Николай Второй прибыл в Тобольск, а в Петрограде проходит шестой съезд партии большевиков. Причем без Ленина. В эфире рубрика «Хроники революции». Мы передаем новости из столицы 1917 года. Корреспондент революции Артём Шарипов о самых важных событиях уходящей революционной недели.

Артём Шарипов, корреспондент:
«Царь в Тобольске, да здравствует царь! Впрочем, где он, новый правитель? Неизвестно. Партия большевиков инкогнито, не афишируя место проведения, устроила шестой съезд Советов. Самый тайный. Итак, где-то в Петрограде собрались большевики».

Большевики — тайная организация, численность которой не знают даже в Зимнем. Обезглавить революционеров совершенно невозможно, РСДРП — Ларнейская гидра. Власть отрубила ей одну голову, на ее месте выросло две. 

Собрал шестой съезд «Механик революции» Яков Свердлов, известный в партии под псевдонимом «товарищ Максим», а своим близким, как Соломон Мовшевич. Именно он официально отменил лозунг «Вся власть советам!» Окружению Церетели власть не нужна, она нужна большевикам. В наших руках оказался список лиц, которые и без Ленина готовы закончить начатое в июле. Это эксклюзив. Заявки на съезд новых лидеров Сталин, Бухарин, Смилга, Подбельский. 

Яков Свердлов,руководитель секретариата ЦК РСДРП:
«Я иллюстрирую цифрами рост нашей организации. На апрельской конференции было представлено 78 организаций с 80 000 членов партии. В настоящее время мы насчитываем 162 организации с 200 000 членов партии». 

Главный член партии, если он, конечно, еще главный, исчез. У нас есть информация, что он перебрался в Финляндию. Впрочем, ходят разные слухи. 

Ленин находится уже в Швейцарии. «Если, — говорит газета «Речь», — он туда перелетел не на аэроплане, то он мог прибыть в Швейцарию не иначе как через Германию, но уже, вероятно, на этот раз не в запломбированном вагоне».

Вагоны, но не гражданские, а боевые идут большой вереницей на фронт. Русские войска вступили с врагами в бои при Мэрэшешти. Взгляды всей страны прикованы к Румынии. Любой успех на войне — политические очки в копилку одного человека. 

Пьер Паскаль, французский филолог-славист, преподаватель, историк, переводчик: 
«Ходит слух, что Керенский лично возглавлял атаку. Подобное было бы великолепно». 

Не может похвастаться таким настроем Николай Второй. Он с семьей прибыл в Тобольск и, увидя место проживания, взгрустнул, путь из Петрограда оказался дорогой, что называется, из князи в грязи. 

Николай Романов, бывший император Российской империи:
«Помещения пустые, без всякой мебели, грязны и переезжать в них нельзя. Поэтому на пароходе и стали ожидать обратного привоза необходимого багажа для спанья. Поужинали, пошутили насчет удивительной неспособности людей устраивать даже помещение и легли спать рано».

Рано пока делать выводы о положении царя. В России есть еще Крым, куда, возможно, отправят чету Романовых, когда страна успокоится.