В 18-м веке в районе пересечения Царской перспективы (то есть нынешнего Московского проспекта) с Лиговским каналом находилась городская застава. Тогда она представляла собой шлагбаум, называемый в народе «рогаткой». Впоследствии с двух сторон колоннады Триумфальных Московских ворот были построены дома кордегардии ― для караульных, охранявших границы Петербурга. Со временем весь район к югу от Московских ворот стали называть Московская застава.
Надо сказать, что в своё время проезд через заставу был возможен исключительно между двумя колоннами в центре Триумфальных ворот, и расстояние между ними было, как сообщают историки, на ширину кареты. Ну а сегодня, конечно, всё по-другому…
Александр Новиков,заслуженный артист Российской Федерации: Всё время, по детскому ощущению, я помню, что, когда в наземном транспорте едешь и поворачиваешь там от Техноложки, и перспектива Московского проспекта открывается, то ворота видны. И всегда было такое, ну это детское такое удивление, что едешь-едешь, потом транспорт почему-то объезжает ворота, чтобы ехать дальше по Московскому.
Ну а память о том, что здесь когда-то была застава, сохранилась, в частности, в названиях Заставской улицы и Заставной пожарной части.
Надо сказать, несмотря на то, что Московский проспект в стародавние времена являлся царской дорогой ― по ней августейшие особы направлялись в Царское Село ― выглядела эта дорога не всегда парадно.
Наталия Перевезенцева,писатель: Часть Московского проспекта, за Московскими воротами, до революции называлась «Забытым уголком Петербурга». Стало всё потихонечку меняться в советское время. Но не сразу, конечно. Потому что только в 1918 году эта часть района стала, собственно, Московским районом. До этого она была за пределами города.
Тем не менее, уже в самом начале 19-го века здесь, в районе Московской заставы, один за другим стали появляться мастерские, жилые дома, Московскую заставу стали обживать даже дачники. Позже здесь стали строить промышленные предприятия: завод Речкина ― в советское время ВАГОНМАШ имени Егорова, «Товарищество Санкт-Петербургского механического производства обуви «Скороход», завод «Сименс-Гальске» ― позднее знаменитый завод «Электросила».
В 30-е годы согласно генеральному плану Московскому проспекту предназначалось стать главной улицей Ленинграда. И неудивительно, что на смену аскетическому конструктивизму в архитектуре приходит величественный сталинский ампир.
Ольга Саксон,художник: Сталинские дома строились под девизом «чтобы не стыдно было жить при коммунизме». То есть это толстые стены, высокие потолки, добротность такая, масштабность, поэтому, конечно, они отличаются от построек других времен.
Дом на углу Московского проспекта и Бассейной улицы называют «самым московским зданием Петербурга». Оно удостоилось множества прозвищ ― его именуют и «Генеральским домом», и «Домом Виктора Цоя» (музыкант жил в нём с рождения), и «Домом со шпилем», и «Домом с башней».
Тамара Агамалова,житель Московского района: Это башенка была ориентиром для всех идущих по Московскому проспекту. И спрашивали: «Ваш дом за башней или до башни?» Вот этот ориентир остался и сегодня ориентиром на Московском проспекте, очень значимым перекрёстком.
Передача «Московский проспект. Часть 2» из цикла «Малые родины большого Петербурга» посвящена историческому району «Московская застава», её достопримечательностям, жителям и ленинградскому периоду архитектуры, культуры и бытования.