Тема: выставка «Творческий почерк» в Главном штабе Государственного Эрмитажа
Гость программы: Марк Башмаков, советник генерального директора Государственного Эрмитажа
Ведущие: Марианна Дьякова и Михаил Спичка
В своих афоризмах художник Андрей Ланской неоднократно уподоблял процесс рождения картины сотворению мира, его возникновению из хаоса. Символично, что именно теме сотворения мира посвящена одна из самых необычных, нестандартных работ Ланского-иллюстратора – «Книга Бытия», которой в этом году исполняется ровно пятьдесят лет.
По большому счёту, всё сиё оригинальное произведение — есть одна сплошная иллюстрация. Благо, даже текстовая составляющая здесь превращается в полноправное изображение, один из важных декоративных элементов… Ритмика линий, цветов и пятен рождает прямые ассоциации с наследием Василия Кандинского. Андрей Ланской — действительно, многое заимствовавший у основоположника мирового абстракционизма, принадлежит ко второму поколению приверженцев беспредметного – или, говоря словами самого художника – «нефигуративного» искусства. Судьба Ланского – типичная судьба русского аристократа, юность которого пришлась на трагическую первую четверть двадцатого века… Потомственный граф, представитель знаменитого дворянского рода, вместе с Белой армией в возрасте 18 лет он навсегда покинул Россию и обосновался в Париже. Окончательно именно во Франции выбрав для себя путь художника, Ланской постепенно, шаг за шагом, отходит от фигуративного начала, в итоге, накануне Второй мировой войны став одним из лидеров новой волны «лирического абстракционизма»…
Правда в случае с «Книгой Бытия» Ласнкого — спонтанность лишь кажущаяся. Над на первый взгляд совершенно хаотичным, эскизным визуальным рядом художник, на самом деле, работал вдумчиво, обстоятельно, на протяжении нескольких лет. В основе его произведения — чёткая ритмика – все иллюстрации можно разделить на трёхчастные блоки, состоящие из крупной фразы, отрывка с большим количеством текста, и некоего абстрактного изображения. Особое внимание художник уделяет цвету.
Похожие на разноцветный иконостас иллюстрации Андрея Ланского Эрмитаж разбавляет в высшей степени вариативным контекстом. Здесь — и история о сотворении мира глазами Марка Шагала, Жоржа Брака, Сальвадора Дали… И другие выдающиеся примеры так называемой «рукописной книги» — новаторские художественные поиски таких корифеев, как Фернан Леже, Хуан Миро, Пабло Пикассо, Анри Матисс… Все представленные на выставке издания — коллекционные раритеты, создававшиеся минимальным тиражом. В этих «белых воронах» издательского мира — главное, самое ценное — авторский почерк, уникальный, неповторимый, максимально далёкий от типографских шаблонов.. Часто, как в случае с русским парижанином, графом Андреем Ланским — пленительно, вызывающе небрежный.
Сюжет: Лана Конокотина
«Эрмитаж. Говорим и показываем» в эфире телеканала «Санкт-Петербург» каждый вторник в 9:35.
Присоединяйтесь:
Instagram @utrospbtv
Вконтакте: vk.com/topspb_tv
FB: facebook.com/topspb.tv