Судя по тому, что центральными зданиями, сформировавшими эту площадь, являются манеж и конюшни, то нетрудно догадаться, что первоначально в этих местах обитали кони. А ещё раньше ― слоны. «По улице слона водили…» То есть неспроста прилегающая к площади улица Караванная имеет такое название: в середине 18-го века на территории нынешней Манежной площади находился Слоновый двор, и слонов (а сегодня это вообразить непросто!) водили на водопой к Фонтанке! На самой же улице Караванной располагались караван-сараи погонщиков.
Со второй половины 19-ого века Михайловский манеж использовался как центрально-выставочный зал, в советское же время это здание было хорошо известно ленинградцам как Зимний стадион.
ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ,фотограф: Я помню, помню до сих пор потрясающий рёв энтузиазма, патриотизма, как угодно называйте, национализма, когда ленинградский, не побоюсь этого слова, «Спартак», где, кстати, играл Олег Кутузов и, по-моему, ещё тогда играл и сам Кондрашин ― они выиграли у американцев! Единственная команда, которая выиграла у американцев.
А позже спорт сменила десятая муза…
ТАТЬЯНА СУМЕРКИНА,переводчик: Потом, когда пошло как бы большое влияние кинематографа, и появилось очень много фильмов с участием Ришара и Депардье, Зимний стадион трансформировали в большой кинотеатр, куда со всего города, опять же, приезжали люди. Очереди стояли до Невского проспекта и вдоль всей Кленовой аллеи, чтобы попасть просто на любой фильм с их участием, начиная от «Игрушки», заканчивая «Уколом зонтика» и так далее.
Ну, а начиналась история Манежной площади с формирования ансамбля Михайловского замка.
БОРИС КИРИКОВ,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: Вот к этому месту выходила граница территории Михайловского замка с парадными воротами. А в ансамбль Михайловского замка, построенный по проекту Баженова архитектором Винченцо Бренна, входили также манеж и конюшни. Они были неотъемлемой частью резиденции Павла I, а здесь проходил их край. И именно потому, что ось ансамбля Михайловского замка идёт под углом к Невскому проспекту, к Караванной улице, к Итальянской, получилась вот эта необычная треугольная форма Манежной площади. Наверное, это единственная в нашем городе треугольная площадь.
Со временем на площади были разбиты два сквера: Старо-Манежный сквер и в центре площади ― Ново-Манежный. В 1914-м году в Ново-Манежном сквере был открыт конный памятник великому князю Николаю Николаевичу ― старшему, однако после Октябрьской революции памятник был снесён. Увы. Такие были времена.
Не повезло и Кленовой аллее. В начале 20-го века задуманная Карлом Росси великолепная перспектива Кленовой аллеи, открывавшая вид на Михайловский замок, исчезла. Её закрыл собой построенный дом Офицерского корпуса Его Императорского Величества Конвоя.
Зато жителям Манежной площади повезло с кинематографом: два кинотеатра в одном здании ― скажем так, необычное явление! В 1917 году здесь открылся кинотеатр «Сплендид-Палас». А после войны здание отдали юным зрителям ― это был первый в Ленинграде детский кинотеатр «Родина».
Нынче название «Дом кино» носит кинотеатр. Но в ленинградское время это было нечто гораздо большее: это был целый мир! эпоха! кинематографическое братство! громкие премьеры, встречи, выставки! Здесь рождались замыслы, идеи, здесь не утихали споры, причём эпицентром кинематографических баталий были ресторан «Дома кино» и бар! Как говорится, «мы артисты – наше место в буфете!»
СЕРГЕЙ СНЕЖКИН,кинорежиссёр, народный артист Российской федерации председатель Союза кинематографистов Петербурга: Здесь был легендарный бар, где сидели, как приклеенные к стульям, одни и те же персонажи. Там обсуждали последние премьеры, там ставили «плюсы-минусы» режиссёрам, актёрам, там создавалось общественное мнение «под коньяк». Потом это мнение перетекало в действующую кинематографию. Это было такое своеобразное, если хотите, гражданское общество.
А вот сегодня в Доме кино так называемых закрытых просмотров нет ― то есть смотри, что хочешь. Но это уже совсем другой кинематограф. И мы с ностальгией вспоминаем наше ленинградское кино.
Манежной площади и её мелодии в каменной симфонии Петербурга посвящена новая программа из цикла «Малые родины большого Петербурга».