Тема: «Искусство Византии»

Гость программы: Юлия Денисова, методист научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа

Ведущие: Марианна Дьякова и Михаил Спичка

Эрмитажная византийская экспозиция начинается неожиданно — прямо на лестнице, – с фрагментов надгробий и саркофагов. Всего того, что обычно находилось за пределами церковных стен.

Лана Конокотина, корреспондент: «Пространство первого зала напоминает интерьеры небольшого византийского храма. Впечатление — довольно целостное, несмотря на то, что все эти архитектурные детали были созданы совершенно в разное время и в разных местах. Интересно, что подобная эклектичность, на самом деле, была чуть ли не главной характерной особенностью  внутреннего убранства большинства восточно-римских церквей.

Начало этой тенденции положил император Константин Великий, для скорейшей постройки своей столицы, Константинополя, приказавший со всех концов империи свозить строительные материалы и лучшие произведения искусства. В эрмитажном подобии византийского храма мирно сосуществуют: равеннская мозаика, рельефные иконы с апостолами и святыми, капители античных колонн и саркофаг с изображением циркачей, использовавшийся в одной из базилик в  качестве алтарной плиты.

Юрий Пятницкий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Мы смешали памятники — от раннехристианских до середины 15-го века. Была здесь ещё одна скрытая мысль – борьбы со стереотипами. Один такой явный стереотип, что византийское искусство не использовало скульптуру, потому что скульптура — это античное наследие. На самом деле, Византия прекрасно использовала в декоре рельефную скульптуру».

Большая часть мраморного архитектурного убранства была найдена во время раскопок Херсонеса, — одного из крупнейших центров Византийской империи на территории Крыма. А уникальные образцы фресковой росписи прибыли в Петербург со Святого Афона, из собора православного Пантократорского монастыря.

Юрий Пятницкий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Огромная фигура святителя Дионисия Ареопагита  относится к середине 16-го века и выполнена замечательным критским мастером Феофаном Критянином. Часть собора обвалилась во время землетрясения. Её восстановили. И для восстановления росписи пригласили Феофана Критянина».

Помимо афонских фресок, одной из самых загадочных и притягательных  составляющих воображаемого храмового интерьера стала порфировая плита.

Юрий Пятницкий, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: «Оборот её долгое время был закрашен белой извёсткой. И вдруг случайно мы увидели, что проступает подобие глаза. Реставраторы приступили к расчистке. И перед нашими глазами оказалась великолепная живопись: лик серафима, крылья».

Экспонат попал в Эрмитаж сразу после войны, вместе с тысячами других шедевров, будучи перевезённым из разрушенного Берлинского музея на временное хранение. Но, в отличие от своих «собратьев», впоследствии, по договорённости вернувшихся домой, — затерялся в фондах, и так и остался в городе на Неве…  Мистический «Ангел» будто сам выбрал себе дом.

Присоединяйтесь:
Instagram   @utrospbtv
Вконтакте:   vk.com/topspb_tv
FB:   facebook.com/topspb.tv