- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Задуманный для пользы и украшения столицы, он родился из болотистой извилистой речки с народным название Кривуша. Был наречён по-царски ― Екатерининский. А впоследствии получил имя русского гения ― Александра Сергеевича Грибоедова.
«Канал туманный Грибоедов…» ― писал Иосиф Бродский. А действительно ― и туманный, и таинственный, и романтический, и даже имперский».
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «Венеция, Амстердам, Петербург — всюду каналы. Вот такое родство. Это совершенно очевидные чувства — немного имперские, но приятно».
Виктор Тихомиров,художник, писатель, режиссёр: «Канал Грибоедова, мне кажется, вообще вытекает, чуть ли не из моего окна. И всё течет куда-то… Я даже полагаю, может, несколько надменно, что это мне ангелы преподнесли на крыльях эту мою мастерскую и это окно. И считаю себя в большом долгу перед высшими силами, что у меня есть мастерская, в которой я уже больше 30 лет работаю».
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Прекрасное место, любимое художниками, поэтами. Дорого она и влюбленным. Тем, что мы сейчас можем прогуливаться по этому прекрасному пространству, мы во многом обязаны Екатерине Великой, в честь которой он и был назван Екатерининским каналом».
Да, на то была и царская воля, то есть первоначальное название канала ― было оправдано и справедливо.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Именно Екатерина велела сохранить историческое русло реки Кривуши. И именно Екатерине мы обязаны тем, что все-таки это романтическое, не строгое пространство, которое своим движением врывается в наш регулярный город, для нас сохранено».
Алексей Смирнов,краевед: «Город наш действительно славится прямыми проспектами, могучей прямой рекой. А вот канал Грибоедова такой своеобразный: много колен, изгибов, поворотов. Раньше, когда здесь было гораздо больше деревьев, это тоже была такая определенная фишка канала. Очень необычное и романтичное место города».
В 1923-м году канал получил новое название ― Канал писателя Грибоедова. Впоследствии слово «писателя» из названия исчезло: скорее всего, потому что само по себе имя автора всем известного произведения «Горе от ума» было самодостаточно.
Меж тем, канал могли бы назвать и именем Пушкина, Гоголя, Достоевского ― все они, как и многие их герои, жили на набережной Екатерининского. Почему же всё-таки ему было дано именно имя Грибоедова?
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «Для меня это большая тайна. Грибоедов был достоин быть увековеченным. Может, не столь так широк, не так масштабно. Он был человек язвительный, ядовитый, он бы нашел что сказать по поводу переименования Екатерининского в канал Грибоедова».
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Всегда было жалко, что ушло имя Екатерины, хотя остаться оно не могло никак — это понятно по объективным причинам. Но, слава Богу, что дали ему имя А. С. Грибоедова. Нам так посчастливилось, что писатель когда-то жил на канале и связан был с декабристами — и это тоже сыграло свою положительную роль в том, что выбрали для канала именно это имя. Оно стало нам родным».
Одним из самых главных символов канала Грибоедова (да и всего Петербурга) ― является собор Воскресения Христова на Крови или, как чаще называют его, храм Спаса-на-Крови, возведённый по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия Малышева.
Собор был сооружён как памятник императору Александру Второму, смертельно раненному народовольцем Гриневицким. Печальные парадоксы истории: в ленинградское время имя цареубийцы было дано мосту, около которого было совершено покушение.
В 1998-м году мост был переименован в Ново-Конюшенный.
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «В советское время было обыкновение присваивать всему, что находится в городе, имена революционеров и цареубийц. Это обыкновение коснулось и этого моста».
Алексей Смирнов,краевед: «Дальше, пройдя по каналу Грибоедова, мы увидим еще одно место, которое готовилось для убийства императора — это Каменный мост. Народовольцы заложили под него мину, около 7 пудов динамита, думая взорвать императора. Но побоялись, что даже 7 пудов динамита этот мост взорвать не смогут. И передумали. А когда начал работать первый общественный транспорт и по Гороховой улице стал ходить автобус, это мостик, немножечко горбатый, автобус с пассажирами преодолеть не мог. Перед мостом все выходили. Пустой автобус мост переезжал, пассажиры снова садились и ехали дальше».
Одно из самых примечательных зданий на набережной Грибоедова находится напротив Михайловского сада и корпуса Бенуа Русского музея ― в советское время его называли «Писательский дом»: здесь жили и работали многие выдающиеся деятели культуры и искусства.
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «В доме № 9 на канале Грибоедова дом 9 моя семья в разных поколениях прожила 66 лет. Три нижних этажа принадлежали в свое время придворному оркестру. Это очень известный, не столько даже Петербургский, сколько Ленинградский, адрес. Бешеная известность этого дома началась, когда в нем поселился М. М. Зощенко. Вот это был действительно кумир читающей и нечитающей публики. Рядом
Итальянский мост. Мы не раз видели, как экспансивные итальянцы, когда сюда приезжали, перекликались через канал, благо он не слишком широкий. Итальянцы были в восторге, они видели надпись, переводили кое-как и кричали друг другу: «Ponte italiano, Ponte italiano». Итальянский мостик они нашли в городе, понимаете… Они были в восторге совершенном».
А ещё восторг туристов обычно зашкаливает там, где канал Грибоедова пересекает главный проспект города ― и это естественно.
Виктор Тихомиров,художник, писатель, режиссёр: «Тут тебе и Казанский собор, тут тебе и Невский проспект, тут тебе и Дом книги — Зингера бывшее здание. И все это имеет какую-то историю, в том числе декоративную и художественную».
И градостроительную, и даже уличную, неформальную, со своей культурой и традициями.
Алексей Смирнов,краевед: «В советские годы, наши современники прекрасно знают, у выхода из метро на канале Грибоедова было место, которое называлось «Климат». Там собирались все, кого называли «неформальная молодежь», там был теплый ветерок из метро, там они тусовались, как сейчас говорится, а потом шли «на Казань», к Казанскому собору».
И ещё из уличной истории: напротив так называемого «Климата», был очень популярный в Ленинграде пивбар, получивший в народе название «Очки»: во-первых, потому что рядом находился одноимённый магазин, а во-вторых, огромные окна пивбара напоминали окуляры.
И нельзя не сказать о центральных железнодорожных кассах на набережной Грибоедова ― до появления интернета они могли бы по популярности соревноваться с грифонами. Мост с грифонами и Львиный мост ― два самых знаменитых моста канала Грибоедова, которые очень любят туристы.
Алексей Смирнов,краевед: «Рядом с Львиным мостиком замечательный изгиб канала (почти на 180 градусов), который не характерен для нашего города, славящегося прямыми перспективами и проспектами, тем не менее он создают романтический облик».
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Идешь-идешь по каналу и вдруг какой-то поворот — вдруг начинаешь понимать, что пространство летит тебе навстречу. Летят деревья, летят облака, если есть, летят дома… То ли это движение воды, то ли все вместе — какая-то потрясающая круговерть именно на канале Грибоедова, и она всегда захватывает…»
Захватывает и завораживает ― как и мост с грифонами, который, кстати, имеет официальное название ― Банковский. Дело в том, что грифоны ― мифические стражи богатства и золота ― первоначально охраняли Ассигнационный банк и его содержимое ― отсюда название. Нынче в этом здании размещается Государственный университет экономики и финансов. То есть некая преемственность прослеживается. И грифоны по-прежнему исправно несут свою службу.
Но канал меняет свой характер по мере движения из парадного Петербурга в другой ― многоликий, где петляющее русло напоминает об истоках ― речке Кривуше.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Сначала он такой официальный, строгий, столичный. Он струнный, он прямой, он совершенно привычный нам канал. Он тянется до Невского, до Казанского собора, потом переходит в купеческую свою часть — ту, что ближе к Садовой, примыкает и к Сенной площади. А за Сенной площадью уже начинается такая достоевщина. И потихонечку достоевщина переходит в артистическую часть канала. Дальше он протекает мимо Никольского собора, где пересекается с Крюковым».
Алексей Смирнов,краевед: «Это просто сказочное, легендарное место, на котором снято огромное количество фильмов. Если встать в определенной точке, медленно поворачиваясь на 360 градусов, можно разглядеть — кто говорит 7, кто 8, кто 9 — самых разных мостов, повернувшись. Как говорится, если встать на табуретку, то и 10 мостов можно увидеть».
А эти красивые гранитные спуски к воде, словно специально созданные для романтических встреч и прогулок, ― на самом деле первоначально имели чисто прикладное значение.
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «Исторически, конечно, они были связаны с перевозкой дров. Как же их иначе перевозить? А главное, как их иначе разгружать? На пейзажах М. В. Добужинского видно, как это делали. Он писал с натуры, запечатлел разгрузку дров у Театральной площади. Да, дрова. Да, брандмауэры огромные, то есть глухие стены, около которых сваливались или складывались дрова. Это петербургский быт».
И ленинградский… До появления парового отопления, как известно, город отапливался дровами, которые доставляли, в частности, и по каналу Грибоедова. Это мощнейшее гидротехническое сооружения, в строительство которого был вложен в своё время колоссальный человеческий труд.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Представить себе, что в 80-е годы XVIII столетия вручную — лебедка и лопата! —повернули русло канала. Да, конечно, у реки свое русло, тем не менее рукотворность этих мест особенно ощущается там, где канал соединяется с Фонтанкой. Диву даешься, какие были проделаны мощные работы по выпрямлению, расширению, углублению канала. Может быть, дух речки Кривуши немножко витает, благодаря этому прекрасному движению».
Виктор Тихомиров,художник, писатель, режиссёр: «И это просто диво — весь Петербург и все каналы, и особенно канал Грибоедова.Это все накопленная духовность, которая не имеет цены. Второй раз такого никто не сделает. Не накопится столько человеческих воспоминаний, событий и драм…»
Сегодня это может показаться невероятным, но канала Грибоедова могло бы и не быть: во времена Александра II существовал проект засыпки Екатерининского канала и превращения его в проспект. Редкий случай в истории, когда победил разум, а не коммерческая целесообразность. И поэтому нынче по каналу Грибоедова с ветерком гоняют не автомобили, а экскурсионные кораблики и катера.
Леонид Гаккель,заслуженный деятель искусств России: «C тех пор, как пошли эти кораблики, появилась традиция — постоять на набережной или на мосту, помахать рукой кому-нибудь. И тебе кто-нибудь в ответ помашет. Это очень мило…»
И вот уже двести лет от Мойки к Фонтанке бегут воды канала ― в которых отражается наша жизнь, время и великая история Петербурга.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины