ЛАНА КОНОКОТИНА,корреспондент: Стараниями итальянского скульптора Джузеппе Пеноне на одно дерево в Большом дворе Эрмитажа стало больше. Бронзовый гигант, весящий более тысячи килограммов, уже пустил в петербургскую землю свои корни, а ветви направил в сторону Зимнего дворца.
Если бы не камни на ветвях, виртуозно проработанный арт-объект Пеноне мало чем отличался бы от пока ещё лишённых листвы настоящих музейных деревьев. Даже направление веток у них совпадает. Для скульптора дерево – любимый универсальный образ, с помощью которого можно поразмышлять обо всех аспектах мироздания.
ДЖУЗЕППЕ ПЕНОНЕ,художник, скульптор: Моя работа повествует о противостоянии двух энергий: энергии тяги к свету, энергии устремления вверх и силе тяжести, которая тянет нас вниз. Я тщательно выбирал, какое именно произведение привезти в Петербург. Этот большой двор Зимнего дворца, фактически, это зал, некий зал под открытым небом. У него есть стены, есть архитектура, мне важно было, как дерево будет соотноситься с архитектурой и другими деревьями и как оно будет выглядеть с разных сторон.
ДМИТРИЙ ОЗЕРКОВ,заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: Это один из самых интересных скульпторов Италии 20 века. Джузеппе Пеноне родился 71 год назад. Он представитель движения «Арте-повера». «Арте-повера» – это, как сейчас нам кажется, важнейшее движение для итальянского искусства и для европейского искусства вообще, движение, которое брало элементарные какие-то материалы, чтоб показать мощнейшие идеи.
Выставлять современную скульптуру в парадном дворе – для музея уже стало доброй традицией. Под окнами бывшей императорской резиденции успели побывать и гигантские пауки Луиза Буржуа, и трогательный «Человек, измеряющий небо» Яна Фабра, и въехавший в дерево зелёный автомобиль передвижной бьеннале Манифесты.
Но этой весной современное искусство не ограничится двором Эрмитажа. В Главном штабе уже полным ходом идёт монтаж недавно отгремевшей в Лондоне большой ретроспективной выставки Ильи Кабакова, одного из самых известных мастеров современности, прославившегося масштабными инсталляциями на тему советского прошлого. Большая часть работ была создана мастером в соавторстве с супругой Эмилией.
ЭМИЛИЯ КАБАКОВА,художник, соавтор выставки: Это жизнь художника. Мы предлагаем зрителю пройти по жизни моей и Ильи вместе – его изначально, потом мы вместе – и вот, тот момент, в который мы пришли сегодня… Мы инсталлировали саму атмосферу нашей жизни.
Классический герой Кабаковых — «маленький человек», задавленный обстоятельствами, режимом и неустроенностью быта. Только лишь в мечтах он свободен и способен воспарить в неведомые дали. В тотальных инсталляциях, в которые попадает зритель, всё продумано до мелочей, чтобы полностью захватить, погрузить вновь вошедшего в эпоху, в атмосферу.
ЛАНА КОНОКОТИНА,корреспондент: Прекрасный пример тотальной инсталляции – этот красный вагон. Вагон-утопия, вагон-метафора Советского союза. С картинами прогрессивного будущего, но, к сожалению, этот вагон без колёс.
Знаменитый вагон – один из символов Главного штаба – в числе тех произведений, что были в разные годы подарены Ильёй и Эмилией Эрмитажу. В своё время именно эти щедрые «подарки» стали тем самым фактором, повлиявшим на решение музея начать целенаправленное коллекционирование и изучение современного искусства.
ЭМИЛИЯ КАБАКОВА,художник, соавтор выставки: Эта комната – заключительная комната всей выставки, это комната про ангелов. Человек должен быть на пределе отчаяния. Он достиг того момента в жизни, когда будущего нет, не видно, и он начинает строить эту лестницу, чтоб подняться на самый верх. Он ожидает, что придёт ангел и его спасёт.
Деревянный ангел пока ещё «отдыхает» у основания лестницы. Но монтаж выставки продолжается. И забравшийся на такую опасную высоту герой своего небесного защитника, рано или поздно, обязательно дождется. И они соприкоснутся руками!