Река Мойка когда-то вытекала из торфяного болота, которое было на месте Марсова поля, и, прямо скажем, не могла похвалиться своей репутацией: её называли Муя, а затем ― Мья, что означало «грязная», «грязь»… А вышло-то вон как: из грязи да в князи!
Борис Кириков,историк архитектуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации: Конечно, это особая река Петербурга. Это не Петербург Достоевского. Это аристократический Петербург ― с дворцами, особняками, такими солидными, пышными доходными домами. Хотя были и Фонарный переулок, и какие-то другие, и кабак купца Поцелуева, от которого происходит Поцелуев мост. Но, в целом, это такая аристократическая часть Петербурга.
…И парад архитектурных стилей: здесь и классицизм, и неоклассицизм, и барокко, и ампир, и эклектика, и модерн. И всё это сосуществует, не затеняя собой друг друга. И каждое здание здесь ― с большой и яркой историей. Например, на углу Марсова поля и набережной Мойки находится дом под номером «1», называемый в народе именем архитектора – Дом Адамини. Он связан с судьбами многих известных людей: здесь жили писатели Леонид Андреев, Вера Панова, Юрий Герман, главный архитектор Ленинграда Николай Баранов, а в 1916-м году в Доме Адамини располагалось кабаре «Привал комедиантов».
Анастасия Мельникова,заслуженная артистка Российской Федерации: Мойка 1, где я живу, в этом доме Малевич впервые представил «Чёрный квадрат». Да, вот, на углу, вот этот ресторан, где Маяковский, весь Серебряный век впервые читали свои стихотворения, читали в этом арт-ресторане внизу. И на сладкое там на блюде выносили Карсавину. Это вот такой был декаданс. И всё это было в этом доме, буквально вот на углу, где и сейчас есть ресторан, поэтому дом, конечно, он такой наполненный невероятным талантом, историей, поэзией, музыкой, прозой.
Собственно, здесь, на Мойке, каждый житель знает и дорожит историей своего дома.
Валентина Сердюкова,математик: Наш дом, который угол Мойки, Мойка, 56, он тоже очень старый, и он, конечно, изменялся, строился и так далее. Но вот, например, в 19 веке сюда переехало и стало находиться Английское собрание. Тогда это был самый аристократический клуб Петербурга действительно. Здесь были Стасов, Крылов, Гнедич, то есть вот такие вот фамилии все!
Но есть и другая Мойка, не такая, скажем, нарядная, как в центре. Здесь жизнь течёт неспешно, как и сама река, но в этой уединённости места есть своё очарование…
Павел Кузнецов,историк философии, писатель: Эта Мойка, несомненно, тоже красива, и здесь немало красивых дворцов, особняков. Но это, так сказать, более скромный район, более демократичный. И таким он был ещё до революции. Отличительной чертой этого района Мойки и прилегающих к нему мест является такая особая атмосфера, которая, я бы сказал, очень тихая, спокойная, и вот в нашем дворе вообще абсолютная тишина. Хотя это центр города.
Ну, а у истоков реки, где протоптана туристическая тропа, жизнь бурлит.
Прогуляемся и мы вдоль по набережной красивейшей реки Северной столицы, которой посвящён новый фильм «Мойка» из цикла «Малые родины Большого Петербурга».