Лана Конокотина,корреспондент: В этих шкафах в здании Эрмитажного театра музей хранит хрупкие и очень ценные памятники текстиля: ткани, вышивки и, конечно, кружева. Это, можно так сказать, эталонный образец своего времени – итальянский гипюр XVII века. За этим ажурным символом роскоши, статуса, положения в галантную эпоху охотились не только женщины, но и мужчины.
Гипюр – особый вид кружева, элементы которого создаются отдельно, а потом тончайшими ниточками, так называемыми, «бридами» соединяются друг с другом. Итальянские гипюры, с динамичными барочными завитками аканта и крупными, часто рельефно выступающими цветами, с первой половины XVII века в Европе считались непревзойдёнными. Ими украшали всё, что только возможно: от рыцарских доспехов и одежд высокопоставленных священнослужителей до костюмов французских мушкетёров.
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа: Венеция, она, вообще, производила предметы роскоши на всю Европу. И, в частности, во Франции во времена Людовика XIII были первые эдикты против ношения кружев. Запрещали носить такие роскошные вещи. А Людовик XIV пошёл ещё дальше – он запретил вообще носить итальянские кружева, с тем, чтобы во Франции производили свои собственные. На некоторых вещах есть такие бирочки. В данном случае красненькая. Она говорит о том, что это коллекционное кружево, оно принадлежало Юсуповым.
Эрмитаж хранит кружево в отдельных папках, каждое изделие прокладывая специальной бумагой. Обычно столь хрупкие памятники покидают фонды крайне редко. Однако, сейчас их увидеть может каждый посетитель музея. Год назад несколько «кружевных» витрин украсили экспозицию «Итальянских кабинетов», начиная с зала Микеланджело. Рядом со «Скорчившимся мальчиком» разместились образцы с металлической нитью. Ими славилась Генуя. Большинство же экспонатов — венецианского типа гипюры, навечно прославившие мастериц с острова Бурано.
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа: К сожалению, они создавали эти вещи прекрасные, но носить они не имели права такие вещи. Ремеслом они занимались уже с раннего возраста, девочками, чтобы иметь какой-то определённый навык. И плюс требовались очень нежные, изящные пальчики, которые могли ловко орудовать иголочкой.
Если плетение кружев считалось стопроцентно женским занятием, то создателями роскошных вышивок, в той же самой Италии, как ни странно, были исключительно мужчины.
Татьяна Косоурова,заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Государственного Эрмитажа: И сначала вышивальщики были причислены к гильдии Святого Луки, который покровительствует живописцам. Особенно ценились те мастера, которые имели дело с золотым шитьём. Действительно мастерами очень часто были мужчины. И не даром в XVIII веке во Франции вышла энциклопедия Дидро и Аламбера. И одна из глав называлась «Искусство вышивальщика».
В богато украшенных разнообразной вышивкой одеждах итальянского высшего духовенства нет даже намёка на строгость. Причудливые цветочные и растительные орнаменты отражают последние модные тенденции, которые, кстати, по большей части, были общими, как для церковного, так и для светского костюма. Один из самых необычных эрмитажных текстильных памятников — портрет папы римского Клемента XI, соединяющий в себе и кружево, и вышивку, и элементы гравюры. Он – некая квинтэссенция эпохи выдающихся мастеров и мастериц, умевших превратить всё, к чему их рука прикасалась в произведение высочайшего искусства.