- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
В конце ХIХ — начале ХХ эта местность носила финское название ― Келломяки и представляла собой Серебряный век в отдельно взятом посёлке. В 1948-м году началась другая история посёлка ― под новым названием Комарово.
Знаменитый писатель и дачник Комарова Даниил Гранин вспоминает: «Комарово – это единственный своего рода заповедник, вокруг которого собралось все лучшее, что было в Ленинграде, в советской науке и культуре».
Екатерина Боярская,литератор, депутат МО пос. Комарово: «Комарово — огромное понятие, конечно. Это природная зона, это целая философия, это такой конгломерат, много-много всего. Навсегда с нами этот пейзаж, залив, это сочетание озера с морем — редкое явление. Это Литориновый уступ, это удивительная гора и дно древнего моря…»
Это берег, который тысячи лет назад омывали волны Литоринового моря… А гора, кстати, дала первоначальное название Комарово ― Келломяки, что по-фински означает «колокольная горка». Звучит поэтично, но на самом деле всё прозаичнее: согласно легенде, во время строительства железной дороги на сосне висел колокол, созывающий рабочих на обед.
А до открытия станции местность эта была совершенно безлюдной и называлась в переводе с финского «лосиное болото». Как известно, до 1918-го года Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. И вскоре в этих местах одна за другой стали появляться дачи петербуржцев, напоминающие скорее сказочные дворцы. Позже это направление архитектурного стиля назовут «северным модерном».
Елена Травина,кандидат философских наук, координатор исследовательской группы «Старые дачи»: «Деревянные дачи — это обязательно уютные дома с башенками, куда можно забраться и обозревать окрестности. Это веранды, где можно укрыться от ветра, застекленные, с цветными стеклышками. Это открытые террасы. Часто в домах была винтовую лестница, которая вела на второй, третий этаж, в башенку».
Ирина Снеговая,директор краеведческого музея «Келломяки-Комарово»: «И позднее финны будут называть эту часть Карельского перешейка «страной замков спящих красавиц», благодаря этим дивным дачам — кружевным, таинственным, прелестным, украшающим берег. И в сочетании с хвоей сосен, дюнами, голубоватым цветом осоки, и «заливом всех оттенков серебра», как потом скажет Ахматова, ― все это создавало удивительную картину русской Финляндии, исключительную, ничего по сравнению с этим, пожалуй, рядом поставить было нельзя».
Среди знаменитостей здесь проживали Агафон Карлович Фаберже, Матильда Кшесинская, Жорж Борман ― шоколадный король, как его называли, известный архитектор Гавриил Барановский, чья дача поражала всех своей красотой и роскошью.
Ирина Снеговая,директор краеведческого музея «Келломяки-Комарово»: «Обратите внимание на замок «Арфа». Назывался он так, потому что венчала постройку конструкция, которая при сильном ветре с залива начинала петь — арфа ветра, Эолова арфа».
По проекту выдающегося зодчего Николая Никонова в Келломяки была построена Церковь Сошествия Святого Духа. Существовал и театр, который назывался «Ритц», работали магазины, почта ― то есть жизнь на берегу залива «всех оттенков серебра» была самодостаточна, богата и красива. Однако после Октябрьской революции и провозглашения независимости Финляндии, дома петербургских дачников опустели и действительно напоминали «замки спящих красавиц». Спустя время дачи были проданы на аукционах, многие из них были перевезены в другие районы Финляндии. Целый пласт жизни, счастливой и трагической, казалось, канул в Лету. Однако сегодня история посёлка Келломяки времён Серебряного века возвращается ― из небытия и беспамятства…
Елена Травина,кандидат философских наук, координатор исследовательской группы «Старые дачи»: «Мы сейчас занимаемся тем, что понемножечку восстанавливаем в памяти имена тех людей, которые строили Келломяки-Комарово, которые там жили, которые любили, страдали, которое остались в 1917ом году на территории независимой Финляндии и пытались там выжить в небольшой русской колонии. Наверное, больше всего мы радуемся, когда потомки этих людей, приезжают на участки, о которых они когда-то слышали в воспоминаниях своих бабушек и дедушек или прабабушек и прадедушек, и начинают обниматься с березками на родных местах…»
После Великой Отечественной войны, в 1948 году, посёлок получает новое название ― Комарово. И отнюдь не в честь комаров, как полагают гости Петербурга, имея на то основание, ― посёлку было дано имя известного ученого, президента Академии наук СССР Владимира Леонтьевича Комарова.
«Комарово — это совершенно уникальное место, которому я не знаю аналога в России, ― напишет впоследствии Даниил Гранин. ― Чтобы в одном месте сошлись и Шостакович, и Соловьев-Седой, и Черкасов, и Евгений Лебедев, и Товстоногов, и Козинцев, и Лихачев, и Евгений Шварц, и Ахматова, и Жирмунский, и Бродский… Писатели, поэты замечательные, ученые, музыканты, артисты, художники, прославившие нашу культуру».
Ирина Снеговая,директор краеведческого музея «Келломяки-Комарово»: «В этом и уникальность Комарово. По приказу Сталина уже после окончания Великой Отечественной войны здесь был основан Академгородок для физиков-ядерщиков и других ученых. Был и Дом писателей, и Дом актера, и Дача Литфонда и Театрального общества. Были дачи, раздававшиеся большому количеству людей интеллектуальных профессий — инженерам и конструкторам, работавшим и на космос, и на подлодки. Все это создавало своеобразный клуб с летними дружбами».
Валерий Попов,председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: «До сегодняшнего дня это самое счастливое место — Комарово. Началось всё в Доме Творчества с потрясающей дружбы, потрясающей компании. Я помню хмурый осенний вечер, и на кровати сидят Горбовский, Соснора, Городницкий. На холодильнике — Рейн, любит так пошутить, не как все. И тут же Житинский. И мы все непрерывно говорим, перебиваем друг друга, читаем стихи, хохочем, выпиваем. Все были молоды, веселы, красивы. Но уже заслужены, и уже отмечены. Юность комаровская — это лучшее время, которое может быть».
Из летних и осенних дружб рождались здесь, в Комарово, великие произведения. А в перерыве знаменитые дачники купались в своём любимом Щучьем озере и в Финском Заливе, и посещали ресторанчик у железной дороги, который называли «шалман».
Валерий Попов,председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: «Знаменитый шалман, где Шварц и многие другие любили выпивать, часто их вытаскивали жёны. Но всё это было талантливо, остроумно: с эпиграммами, экспромтами, прибаутками. Два магазинчика на Дачной…»
Стояли в очереди за дефицитом ничто человеческое им было не чуждо…
Александр Стрелец,фотограф: «Было продвинутое снабжение, как в магазинах на Первой и Второй Дачной. Приезжали люди из других поселков, я точно это помню. Стояла огромное очередь: привезли черешню на Первую Дачную, привезли абрикосы на Вторую».
А в конце Второй Дачной улицы в ленинградское время жила семья из знаменитой артистической династии ― народные артисты РСФСР Лидия Штыкан и Николай Боярский.
Екатерина Боярская,литератор, депутат МО «Комарово»: «Это моя малая родина. Нет, не малая. Это — моя Родина… Комарово — это отчий дом. Все мои друзья и подруги — из комаровского детства. Мы до сих пор все общаемся. И когда мы в детстве гоняли на великах по этим тропинкам и видели эти дачи, мы все воспринимали как абсолютнейшую данность. Мы жили в этой красоте, в этой природе, не задумываясь. Имя Ахматовой мы услышали не из школьной программы, естественно, учась в советское время, а из наших дачных прогулок. Вот «Будка», где жила Анна Андреевна».
«Моя будка» ― так называла Анна Ахматова выделенную ей Литфондом дачу, причем, как вспоминает писатель Анатолий Найман, называла её так «скорее, добродушно, чем осуждающе».
Сегодня в ахматовской «Будке» живет писатель Валерий Попов.
Валерий Попов,председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: «Сначала дух ее был даже немножко враждебен: мол, кто ты такой… Было холодно и, когда я включал подогреватель, раздавался щелчок и такая фига выскакивала. Я рассказывал всем, что это фига Ахматовой, будто она говорит: «Не будешь здесь жить и включать электроприборы, я же жила как-то». Вот такой суровый аскетический дом, и это очень здорово. Некоторые удивляются: как это у вас так же, как при Анне Андреевне, всё!.. Я стараюсь охранять вверенную мне площадь».
Охраняют здесь и другую площадь ― особое, святое пространство ― Комаровское кладбище, последний приют на земле Анны Ахматовой и многих выдающихся деятелей науки и культуры.
Екатерина Боярская, литератор, депутат МО «Комарово»:
«Я каждый раз поражаюсь: Боже, какой это гений места!.. Какое-то намоленное пространство, если столько величайших, замечательных людей здесь были, жили, творили, может быть, задумали здесь свои произведения и нашли здесь упокоение».
А «гениев места» в Комарово не счесть. И среди них, конечно, был и остаётся Олег Каравайчук.
Александр Стрелец,фотограф: «Композитор Каравайчук — символ Комарово. Даже на карте нарисована его маленькая фигурка. С самого детства я помню, как он проходил мимо забора, по улице шел, потом возвращался — танцующей легкой походкой. Его силуэт, кажется, всегда здесь был».
Символами этих мест остаются и старинные дачи, которые в народе называют «финскими домиками» ― на самом деле эти дома принадлежали петербуржцам. Многие дачи были утрачены в годы революции и в ленинградское время. Наши дни тоже проходят под знаком утрат: на Морской улице находилась дача Чижова, которую называют «Вилла Рено», с ней связана большая история. А для многих — это ещё и дорогие воспоминания детства.
Екатерина Боярская,литератор, депутат МО «Комарово»: «Наверху горы, на Литориновом уступе была беседка, где продавали мороженое. Мы часто приходили сюда. Ели себе мороженое спокойно, не осознавая в какой красоте мы живем. И съев мороженое, гнали вниз иногда без рук на велосипеде со страшной скоростью к заливу. И вот там уже начинались наши купания, загорания, игра в мяч, беготня…»
А вот сегодня, судя по табличке, в Финском Заливе «Купаться не рекомендовано». Да, многое здесь изменилось, но следы ушедших эпох, эти зарубки на память ещё остаются ― например, беседка Галины Улановой. Или же заблудившаяся во времени телефонная будка… И как встарь, тишину прорезают поезда и электрички, проносящиеся мимо Дома отдыха ВТО ― между прочим, за близкое соседство с железной дорогой Фаина Раневская называла это место «Дом творчества имени Анны Карениной». А вот девиз «Всё лучшее детям!» с 90-х годов уже не актуален.
Есть и приметы нового времени ― нескромное обаяние буржуазии: выросли глухие заборы-великаны, превратив когда-то нарядные улицы в узкие проезды. Но ещё можно увидеть заборчик из цветных лыж ― как воспоминание о весёлой, шумной, многоголосой жизни. Сегодня в Комарово всё иначе…
Александр Стрелец,фотограф: «Казалось бы, все тут друг друга знают. Закрытая жизнь. Выходишь ― и никого. Комарово. И всё».
Увы, сегодня многие считают, что «Комарово» как культурное пространство стало фактом истории, и не более того. Однако здесь ещё остаются места, которые дают надежду.
Валерий Попов,председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: «Место встреч — теперь не кабак, а, к счастью для здоровья и для Комарово — это библиотека. Когда туда приходишь показывать свою новую книгу, рассказывать, то видишь такие лица замечательные. Такие лица я вижу только в Комарово».
Ирина Снеговая,директор краеведческого музея «Келломяки-Комарово»: «Гранин говорил в романе «Картина»: «У каждого должно быть какое-то место, где он просто принадлежит самому себе, отвлеченный от всех суетных моментов жизни, где он может подумать о том, зачем он существует. И красота, открывая глаза души, помогает в этом». И это всё Комарово».
Но Комарово меняется ― как и всё живое, остаётся непреходящим лишь одно ― любовь к нему. Несмотря и вопреки.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины