Тема: «Золотая кладовая Государственного Эрмитажа»

Гость программы:  Ольга Горская, научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа

Ведущие: Марианна Дьякова и Михаил Спичка

Лана Конокотина, корреспондент: «Все эти уникальные золотые изделия происходят из некрополей античных городов-колоний Северного Причерноморья. И, в большинстве своём, были найдены во время раскопок 19-го века, начало которым положило случайное раскрытие богатейшего царского захоронения, — кургана Куль-Оба, располагавшегося близ Керчи».

22-го сентября 1830-го года во время добычи камня солдаты обнаружили погребение скифских царя и царицы, останки которых были с ног до головы усыпаны золотом. Находки вызвали настоящий археологический бум. Или, если так можно выразиться, – «золотую лихорадку». А Керчь и её окрестности вмиг окрестили «русскими Помпеями». Именно из кургана Куль-Оба происходят самые узнаваемые экспонаты эрмитажной золотой коллекции: бляха в виде отдыхающего оленя… сосуд со сценками из жизни скифов… «Фиала», — плоская жертвенная чаша без ручек… Обруч- «гривна», украшавший шею покойного царя, с фигурами наездников, по виртуозности и реалистичности исполнения ни в чём не уступающих легендарному фризу Парфенона… А также — роскошные височные подвески с изображением главной греческой богини, Афины, крепившиеся к головному убору царицы.

Яна Радолицкая, сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: «Это Афина Парфенос, знаменитейший шедевр Фидия, хрисоэлефантинная статуя, которая располагалась в Парфеноне Афин. Это не только самая точная реплика Афины, но самая ранняя. И, похоже, единственная из существующих прижизненных. Это изображение было создано до того как «фидиевский» шедевр погиб».

Лучшие ювелирные образцы, найденные в некрополях причерноморских городов-колоний, относятся к 4-ому-3-ему векам до нашей эры, — пику взаимопроникновения греческой и скифской культур. Относительно того – где именно создавались эти украшения – учёные пока не пришли к общему мнению. Что-то, вполне возможно, импортировалось из греческой митрополии. Что-то – изготовлялось непосредственно на территории Северного Причерноморья приехавшими на заработки столичными ювелирами.

Яна Радолицкая, сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: «В основном, основу всех украшений составляет золотой лист – самый простой пример – венки. Венки играли большую роль в жизни древних греков. Венками награждали победителей. Но такие венки изготавливались из веток живых – олив, дубов или лавров. А золотые венки – это, в первую очередь, либо погребальные, либо посвятительные дары богам».

Мастера чаще всего использовали две наиболее популярные в античном мире техники: зернь, — когда к металлической основе припаивались миниатюрные шарики, зернышки. И филигрань – когда рисунки создавались из, опять же, припаянной тонкой проволоки. Во многих изделиях есть и вкрапления эмали.

Можно до бесконечности восторгаться изяществом и необычайной сложносочинённостью лучших образцов эрмитажной золотой кладовой. Таких, как ожерелье из Пантикапея, или серёжки с Эротом и Артемидой на Лани. Но главный античным конкурентом нашего «левши», подковавшего блоху, оказался неизвестный умелец из древней Феодосии. Созданные им серьги, помимо подвески, диска-розетки и ладьи, украшены микроскопическими, без лупы вообще неразличимыми, — фигурками крылатых Гениев, Героя и Ники на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Лучшие мастера 19-го -20-го века, включая самого Фаберже, неоднократно пытались подобное повторить, но терпели фиаско. Античное ювелирное искусство, равно как и скульптура, и архитектура, — так и остались эталонной, недосягаемой высотой.

Присоединяйтесь:
Instagram   @utrospbtv
Вконтакте:   vk.com/topspb_tv
FB:   facebook.com/topspb.tv