Тема: «Французское декоративно-прикладное искусство 17-18 веков»
Гость программы: Тамара Раппе, заведующая отделом Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа
Ведущие: Марианна Дьякова и Михаил Спичка
Лана Конокотина, корреспондент: «В плане декоративно-прикладного искусства Франция в 17-ом-18-ом веке была главной законодательницей европейской моды. Именно эта страна подарила миру и строгий классицизм, и игривый рокайль, и моду на «китайщину» («шинуазри»). А также такие выдающиеся, на все времена, «бренды», как севрский фарфор, мануфактура братьев Гобеленов и знаменитый декоративный мебельный стиль «Буль».
…Андре Шарль Буль во второй половине 17-го века довел искусство мебельной инкрустации до совершенства. Его шкафы и комоды с орнаментами из золоченой бронзы, перламутра, латуни и дорогостоящего панциря океанской черепахи — радовали глаз самому Людовику 14-му. В итоге, «лучший краснодеревщик Парижа» был назначен придворным столяром и получил прописку в Лувре.
Символом эпохи расцвета французского абсолютизма становится «кабинет», — это сейчас мы называем так помещение для работы. А первоначально под словом кабинет подразумевался декоративный шкаф. В закрытом виде кабинет 17-го века кажется довольно мрачным, тяжеловесным. Совсем иное впечатление производит его «нутро», обычно скрытое от глаз посторонних.
Екатерина Масловская, сотрудник научно-просветительного Отдела Государственного Эрмитажа: «Открываются потайные створки… Нашему взору предстает и слоновая кость… Это и зеркала, и черепаховый панцирь, и роспись. Это своеобразная игра с пространством, со зрителем, с реальностью и иллюзией».
За долгие годы правления «Короля-солнце» французское высшее общество порядком подустало от помпезности дворцовых церемоний и интерьеров. На смену «большому стилю» в начале 18-го века приходит легкомысленный рокайль. В предметах мебели не остается практически ни одной прямой линии. Появляется мода на всё восточное, экзотическое.
Екатерина Масловская, сотрудник научно-просветительного Отдела Государственного Эрмитажа: «В вещах стиля «шинуазри» могли появляться и китайские, и японские, и индийские мотивы. Не всегда мастера и заказчики видели разницу между этими культурами. Изображались китайцы за приятными занятиями: играют, поют…».
Восток в представлении большинства жителей «старого света» был чем-то мифологическим, некой далекой, волшебной вселенной, счастливые обитатели которой, все поголовно одеваются в шелк и пьют исключительно из фарфоровых чашек…Фарфор, как только секрет его изготовления европейцам удалось разгадать, становится атрибутом роскоши. Французская фарфоровая «мекка» — Королевская мануфактура, основанная при поддержке Мадам де Помпадур в городке Севр, удачно расположенном на пути от Парижа до Версаля. В собрании Эрмитажа самый знаменитый севрский шедевр — «Сервиз с камеями», — подарок Екатерины Великой Григорию Потёмкину. Любопытнейшими экспонатами являются и предметы из сервиза «с роскошным фризом»…С ну очень непростой, почти детективной историей…
Екатерина Масловская, сотрудник научно-просветительного Отдела Государственного Эрмитажа: «Мария Антуаннета заказывает для себя сервиз с роскошным фризом. Сервиз изготавливается в течение нескольких месяцев, но она его не получает. Потому что, именно в то время по Франции путешествовал шведский король Густав Третий. Этикет обязывал что-то ему подарить. Как можно догадаться, сервиз отправился в далёкую Швецию, в качестве подарка Густаву Третьему. Мастера незамедлительно приступили к исполнению другого точно такого же сервиза. Они идентичны. Но, со временем, эти сервизы распылились по Европе, и мы сейчас не можем сказать наверняка: вот эти вещи – из первого или из второго сервиза? А может – из обоих сервизов!»
Сервиз королевы Марии Антуаннеты – пример неоклассического стиля, сменившего во второй половине 18-го века вычурный рокайль.. Как бы не менялись эпохи, стили, вкусы , — визитной карточкой, богатых французских интерьеров 17-18-го столетий оставались настенные орнаментальные ковры… Легендарные изделия мануфактуры братьев Гобеленов. Столь популярные во всём мире, что, по сей день, любой настенный ковёр мы по привычке величаем «гобеленом». Примерно, с тем же упорством продолжая называть любое игристое вино «шампанским» … Такой вот бесконечный и вневременной французский магнетизм…
«Эрмитаж. Говорим и показываем» в эфире телеканала «Санкт-Петербург» каждый вторник в 9:35.
Присоединяйтесь:
Instagram @utrospbtv
Вконтакте: vk.com/topspb_tv
FB: facebook.com/topspb.tv