• Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

Одно из самых старых поселений в Петербурге располагалось здесь – между Лиговским проспектом и Загородным, Кузнечным переулком и Звенигородской улицей. Первыми обитателями этого исторического района были ямщики, за что и прозвали эту местность Ямской слободой.
Невский проспект недалеко, однако в начале XVIII века эти места слыли глухой окраиной.

Андрей Столяров,писатель:
«Там, где находится Ямская слобода, заканчивался город: лес, откуда волки забегали на Невский проспект, болота… Позже вот та внутренняя линия Ямской слободы, которая обращена к центру, стала границей между парадным Петербургом и Петербургом народным. Там окно в Европу, а здесь реальная жизнь, и эти пространства почти не пересекались. Видимо, поэтому в Ямской слободе сохранился настой прошлых столетий». 

Возникла Ямская слобода не стихийно, а исключительно по воле Петра I. 

Тамара Крашенинникова,краевед:
«Он в 1713 году издал указ, в котором повелевал всем губернаторам выбрать из ямщиков «самых добрых, самых семьяниных, самых лошадиных, самых порядочных» – 105 семей. Каждой семье выделили 4 десятины земли, на которой он организовал свой двор. Во дворах были в основном служебные постройки, потому что лошадей во всей этой слободе было около10 тысяч. Дворов примерно 270». 

Как известно, труд ямщицкий был нелёгок, и поэтому в праздники народ гулял от души.

Тамара Крашенинникова,краевед:
«Говорят, что праздники заканчивались тем, что вокруг Обводного канала по берегам лежали мертвецки пьяные тела извозчиков. На Масленицу ямщики выезжали на своих только что купленных, хороших, красивых рысаках, запряженных в новые экипажи, в которых сидели жены дородные и богатые невесты». 

Надо сказать, что у обитателей слободы была своя Ямская церковь. Этот старейший храм Петербурга был построен на тогдашней набережной Лиговского канала (кстати, весь прилегающий к нему район так и называли: Лиговка-Ямская). Теперь Крестовоздвиженской церкви дан статус собора, он носит сегодня ещё одно наименование ― Казачий.

В конце XIX века Ямскую слободу, представляющую собой ряды извозчичьих дворов с деревянными домами и сараями, стали теснить новые каменные здания, которые и по сей день украшают бывшую Ямскую.

Галина Илюхина,писатель:
«Очень красивый дом, который смотрит на Малую Московскую улицу с Достоевской – это дом Глазера. В нём до сих пор сохранились удивительной красоты витражи. Неподалеку прекрасный дом с ленточными балконами. Для меня это одно их самых милых мест. Я гуляла здесь и водила ребенка смотреть на чудесных медведей, которые держат фонари у входа в бывшее здание Механического завода Курта Зигеля. Самые яркие вещи: медведи у завода Зигеля и лошадиные головы на здании ветлечебницы».
Андрей Столяров,писатель:
«Я забрел в конец Коломенской улицы, и вдруг увидел, что из абсолютно белой стены (белый цвет для Петербурга совсем не характерен) высовываются две черные, чугунные, как будто из другого мира, громадные лошадиные морды. Впечатление было очень сильное, тем более что одна из голов жутковато оскаливалась. Позже выяснилось, что ничего страшного здесь нет. На этом месте в Ямской слободе находилась конная станция. Здесь перековывали лошадей перед дальней дорогой. А потом отсюда они отправлялись к Московской заставе и двигались дальше по Московскому тракту».

Слободу поэтому так и именовали ― Московско-Ямская. И улицы ― Коломенская, Звенигородская, Волоколамский переулок ― тоже получили свои названия по городам Московской губернии. Название Разъезжей улицы говорит само за себя: здесь ямщики разъезжались кто куда.

Давид Голощёкин,народный артист России:
«Такие названия как Разъезжая улица, Коломенская улица – это старые петербургские названия. Их ни в коем случае менять нельзя, потому что они напоминают нам об истинной истории этого города и этой части города». 

Но есть здесь и самая, так сказать, «ямская» улица. Её историческое название, к сожалению, утрачено, но ей было дано впоследствии великое и очень дорогое для каждого из нас имя.  

Тамара Крашенинникова,краевед:
«Ямская (под девичьей фамилией) улица стала улицей Достоевского в 1915 году, но старое название до сих пор в памяти у народа».

В доме № 2 на этой улице жил и умер Фёдор Михайлович. В его квартире находится мемориальный музей, открытый к 150-летию со дня рождения писателя. А в 1997-м году в начале Большой Московской был установлен долгожданный памятник.

Андрей Столяров,писатель:
«Именно на этом месте, где стоит памятник, Достоевский, по воспоминаниям современников, очень любил отдыхать на скамейке в сквере. Возможно, поэтому памятник так вписался в петербургский пейзаж. Он стал неким знаковым местом Петербурга. Здесь назначают встречи. И возникает ощущение, что ждешь человека не один, а в компании с Федором Михайловичем».
Тамара Крашенинникова,краевед:
«Улица Достоевского была местом встречи писателей, художников, композиторов… Литературное место». 

И ― банное! На улице Достоевской находятся старинные бани, открытые братьями Туляковыми, которые в народе сразу стали называть «Ямскими». Среди знаменитых клиентов бани был, конечно, и Фёдор Михайлович.

Галина Илюхина,писатель:
«Историки банного промысла Петербурга рассказывают, что там бывали и Блок, и Николай Гумилев. Места литературно насыщенные; неподалёку жил Куприн». 
Тамара Крашенинникова,краевед:
«В этих банях мылся даже Ленин».

На углу Марата, Разъезжей и Боровой находится другое историческое здание, шедевр классической архитектуры ― бывший Ямской рынок. Да, вот так когда-то строили рынки. А первоначально на этом месте было небольшое строение, не радовавшее глаз.

Тамара Крашенинникова,краевед:
«Его снесли и затем по проекту Стасова построили новое здание, которое стоит здесь и по сей день, является памятником архитектуры».
Галина Илюхина,писатель:
«А в советское время там был знаменитый комиссионный мебельный магазин. Куда ездили все покупать мебель. Я помню шкафы, какие-то полочки, стульчики, которые мы там покупали».
Давид Голощёкин,народный артист России:
«В этом комиссионном было, кстати, очень много мной куплено: столик, два кресла (одно вальтеровское) и тому подобное. Да, это было знаменитое место».

Этот исторический район жители неспроста относят к тем заповедным местам, которые мы обычно называем «старым Петербургом». В этой живописной обветшалости дворов и старинных зданий есть своя правда, своя подлинность.

Тамара Крашенинникова,краевед:
«Здесь сохранился исторической дух этой Ямской слободы. Это дух вольной, свободной жизни, у которой нет границ, здесь трудятся до упора и гуляют весело».

В ленинградское время гуляли весело и «до упора» в ресторане с очень ямским названием ― «Тройка».

Давид Голощёкин,народный артист России:
«Ресторан Тройка – это знаменитое с место; в 70-е — 80-е годы в него можно было попасть только по знакомству или по записи. Надо было лично знать директора. И там собирались все властные структуры, все люди из партийных органов, все доминанты торгового мира… Это было знаковое место. Там было впервые варьете открыто, где были так называемые «girls», и этим оно было привлекательно, хотя ресторан ничем таким не отличался (особенной кухней, например). Только антуражем».

В 1912-м году в типографии на Ивановской улице (ныне Социалистической) был напечатан первый номер газеты «Правда» ― и это событие было увековечено в названии соседней улицы. 
Ленинградцы помнят, что на улице Правды, 10, находился достопамятный Дом культуры работников пищевой промышленности. В обиходе его называли «лепёшкой». Впрочем, были и другие прозвища.

Давид Голощёкин,народный артист России:
«В простонародье говорили – «хлебопёка» (хлебопекарня промышленности). Дом культуры остался бы незамеченным, если бы там не начилась джазовая жизнь нашего города в начале 60-х годов. Там было кафе «Восток». В нём дебютировали знаменитые барды (например, Александр Дольский), были вечера поэтов, где выступал Бродский (я был тому свидетелем), засиживался Сергей Довлатов. Отдельные дни были джазовые, на которых я 17-летним мальчишкой начинал свою карьеру, играя джаз». 

А сегодня джаз в исполнении маэстро и других известных музыкантов звучит на сцене государственной Филармонии джазовой музыки. Само же это здание на Загородном проспекте когда-то принадлежало купцу 1-й гильдии Ивану Кузнецову (из знаменитой династии «фарфоровых Кузнецовых»). А в ленинградское время в этом доме находился кинотеатр «Правда».
Школа №321 — с большой историей, которая начиналась с открытия в 1817-м году Благородного пансиона, а затем ― Первой классической гимназии. И что интересно, именно в этой гимназии родилось скаутское движение. 

Галина Илюхина,писатель:
«В этой школе есть купол, когда-то это была домовая церковь Преображения. В советское время церковь переделана физкультурный зал. Бассейн и гимнастический зал, которые рядом находится, раньше имели отношение к благородному пансиону». 

Рядом с 321-ой школой находится Государственный университет кино и телевидения, в советское время это был ЛИКИ ― Ленинградский институт киноинженеров. Ещё раньше это историческое здание принадлежало Училищному совету при Святейшем Синоде с церковью Святого Благоверного князя Александра Невского и школой. Сегодня на фасаде главного корпуса университета восстановлена уникальная мозаичная икона начала XX века ― «Иисус, благословляющий отроков».

В советские времена в Ямской находилась известная в стране Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние». Сияла она на улице Марата, благоухая, в частности, незабвенным одеколоном «Тройной» и духами «Лесной ландыш» и «Красная гвоздика». 
Стоит отметить, что этот исторический район всегда вкусно пахнул, и сладкий аромат, витающий и поныне над бывшей Ямской слободой, тоже не случаен.

Галина Илюхина,писатель:
«Здесь Фабрика Крупской расположена. Дети всегда носами поводят от этих вкусных запахов булочек ванильных. Гуляют в нашем историческом центре запахи-облака. По сею пору пахнет сладким в нашей Ямской слободе».

Времена меняются, что-то уходит безвозвратно. Память остаётся: вот эта скульптурная композиция на улице Правды, которая называется «Ангелы» ― знак покаяния об утраченных храмах Ямской слободы… 

Андрей Столяров,писатель:
«Как будто возвращаешься в детство, в то время, когда мир был чистым, радостным и понятным».

Да и сама Ямская ― это детство и отрочество Петербурга. И хотя тройки с бубенцами на Разъезжей ― это уже «дела давно минувших дней», но память о них по-прежнему живёт в названиях улиц и переулков, где и поныне витает дух ушедших эпох.


Смотрите программу «Ямская слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины