е годы XX века.
Война и блокада обрушились на Ленинград внезапно. В городе — тысячи беременных женщин, они продолжали наблюдаться в женских консультациях. С ноября 41-го фиксируется большое количество домашних родов, поэтому уже в 42-м беременных начали госпитализировать заранее. Для пациенток это было спасением – в стационарах кормили. В родильном доме хранится архив, где подробно расписан рацион питания:
«27 декабря 1942 год. Завтрак: масло сливочное, сыр, каша пшённая, хлеб, кофе. Обед: суп гороховый на мясном бульоне, отварное мясо с пшённой кашей, кофе. Ужин: каша рисовая, компот.»
Но это не решало проблем с детским питанием: чтобы спасти недоношенных и слабых малышей, в роддоме собирали грудное молоко.Всю войну в стационаре продолжали работать 12 врачей и 35 медсестёр. Палаты отапливали печками. В детском отделении воздух удавалось нагреть до 22 градусов.
16 апреля 43-го в роддом попала фугасная бомба. Взрывом разрушена угловая часть здания, где находилась операционная. Восстановили здание быстро, в рабочем порядке – закрываться на ремонт не было никакой возможности.
С каждым днём, приближающим победу, родов становилось больше. За первые полгода 45-го в этом родильном доме начнут жизнь 1200 ленинградцев. Дети войны. Дети любви. И безграничного оптимизма…