Сейчас они как будто теряются в многолюдности Невского проспекта. Как будто грация и величавость запечатлённых в них движений не вяжется с суетливой повседневностью мегаполиса. Но стоит лишь на секунду остановиться… Их античная красота, их пластика, пропорции и почти физически ощущаемая напряжённость схваченного момента … Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из самых драматичных визуальных образов Петербурга. Этими скульптурами существующий и поныне мост через Фонтанку украсили в середине XIX века.
На западной стороне установили две бронзовые скульптуры Петра Клодта: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной — их гипсовые копии. И лишь в 1851-м квадрат был завершён. Клодт создал ещё две оригинальные статуи. Загадка в том, что он не оставил объяснений: история ли это покорения коня или возвышения человека…
После начала войны комиссия, отвечавшая за сохранение культурного наследия города, постановила коней Клодта зарыть, в буквальном смысле.
Осенью 41-го к мосту подвезли сани. Для погрузки соорудили своеобразный роликовый конвейер из брёвен. С помощью этой конструкции первого из бронзовых коней спустили на салазки и перевезли в Аничков сад. Грунт к тому времени промёрз настолько, что усилий хватило на рытьё только одного котлована. Туда поместилась одна скульптурная группа – та, что изображает поверженного юношу и коня, готового вырваться на свободу. Оставшиеся скульптуры укроют в земле лишь следующей весной.
На мост клодтовские кони вернутся в 1945-м — на постаменты, пострадавшие от артобстрелов. Один из них – северо-западный – даже не станут реставрировать.
Глубокий след от попадания артиллерийского снаряда и мемориальная табличка – короткое сообщение потомкам о войне, которую не забыть. Вслед за рукой водничего мы смотрим в небо. И в мгновении, словно остановившемся, чувствуем пульсацию времени. Иногда это похоже на тихий ровный стук метронома… Сквозь рваные ритмы шумного городского проспекта…