Эту улицу проложили в 1874-м году и дали ей незатейливое название ― Новая. Позже её стали именовать и вовсе прозаично ― Компанейской. А вот в 1881-м году, по повелению императора Александра III, улица получает как награду имя Александра Сергеевича Пушкина.
Легко заметить, что у этой улицы беспокойные соседи-великаны ― шумный Невский проспект и бурлящая Лиговка с вокзалом. А на Пушкинской улице ― тишина. Собственно, в этом было и есть особое очарование Пушкинской. Но не только: здесь и по сей день сохранилась драгоценная для нас историческая застройка. Причём эти великолепные здания строились просто как доходные дома.
Наталия Перевезенцева,писатель: 20 домов, которые здесь, на этой улице, они все построены за 10 лет. Так что, действительно, об улице можно сказать, что она возникла. Из этих 20-и домов 9 построил замечательный архитектор Павел Юльевич Сюзор, которого мы все знаем по Дому Книги, конечно. Ну и остальные дома тоже строили достаточно известные архитекторы. То есть сама по себе Пушкинская улица, она ещё и такой архитектурный заповедник конца XIX, начала XX века.
Пушкинская улица, Пушкинская площадь, Пушкинский сквер… И бронзовый гений места. Погружённый в думы, изысканный и печальный. Выдающийся зодчий Александр Опекушин создал необычного Пушкина ― памятник не парадный, а как бы свой, домашний, принадлежащий Пушкинской улице.
кирилл набутов,журналист: Он и должен быть интимным, потому что замкнутое пространство. Он не может быть большим. Там в этом смысле, по-моему, градостроительно всё решено и привязано очень хорошо. Это, действительно, локальный, небольшой скверик. Там можно сидеть. Там хорошо выпивалось всегда, портвешок. Там же гастроном недалеко был. Один — на Невском, на углу, а второй — в «Пале Рояле», на углу Кузнечного переулка.
В народе говорят, что этот «портвешок» однажды сослужил службу ленинградским художникам-неформалам.
Наталия Перевезенцева,писатель: Существует легенда, что однажды в садике два художника сидели, выпили портвейна, предложили Пушкину, и он в благодарность подкинул им идею занять этот дом. И сделать такой вот сквот, то есть место, где могла бы собираться художественная богема.
И тихая улица Пушкинская зашумела! В самом конце 80-х в заброшенном здании на Пушкинской, 10 ленинградский андеграунд, можно сказать, обрёл свою малую родину. Сегодня Арт-центр «Пушкинская, 10» ― это объект современной петербургской культуры, маленькое государство, живая история.
Кирилл Миллер,художник: Пушкинская улица знаменита именно вот, как громкий звук — «Пушкинская!» Помимо улицы — улица и улица. Но есть ещё вот этот культурный центр «Пушкинская, 10», который назывался «Пушкинская, 10», и во всём мире известен, как культурный центр «Пушкинская, 10», и как, можно сказать, одна из баз определённой культуры, опредёленного времени, свободной культуры, независимой: независимых художников, музыкантов, театралов, как сообщество вот это, и оно называлось «Пушкинская, 10». Вот под этим именем оно прославилось. И весь мир теперь знает «Пушкинскую, 10» именно как центр культуры.
Ну, а центром всего этого исторического пространства по-прежнему остаются Пушкинская площадь и сквер. Здесь назначают свидания ― встретимся у Пушкина!
Юрий Димитрин,драматург, писатель: Изумительная вещь. Первый памятник в России, поставленный Жуковским. Написаны на нём подцензурные слова. Не такие, как мы учили в школе.
Да, написано: «…что звуки новые для песен я обрёл» ― вместо всем известной строки: «И чувства добрые я лирой пробуждал». Но вряд ли эта строчка поэта нуждалась в цензуре. Но вот ещё вопрос, который волнует многих: о чём думает Александр Сергеевич и куда направлен его взор?
А вот куда направлен взор поэта и что представляла из себя гостиница «Пале-Рояль», слывшая как место обитания богемы, кто они ― знаменитые обитатели Пушкинской улицы, её достопамятные места ленинградского времени ― об этом и о многом другом пойдёт речь в новой программе «Пушкинская улица» из цикла «Малые родины большого Петербурга».