• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Большая Зеленина улица, Малая Зеленина, Глухая Зеленина… И, возможно, кто-то недоумевает: в честь какого-такого Зеленина так щедро названы эти три улицы. На самом деле это были когда-то ― Зелейные улицы, названные так по Зелейной слободе.

Это не парадный Петербург. Однако у этого исторического района есть особенность: это, пожалуй, самый тихий, уютный и очаровательный уголок старой Петроградки.

Игорь Корнелюк,заслуженный деятель искусств РФ:
«Я очень любил взять собаку и затеряться в этих улочках Петроградки, потому что их здесь бесчисленное количество, и можно было ходить, бродить… Вроде оживленная улица, но аккуратно свернул в сторонку, а там тихо, почти по-деревенски».

И этот деревенский дух остался нам на память о Зелейной слободе. Кстати, в XVIII веке Зелейных улиц было ещё больше: например, Резная улица когда-то называлась Средней Зелейной. А одно из бывших названий Левашовского проспекта ― Зеленина роща. Такое количество Зелениных улиц ― это ведь неспроста.

Сергей Петров,историк, кандидат технических наук:
«Во время основания Петербурга на слиянии рек Карповка и Малая Невка был основан пороховой завод. Его подальше от центра города поставили, от Петропавловской крепости, поскольку было опасное производство. Здесь же возникла слобода. И вот улица, которая связывала Петропавловскую крепость с этим заводом называлась Зелейная. От слова «зелье» — порох. Время шло, пороховой завод ушел отсюда. Постепенно это название забылось и превратилось в Зеленина».

Между прочим, Чкаловский проспект тоже родом всё из той же Зелейной слободы.

Ратмир Беркутов,капитан 1-го ранга в отставке:
«Этот проспект, эта перспектива называлась улицей Зелениной тоже поначалу. Когда приняли решение пороховые заводы перенести на Охту, Павел I в 1801 году подарил эти земли придворному гардеробмейстеру Геслеру. И отсюда пошел Геслеровский переулок».

Геслеровский переулок стал впоследствии Чкаловским проспектом. Вот такая эволюция. Удивительно, но имя обер-гардеробмейстера не забыто: оно увековечено и в названии Геслеровского сада, Геслеровского моста, да и Чкаловские бани долгое время называли Геслеровскими. В общем, повезло смотрителю за императорской одеждой, как не всякому князю везёт.

Татьяна Бучкина,художник-дизайнер:
«Чкаловские бани назывались Разночинные, они тоже имеют особенный смысл: здесь всегда была школа Олимпийского резерва. В 20-30-е годы бассейны строились по новым технологиям. Это было очень серьезное строительство, сложная инженерная мысль, и они до сих пор работают и, по-моему, пользуются большим успехом».

Надо сказать, что с течением времени Зелейная слобода прирастала новыми улицами — например, Широкой.

Ратмир Беркутов,капитан 1-го ранга в отставке:
«Широкая — это улица Ленина. Здесь жил Ленин в период с апреля по июнь 1917 года. Из этого дома он уехал, прятался из-за известных событий. Памятник Ленину был, я его помню, но к сожалению, его нет».

К слову, это был самый первый памятник Ленину. Сегодня на месте бюста мы можем лицезреть «глубокомысленный» шар.

Игорь Корнелюк,заслуженный деятель искусств РФ:
«Я не являюсь шибким поклонником Ильича, но я сторонник того, что, если уж памятники поставлены, какие б они ни были, их не надо рушить: все равно это память, это все равно эпоха. С именем Ленина на устах вся страна жила на протяжении 70-ти лет. Был такой период в жизни, и пусть бы стояли эти памятники, хотя бы в назидание будущим поколениям. Я жил в доме, в котором жил Ленин. Интересно, что там три входа — в квартиру нашу можно было зайти из трех разных мест: с улицы Ленина, с Газового переулка и еще со двора — был «черный вход». Что-то конспиративное в этом было…»

Кто знает, если бы не петербургские проходные дворы и «черные» входы и выходы, свершилась ли бы тогда Октябрьская революция?.. Вопрос!

Со временем в бывшей Зелейной всё больше стало появляться новых улиц — Газовая, Барочная… Почему такие названия? ― Для многих это тоже вопрос. Но не для жителей, влюблённых в свой район.

Ратмир Беркутов,капитан 1-го ранга в отставке: 
«Барочная названа по питейному заведению «Барка», ее имя утвердил Александром III.. Тут был прекрасный хлебозавод. С детства нас сопровождал запах печеного хлеба».

Увы, сегодня ни запаха, ни хлеба. Будущее этого шедевра конструктивизма — здания знаменитого Левашовского хлебозавода ― пока неизвестно. Да и хлеб был —не чета нынешнему. На память же о газовом заводе нам остался красавец газгольдер ХIХ века, тоже украшающий этот исторический район. Барочная улица, кстати, имела предысторию.

Сергей Петров,историк, кандидат технических наук:
«Дело в том, что на берегу реки Карповки в свое время существовала артель по утилизации барок, попросту говоря, по превращение их в дрова. Эта артель здесь жила в бараках. Тут же недалеко размещалось питейное заведение под названием «Барка». И вот от слова «барка» произошло название этой улицы».

На Барочной улице когда-то находился трамвайный парк №6. И Чкаловский проспект ещё совсем недавно был Трамвайным проспектом ― почти патриархальным.

Татьяна Бучкина,художник-дизайнер: 
«Это был медвежий угол: ходили трамваи, но когда построили метро, то вдохнули новую жизнь. И сейчас это уже совмещение и современного, и старого, многое отреставрировано. Дома уже как новые. Я этому очень рада».

Нельзя не сказать, что этот исторический район славится именами многих знаменитых жителей — например, здесь одно время проживали и Александр Блок, и Алексей Яковлев — знаменитый режиссер балаганных театров, и строитель первых гидроэлектростанций в СССР Генрих Графтио

Ратмир Беркутов,капитан 1-го ранга в отставке:
«Колчак жил на Большой Зелениной, это подтверждено, там мемориальная доска на доме №3. Художник Бродский жил на Широкой улице, к нему Шаляпин в гости приходил, на Теряевой улице (теперь она называется Вишневского) жил Валерий Чкалов. В районе Малой Зелениной жил Михаил Зощенко — до переезда в район канала Грибоедова».

А на углу Геслеровского проспекта и Большой Зелениной улицы в начале ХХ столетия существовал «Невский театр» Веры Неметти, очень известный в своё время. Здание не сохранилось. В 1982-м году на этом месте было открыто пивное заведение — и это было приятным событием для братии. 

Татьяна Бучкина,художник-дизайнер:
«Пивной ресторан назывался, по-моему, «Белая лошадь», и, проходя мимо, я всегда видела много народу. Он был презентабельный, всегда был аншлаг».

Каждый, кто жил или бывал в бывшей Зелейной слободе, ощущал, что это самый настоящий старый Петербург. И каждый дом здесь — со своей судьбой и «лица необщим выраженьем»…

Игорь Корнелюк,заслуженный деятель искусств РФ:
«Если походить, внимательно присмотреться, здесь очень много красивых зданий, дворцов. Конечно, в архитектуре присутствует эклектика, но мне это как раз и было симпатично. Эклектика — хороший стиль. Иногда от сочетания несочетаемого появляется удивительный новый образ и, мне кажется, это может быть очень симпатично».

А в конце Большой Зелениной, напротив особняка купцов Колобовых, находилась аптека, причём очень знаменитая.

Сергей Петров,историк, кандидат технических наук:
«Чем все-таки была знаменитая эта аптека? Оказалось, что Большой Крестовский мост был очень привлекателен для самоубийц. Почему? — Потому что место очень тихое, можно постоять, подумать. Но, когда несчастный пытался покончить с жизнью и прыгал в воду, срабатывал рефлекс, и он уже старался выплыть. И эта аптека являлась первым пристанищем, где оказывали помощь, поскольку медики в округе были только там. И поэтому возникают такие ассоциации: самоубийцы — аптека, такая связь…»

По легенде, именно эта аптека вдохновила Александра Блока на всем известные строки ― «Ночь, улица, фонарь, аптека…». А художников, разумеется, всегда привлекало другое здание ― доходный дом герцога Лейхтенбергского, построенный в начале ХХ века, его обычно называют ― «Дом с мозаикой».

Татьяна Бучкина,художник-дизайнер:
«Мы всегда на него заглядывались. Это высокое здание в стиле модерн, с очень живописной мозаикой. Насколько мне известно, в доме до революции жили художники. До сих пор остались мастерские. Внутри много дворов. Очень большая история этого дома».
Сергей Петров,историк, кандидат технических наук:
«Еще одно здание, может быть, не столь примечательно — перестроенный из церкви Алексия, человека Божия нынешней завод «Измеритель». Перестроили так, что при определенном ракурсе, легко узнается силуэт этой церкви». 

На углу Левашовского и Чкаловского проспектов в конце 40-х годов был построен первый в стране Научно-исследовательский институт гидролокации и гидроакустики ― нынче это «Океанприбор», с успехом продолжающий свою научную и производственную деятельность.

Печатный двор — старейшая петербургская типография, он был возведён по проекту выдающегося архитектора Леонтия Бенуа. Здесь сегодня танцуют и едят. Впрочем, по брендовым, названиям можно догадаться об изначальном предназначении этого комплекс зданий. 

Ратмир Беркутов,капитан 1-го ранга в отставке: 
«Печатный двор строился по настоянию Николая I. Здесь печатались все государственные бумаги. Назывался он Государственной типографией».
Игорь Корнелюк,заслуженный деятель искусств РФ:
«По-моему, промышленность Петроградки (не знаю, есть ли она теперь) не мешала, она создавала легкий флер в колорите, это было по делу и уместно. Первый пороховой завод тоже был построен на Петроградской стороне. Это здорово».

С завода и началась история Зелейной слободы и Зелениных улиц.

Каждая эпоха оставила здесь свой след, и поэтому бывшую Зелейную слободу называют «энциклопедией архитектурных стилей». Однако сегодня из этой энциклопедии всё чаще вырываются бесценные страницы истории и пишут новые, которые, прямо скажем, не радуют горожан.

Игорь Корнелюк,заслуженный деятель искусств РФ:
«Мне новшества не нравились никогда, и, мне кажется, у России-матушки так много земли!.. Но есть памятник архитектуры, который называется «старым Петербургом», не надо его трогать! Я бы все-таки эксперименты проводил по ту сторону Невы. Но – алчность!..»
Татьяна Бучкина,художник-дизайнер:
«Это смешение старого и нового. Но здесь все равно остаются небольшие уголочки, которые мы любим, именно они придают индивидуальность Петроградской стороне. Несмотря на что, здесь есть особые места, которые связаны с развитием города, его историей и архитектурой».

Сегодня память о слободе и первом Зелейно-пороховом заводе хранят названия лишь этих трёх улиц, что не так уж мало, ведь в названиях хранится код нашей исторической памяти.


Смотрите программу «Зелейная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины