Итальянская улица, 19. Осенью 1944-го на этой сцене обосновался Ленинградский городской театр, возникший в 42-м и получивший второе, домашнее название — «Блокадный».
Сама площадка гораздо старше театра, здесь расположенного. В 1848 году она была построена как часть крытой торговой галереи «Пассажа», соединившего Невский проспект с Итальянской улицей. В 1901-м после перестройки у театрального зала появился отдельный вход – из соседнего жилого дома. В начале ХХ века три сезона здесь выступала драматическая труппа Веры Комиссаржевской.
Более странный момент для создания нового театра даже трудно себе представить. Зов Мельпомены, казалось, должен был потонуть в шквале причинённых городу страданий. Первая блокадная зима действительно прошла в Ленинграде без драмы. Драматические театры были эвакуированы. Но звучали радиопостановки и с аншлагом шла оперетта. Тогда и возникла идея организовать Ленинградский городской театр. Пьесу «Русские люди» Константина Симонова новая театральная труппа разучивала по вырезкам из газеты «Правда». И вот — премьера.
Из воспоминаний актёра театра Александра Янкевского:
«Во время первого акта начался артиллерийский обстрел района. Погас свет. Небольшое замешательство на сцене: как играть дальше? Вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий, пятый, десятый… Свет фонарей дал возможность доиграть акт до конца…»
Меньше чем через месяц — следующая премьера – «Фронт» Александра Корнейчука. Спектакли начинались в пять часов дня с таким расчётом, чтобы закончить показ до начала комендантского часа. Не столько идеологически выверенный репертуар, сколько сама магия театра заставляла ленинградцев совершать расточительные движения и отвлекала от мыслей о голоде.
За время блокады — четыре премьеры. А дальше — с осени 44-го – новая жизнь на новой сцене. Со времён войны в современном фойе – афиши, программки и список сотрудников. Их было 86. И каждый день они совершали то, что в нас сегодняшних вызывает неизменное неподдельное восхищение…