Тема: «Коллекция античных памятников Северного Причерноморья»

Гость программы: Надежда Жижина, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа

Ведущие: Марианна Дьякова и Михаил Спичка

Лана Конокотина, корреспондент: «По своей целостности эрмитажная коллекция античных памятников Северного Причерноморья не имеет аналогов в мире. Многие из этих экспонатов были найдены ещё в ходе самых первых археологических экспедиций в 30-40-50-ые годы 19-го века. И оказались в Петербурге за несколько лет до открытия Нового Эрмитажа».

Лучшие из находок зрители смогли лицезреть уже в 1852-ом году, когда «Императорский музэум» торжественно начал свою работу. А ещё через два года увидело свет посвящённое памятникам уникальное трёхтомное издание под названием «Древности Боспора Киммерийского». «Боспором Киммерийским» античные авторы называли Керченский Пролив…

Евгения Начинкина, библиотекарь Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: «Это издание было выпущено тиражом всего в двести экземпляров и поэтому, сразу стало библиографической редкостью. Издание явилось своеобразным итогом исследования собрания южнорусских эрмитажных древностей. Иллюстрации были выполнены разными художниками. И, в частности, – историком и реставратором Солнцевым».

Шедевры, запечатлённые Фёдором Солнцевым и его коллегами, по сей день являются визитной карточкой эрмитажного боспорского собрания. Костяные декоративные накладки с тончайшим узором происходят из кургана Куль-Оба, раскрытого самым первым в 1830-ом году и прославившегося своими золотыми изделиями. Деревянный саркофаг 4-го века до нашей эры, богато украшенный резьбой и позолотой, был обнаружен несколькими годами позже в так называемом Змеином кургане, в окрестностях Пантикапея, столицы Боспорского государства, располагавшейся на месте современной Керчи. Столь древние деревянные памятники смогли сохраниться благодаря особому микроклимату, создававшемуся в больших каменных склепах. К числу самых впечатляющих, равно как и самых ранних, археологических находок принадлежит гигантский саркофаг из мрамора, обнаруженный в северной части керченской бухты на руинах древнего Мирмекия.

Дмитрий Васько, сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: «Это самый крупный саркофаг мраморный из всех найденных на территории Северного Причерноморья. С тех пор, с 30-ых годов, не было найдено ничего подобного. Видимо, в нём был похоронен кто-то из боспорских правителей второго века нашей эры».

В основном, саркофаги, как и многие другие античные артефакты, наполнявшие курганы скифских вождей, создавались в Афинах и по морю перевозились на Боспор. Такой же путь, проделывали и мраморные статуи, и краснофигурные керамические вазы, импортируемые в скифские земли, часто — в обмен на зерно, которого в Афинах постоянно не хватало. Один из самых выдающихся примеров боспорской керамики — подписной «лекиф» афинского мастера Ксенофанта, наряду с другими шедеврами запечатлённый на страницах «Древностей Боспора Киммерийского». Лекиф — сосуд, использовавшийся, в основном, для хранения масла. Его декор, на первый взгляд, ну очень своеобразен: воины в варварских одеждах охотятся не только на обычных зверей, но и на мифических грифонов… Правда, это отнюдь не единственный подобный пример. Большую часть осевшей на Боспоре керамики украшают либо сами скифы, либо любимые ими грифоны. Столичные художники, расписывая подобные изделия, изначально хотели польстить вкусам своих потенциальных покупателей.

Дмитрий Васько, сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: «В отличие от лекифа Ксенофанта, в основном, особенно в более позднее время, — работы оставались без подписей. Современные исследователи, когда видят перед собой несколько сосудов, которые можно атрибутировать одному вазописцу, они для него изобретают какое-нибудь имя. Например, мастер «Марсия», сосуд которого с изображением этого самого Марсия находится у нас в собрании. Бывали и достаточно специфические имена – такие как «мастер отставленных локтей», – характерной особенностью его росписи были отставленные локти у персонажей; «мастер умывающейся женщины», «мастер свадебной процессии».

Эти и многие другие самые первые жемчужины музейной боспорской коллекции впоследствии дополнялись (и продолжают дополняться) новыми и новыми уникальными памятниками, найденными на территории Северного Причерноморья… О том — сколько ещё сокровищ хранит в своих недрах древняя и таинственная земля, охраняемая мистическими грифонами, — можно только гадать.

Присоединяйтесь:
Instagram   @utrospbtv
Вконтакте:   vk.com/topspb_tv
FB:   facebook.com/topspb.tv