Автор сценария — Светлана Мосова
Режиссёр — Александр Щербаносов
От Троицкого моста к Каменному острову устремляется проспект, который в своё время поэт назвал «одной из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга».
«Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове», ― почти сто лет назад писал Осип Мандельштам.
А вот архитектор Леонтий Бенуа называл Каменноостровский «одной из самых невозможных улиц в мире». Дело в том, что проспект формировался с самого начала XVIII века, но лишь с появлением Троицкого моста улица с удивительной быстротой начала застраиваться великолепными зданиями.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Как только появляется мост, мгновенно начинают скупаться участки, и один за другим устраиваются конкурсы. Архитекторы ― один лучше другого: Лишневский, Бенуа, Лидваль. Мастера модерна, мастера неоклассики, блистательные проектировщики! Здесь очень дорогие квартиры. Иногда они занимают целые этажи. Это буржуазная улица».
Настоящим шедевром в начале XX века предстал доходный дом, построенный по проекту знаменитых архитекторов ― Леонтия, Юлия и Альберта Бенуа. Этот грандиозный по тем временам ансамбль зданий так и стали называть — «Дом трёх Бенуа». В ленинградское время говорили: «Дом Кирова» ― в квартире № 20 жил первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров, в честь которого впоследствии и был переименован Каменноостровский проспект. В эпоху Сергея Мироновича проспект назывался революционно ― улица Красных Зорь. Дом Бенуа до сих пор поражает воображение. О масштабе и грандиозности замысла можно судить хотя бы по количеству корпусов и уникальных дворов с сохранившимися каретниками.
Елена Линова,фотохудожник: «В доме вместе с курдонёрами есть 13 дворов, я сосчитала. Кто-то говорит ― 11, но, если внимательно считать, то 12. Основные квартиры, расположенные в фасаде, конечно, принадлежали состоятельным людям и послевоенной интеллигенции. Тут хорошие, парадные, прекрасные квартиры».
В ленинградское время в этом доме жили военачальники, государственные и партийные работники и выдающиеся деятели науки и искусства. Впрочем, весь Каменноостровский проспект можно считать своеобразной энциклопедией великих имён петербуржцев и ленинградцев.
Владимир Комельфо,художник: «Это единственный проспект, где жила «высшая» интеллигенция: поэты, писатели, музыканты, ученые, например, Воронихин, Щуко, Курчатов, Заболоцкий, Лесгафт, Грумм-Гржимайло. Все они жили на этом пяточке. А совсем недалеко отсюда были дачи Матюшина, Филонова, Малевича. Был тут Иоффе, нобелевский лауреат… Недалеко, метров 100, ― первая телевизионная передача».
А это место издавна кинематографическое: здесь в начале XX века в театре «Аквариум» состоялся первый в стране киносеанс. В 1924-м году сюда переехала киностудия «Севзапкино» ― впоследствии знаменитый «Ленфильм» ― визитная карточка ленинградского времени и Кировского проспекта. Говорят, многие жители окружающих домов с удовольствием снимались в ленфильмовских лентах. В массовке, разумеется. Во-первых, ради слава, а во-вторых, ради приличного гонорара.
Даниэль Орлов,писатель: «Бабушки, пенсионеры, студенты ― все ходили в актерский отдел, всех их знали. Это очень известная синекура была. И самое интересное: их во время перерыва выпускали, но не разгримировывали. Напротив находился гастроном, куда все шли, и часто можно было встретить на переходе стоящих каких-то фашистов с дубовыми листьями, богатырей, каких-то дам в кринолинах. Они все заходили в магазин, вставали там в очередь и поэтому можно было оказаться в очереди за былинным богатырем или впереди совершенно настоящего Высоцкого».
И этот гастроном в народе называли ― «Голливуд».
Елена Линова,фотохудожник: «Что скрывать, Ленфильм пил. И в этот «Голливуд» все время бегали гонцы за портвейном».
Рядом с «Голливудом» был очень известный в Ленинграде и очень ароматный магазин ― «Цветы Болгарии», о котором жители северной столицы, особо чувствительные к цветам, садам и дефициту советского времени, конечно же, помнят.
Нельзя не сказать, что среди садов и скверов, сопровождающий путь Каменноостровского к островам, особо выделяется сад, носящий имя композитора Андрея Петрова.
Даниэль Орлов,писатель: «В садике Андрея Петрова на стенках замечательный наш художник Кирилл Миллер сделал графические барельефные инсталляции. Я так понимаю, что это было сделано незаконно, но потом как-то легитимизировано городом. Это красиво, это очень забавно. Таким образом, есть некая официальная часть, причем достаточно изящная, которую сделали в память замечательного нашего ленинградского композитора, и есть часть неофициальная».
«Ни вправо, ни влево не поддавайся: там чепуха, бестрамвайная глушь. Трамваи же на Каменноостровском развивают неслыханную скорость», ― писал Осип Мандельштам.
Звуки Каменноостровского…
Елена Линова,фотохудожник: «Звуки-то были только трамвайные. До 50х годов по Каменноостровскому ходил рогатик. Изредка ― автомобили. Ещё ходило 3 автобуса. Сперва только один — № 46, потом добавился № 1 и № 23. Теперь остался только № 46. Он верен Каменноостровскому проспекту».
А эта красавица-площадь до 1992-го года была безымянной. В новейшие времена она получила название ― Австрийская.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Это прямое попадание. Действительно, все эти дома, которые образовали эту площадь, несут какой-то отпечаток, навевающий атмосферу австрийской Вены… С другой стороны, эта архитектура присуща именно Петербургу, характерна для него. Город этот самобытен. Но какие-то ассоциации с Веной всё же возникают».
И в этом сквере тоже, можно сказать, возникают какие-то ассоциации… Многие гадают, почему здесь стоит один "странный" памятник.
Даниэль Орлов,писатель: «Я памятник Ленину у Александровского лицея заметил лет 5 назад, проходя мимо. Вот я остановился… Что же это?.. Памятник какой-то, Ленин… Я был очень удивлен».
На самом деле здесь когда-то стоял памятник Александру I, потому что этом здании с середины XIX века располагался Императорский Александровский лицей, бывший Царскосельский, где в своё время учился Александр Сергеевич Пушкин. В советское время в здании лицея располагалась школа.
Елена Линова,фотохудожник: «Моя любимая школа — № 69, в которой я провела 8 трогательных лет. Перед ней стоял памятник Ленину. Он как стоял, так и стоит. Внутри школы был громадный бюст Пушкина, канувший в Лету. Перед этим памятником Ленину проходили все наши линейки, приемы в пионеры. По дорожке вдоль всего парка мы бегали стометровку».
В знаменитый Ленинградский Дом мод бегали все модницы. Площадь Льва Толстого и эта часть Каменноостровского ― самое живое и многолюдное место Петроградской стороны.
Владимир Комельфо,художник: «Эта площадь всегда кипела и сейчас кипит. А подземный переход, который связывает одну сторону и другую, ― первый подземный переход в Ленинграде».
А первый подземный переход появился здесь неслучайно: как известно, Каменноостровский проспект в советскую эпоху пребывал в статусе правительственной трассы.
Даниэль Орлов,писатель: «По праздникам здесь шли колонны на демонстрацию на Дворцовую площадь. Для меня Кировский проспект ― это проспект праздника. Он таковым и остался. Я сейчас выхожу из дверей своего тихого дома и сразу же попадаю в жизнь. Сейчас, конечно, здесь меньше жителей и больше офисов, но это первостихия».
Жизнь кипела и здесь. В начале XX века это было чрезвычайно модное место: Спортинг-палас, синематограф, знаменитый скетинг-ринг. После революции здесь был построен Дом работников промкооперации ― в обиходе "Промка". Причём это прозвище живо до сих пор, хотя его официальное название ― Дворец культуры имени Ленсовета. В советское время это был эпицентр культурной жизни города: театральный зал, кинотеатр, библиотека, многочисленные кружки, клубы, студии ― целый город!.. Сегодня здесь тоже работает театр и кинозал, но основное пространство занимают офисы и магазины.
Даниэль Орлов,писатель: Но всё это уже история ― и кафе «Рим», и гастроном «Голливуд».
Сам проспект, который называли «Елисейскими полями Петербурга», одно время собирались переименовать во «Французский проспект». Вариантов названий было много.
Владимир Комельфо,художник: «В 1898 году Государственная Дума Российской Империи рассматривала вопрос о переименовании Каменноостровского проспекта в Пушкинский. Еще хотели назвать его Романовским, когда было 300-летие дома Романовых. Он одно время назывался проспектом Кирова. Но сейчас, слава Богу, историческое, настоящее, хорошее название — Каменноостровский».
Настоящим и первозданным остаётся и сам проспект: явив себя миру столетие назад, он сохранил своё лицо, но при этом изменил свой характер.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Осип Мандельштам назвал его «легкомысленным проспектом», но за сто лет легкомыслие ушло. Дома не обветшали, но стали памятниками, объектами культурного наследия. Другой такой улицы у нас в городе нет. Его пронзительность, натянутость, струнность и устремленность к морю… Наверное, в этом его потрясающий характер».
Владимир Комельфо,художник: «Даже новые дома, которые сейчас построили, ― чем хороши? Они стеклянные, они отражают все старые ― и красиво получается. Особенно при закате, при восходе. Они — как провалы, в них — те дома, которые напротив. В этом что-то есть».
Но это уже не тот «лёгкий», «безответственный» и «легкомысленный красавец», сегодня Каменноостровский ― это серьёзный, деловой господин, несущий на себе груз прожитых столетий. Он другой. Единственное, что осталось неизменным, ― он так же красив, статен и по-прежнему летит к островам.