Гость студии — Владимир Серпов, главный врач Городского гериатрического медико-социального центра.
Александра Емельянова,ведущая: C большим удовольствием приветствуем в студии нашего гостя. Это Владимир Юрьевич Серпов, главный врач Городского гериатрического медико-социального центра. Сегодня мы будем говорить об «активном долголетии». Начнём с известного мифа о том, что Петербург — город пенсионеров. Правда это или нет?
Владимир Серпов,врач-гериатр: В своём вопросе вы сразу даёте ответ. Это миф. Ещё в семидесятые годы говорилось, что Ленинград — это город пенсионеров. Ситуация на нынешний день такова: процент людей, находящихся выше трудоспособного возраста — 26, 4. Это на уровне Северо-Западного региона. Старше поколение в Новгородской, Псковской и Ленинградской областях. Мы находимся на уровне средних показателей по России. Так что здесь не стоит сгущать краски. А самое старое поколение живёт в Тульской области. Если говорить о том, что много пожилых — это демографическая нагрузка, то можно вспомнить слова грамотного питерского демографа — Гаяне Левоновны Сафаровой. Она привела такой пример: в Западной Европе — 30% пенсионеров, а в странах Африки и Азии — 10%. Где стабильнее ситуация? Один вопрос. Но после него сложно говорить о том, что всё плохо.
Николай Растворцев,ведущий: Мы не говорим, что всё плохо. Просто 26% от 5 миллионов — это миллион триста тысяч. Это просто статистика.
Владимир Серпов,врач-гериатр: Но не надо сгущать краски. Нужно извлекать пользу из этой ситуации. Задача ведь не в том, чтобы дожить до ста лет, а в каком виде я приду к такому почтенному возрасту. К 2025 году поставлена задача довести среднюю продолжительность жизни до 76 лет. Сейчас средняя — 74. Мужчины — 69, женщины — 78. Но самое главное — другое. Увеличить нужно среднюю продолжительность здоровой жизни до 66 лет. Вот это серьёзно.
Александра Емельянова,ведущая: А у нас же не очень активные пенсионеры. Хотя иногда встречаю — ходят по парку с палками.
Владимир Серпов,врач-гериатр: На счёт «хождения с палками» — это палка о двух концах. Надо знать, как ходить. Не все этим владеют. А в целом — город у нас северный, с непростой экологией. И вредные привычки искоренить невозможно. Важно, чтобы человек видел, чем заняться за исключением курения, пьянства и так далее. Вот здесь и идёт речь о борьбе с таким медицинским состоянием, как пенсионная болезнь.
Александра Емельянова,ведущая: А какие симптомы есть у этой болезни?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Например, я вышел на пенсию. Я был востребован, к медицине не имел никакого отношения. В поликлинику часто не ходил. С чем я сталкиваюсь — я не нужен профессионально. Второе — нехватка средств. Третье — начинаются болезни, на которые я не обращал внимания. И вот это вызывает у меня потерю собственного «я» . Можно ведь как сказать — да я пожил, и слава богу! И тут никакая медицина не поможет. И чтобы восполнить это потерянное «я» — нужно прибегать к здоровому образу жизни и так далее. Но должно быть желание. Вернёмся к статистике. Какой социально-демографический портрет российского и, в частности, петербургского пенсионера? Работающие пенсионеры обращаются за медпомощью в 7-8% случаях, неработающие — в 98%. Из неработающих пенсионеров две трети ежемесячно обращаются в скорую помощь. 30% испытывают затруднения при ходьбе. 5% — так называемые «узники постели». 10% не выходят из дома. На выходе получается, что оказание медпомощи человеку 70-80 лет в 7-10 раз дороже, чем зрелому. Так вот задаче отодвинуть как можно дальше то время, когда болезни становятся неизлечимыми, и служит гериатрия, как связующее звено между социальной и медицинской областями. Чтобы разобраться с человеком пенсионного возраста, помочь ему медико-социально-психологическими методами.
виктория,телезрительница: Сейчас много говорят о возможном повышении пенсионного возраста. Как это повлияет на физиологическое состояние тех, кому сейчас около пятидесяти, и кого это напрямую затронет?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Повторюсь, задача поставлена — быть здоровым до 66 лет. Тогда и вопрос пенсионного возраста сам по себе отпадёт. Люди хотят работать. Только они хотят быть здоровыми. А что такое «успешное старение»? Отсутствие инвалидности и сохранение социальной, психологической и физической активности.
Александра Емельянова,ведущая: А кто приходит в ваш гериатрический центр?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Гериатрия это не то, что «вот мне шестьдесят, пойду к гериатру». Это тупиковый путь. Я могу прожить всю жизнь без гериатра, так и должно быть. Но если что-то мешает мне ощущать себя полноценным членом общества — тогда нужно обращаться. Итак, что может настораживать. Почему к нам переводят до 30% из других стационаров. Всё сделано. Медицина у нас нормальная, все операции проведены. По хроническим заболеваниям всё понятно. Но не получается. По большому счёту, человек не хочет жить. Эффекта нет. А у гериатра, в отличие от участкового терапевта, сорок минут на приём. И у нас есть возможность разобраться с заболеваниями пациента. Возможно, не каждое из них нужно доводить до идеала, ведь это может идти в ущерб чему-то другому. Поэтому от нас уже уходят не с огромными пакетами лекарств. Дальше. Дело доктора — выписать лекарство. А я, допустим, не покупаю. Во-первых, я, как мужчина, считаю, что всё это ерунда, я и без таблеток проживу. Дальше. Деньги есть, но я экономлю. Или я стесняюсь, например, снижения памяти или недержания мочи. Дальше. Падения. Ну упал — и ничего. А это ведёт к перелому шейки бедра. Следующий момент — настроение. Постоянная депрессия. Непонятные боли. Это целый ряд признаков, на которые нашей медицине некогда обратить внимание. Но они делают жизнь некачественной.
Татьяна,телезрительница: Я психолог, и в последнее время иногда приходят люди преклонного возраста. Я хотела узнать, есть ли лекции для психологов, для социальных работников? Не хватает информации.
Владимир Серпов,врач-гериатр: Сейчас мы кинулись к тому, что нужно подготовить огромное количество гериатров. Да не пойдут в гериатрию. Нужно готовить по гериатрии, чтобы они могли разобраться — и психологов, и социальных работников, и врачей общей практики. А что касается подготовки, у нас проходят курсы, и даже дистанционные — и для психологов, и для сиделок, и для социальных работников. Кроме того, есть кафедра гериатрии в академии Мечникова, которая занимается, в том числе, и подготовкой сестёр, социальных работников и психологов.
Ильдар,телезритель: У старшего поколения в моей семье были проблемы с памятью, трудности в понимании речи. Боюсь, это наследственное. Подскажите, что можно сделать сейчас, чтобы не страдать от этого в старости. Спасибо.
Владимир Серпов,врач-гериатр: Нужно обратиться в Центр памяти в гериатрическом центре. Мы делаем то, на что у других нет ни времени, ни возможностей. Есть центр памяти. Есть центр боли. Центр недержания мочи. Сурдологический центр. Именно этими проблемами и занимается гериатрический центр.
Александра Емельянова,ведущая: А возможна ли какая-то профилактика деменции в молодом возрасте?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Возможно раннее выявление. При первых же признаках нарушения памяти нужно обратиться в соответствующую структуру. Если процесс прогрессирует, если я не помню то, что было на днях, а то, что было сто лет назад — помню прекрасно. Но родственникам таких людей не надо специально задавать вопросы — помнишь ты или нет. Нужно просто общаться, в процессе общения всё видно.
Александра Емельянова,ведущая: Я читала, что если человек занимался музыкой, то меньше риск, что деменция постигнет его в пожилом возрасте…
Владимир Серпов,врач-гериатр: Я так скажу. Музыка или химия — лишь бы человек был занят. Нужно, чтобы он постоянно тренировал голову. Лишь бы ему это нравилось. Всё.
Автор цитатыИнформация об авторе У нас есть письмо на polza@topspb.tv. Я зачитаю: «Как вы думаете? Чтобы была здоровая старость, достаточно ли у нас проводится для работающего населения профилактических мероприятий? Я пенсионерка, а когда работала, то отпроситься с работы к врачу было проблемой. Когда заболевала, то старалась не ходить на больничный, переносила болезни «на ногах». Так как больничные не оплачивают полностью, то теряешь в зарплате. Отсюда и букеты заболеваний к пенсии.
Владимир Серпов,врач-гериатр: Ну а почему нужно перекладывать свои проблемы на социальные службы? Она же говорит, что сама отказывалась из боязни потерять деньги. Мы должны уйти от патерналистской модели, которая гласит: «моё здоровье — это дело рук медиков». Моё здоровье — это моё здоровье. Я уже говорил, что работающие пенсионеры обращаются в 7-8%. О чём и речь.
Николай Растворцев,ведущий: Давайте поговорим о том, что петербургская гериатрическая служба — одна из лучших в стране. Как удалось её сохранить?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Элла Соломоновна Пушкова основала эту службу в 1999 году. Сейчас мы её модернизируем, подстраиваем под существующие реалии. Тем, кто не хотел раньше, с нуля такую службу уже не поднять. А «прихлопнуть» эту службу невозможно. Есть соответствующие поручения президента. Он как раз предлагает искать пути взаимодействия медицины и социальной отрасли.
Александра Емельянова,ведущая: Недавняя новость. Буквально на той неделе Ольга Голодец сообщила, что количесво пожилых людей в России превысило 13 миллионов. Поэтому необходимо более профессионально сформировывать систему ухода за пожилыми людьми. Поэтому Министерство здравоохранения подготовило стандарт для врачей-гериатров и проект рекомендаций по оказанию гериатрической помощи. Какую роль в этом сыграла петербургская служба?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Благодаря нашим усилиям в 2016 году Минздравом был принят порядок оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия». Так что мы полностью соответствуем всем критериям. Мы открыты к общению, мы можем экстраполировать свой опыт, и пишет об этом в серьёзных журналах.
Татьяна,телезрительница: Мне 51 год. Подскажите, а стоит ли доверять препаратам для омоложения. Продаётся множество БАДов и комплексов. И ещё — помогает ли народная медицина в омоложении организма?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Могу сказать одно. Молодильных яблочек нет.
Александра Емельянова,ведущая: Учёные из британского университета провели эксперимент на 138 пожилых людях, которые болели гриппом. И они выяснили, что в день вакцинации улыбка и хорошее настроение помогли повлиять на повышение антител к возбудителю болезни. Скажите, в целом, как хорошее настроение помогает пожилым людям?
Владимир Серпов,врач-гериатр: Я, надеюсь, англичане не в психиатрической больнице прививали от гриппа. Там улыбок-то больше. А что до доброжелательного отношения, в глаза — и это не реклама нашего центра — сразу бросается доброжелательное отношение, терпеливость к пациентам. Это огромное подспорье для того, чтобы человек стал лучше себя чувствовать.
Оставляйте комментарии на страницах:
Вконтакте: http://vk.com/topspb_tv
FB: https:// www.facebook.com/topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #полезнаяконсультация.
Присоединяйтесь к беседе с нашими ведущими с понедельника по пятницу в 10:15 на телеканале «Санкт-Петербург».