- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Когда-то эти красивейшие места на берегу Финского залива назывались Куоккала. Под небом Куоккалы собиралось великое множество замечательных людей, и всё же гением места по праву считался Илья Ефимович Репин, чьё имя и дало впоследствии новое название этому дивному уголку на Карельском перешейке.
«Что за чудо веселья, развлечений, озорства, легкости общения, театральных и праздничных экспромтов была эта Куоккала!..» ― писал в своих воспоминаниях знаменитый дачник Куоккалы ― академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. ― Культура дачного общества была повторением русской культуры в целом…»
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Здесь до революции жили писатели, художники, философы. Недаром в «Дяде Ване» профессор Серебряков говорит: «Хорошо бы нам продать эту усадьбу где-то в Орловской губернии и купить маленький домик в Финляндии». Может быть, он имел в виду это место. Здесь жили и Мережковский, и Чуковский. Шаляпин пел. Здесь было два театра: и оперный, и драматический».
Татьяна Бородина,заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты»: «Был, так называемый, театр Федотова. Снимал этот театр на лето Мейерхольд со своей труппой. Если приезжали артистические натуры, конечно, были шутки, розыгрыши… И я думаю, что в то время все играли в какие-нибудь фанты, шарады и так далее, время проводили очень интересно».
В ленинградскую пору дачная традиция продолжилась, и, несмотря на то что линия песчаное побережья Финского залива уходит за горизонт, многие стремились снять дачу именно в Репине.
Сергей Ачильдиев,писатель: «Почему? Потому что здесь такое намоленное место было для ленинградцев. Вообще понятие «дачники» — типично петербургское. Еще задолго до революции в конце XIX века была мода снимать дачи неподалеку от Петербурга».
А мода эта началась в 1870-м году, когда была построена железная дорога из Петербурга в Выборг.
Но была ещё и предыстория этих мест, за давностью времён окутанная густым туманом легенд, из которого проступает фигура некого предприимчивого Афанасия, построившего в 1799-м году здесь, на перекрёстке дорог, корчму.
Владимир Комовский,краевед: «Эта легенда имеет документальное подтверждение. Если взглянуть на карту Выборгской губернии конца XVIII века, именно в этих местах есть условное обозначение какого-то строения, а рядом большими буквами написано «Афанасьевская корчма».
А где корчма (это, так сказать, градообразующий объект), туда народ обязательно набежит и место станет живое. Так и случилось.
Владимир Комовский,краевед: «На более поздней карте мы видим на этом месте уже не просто корчму, населенный пункт — Афанасие. Это было первый поселок в этих местах, а потом он превратился в Репино. В промежутке между ними это место носило название Куоккала».
А на финский манер Афанасьево значилось как Ванасси.
Забегая вперёд, заметим, что через сто лет рядом со Станционной площадью тоже будет стоять таверна Афанасьева (она запечатлена на старых фотографиях) — может, и праправнука Такая забавная историческая деталь.
Как известно, эти места до 1918-го года относилось к Великому княжеству Финляндскому, которое входило в состав Российской империи. В путеводителе за 1894 год сказано: «Куоккала, или, вернее, Афанасьево, представляет собою одну из лучших местностей дачной жизни!..» И с открытием железнодорожной станции в Куоккале сюда устремились петербуржцы и начался дачный бум.
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Утром и вечером ходил паровоз до Петербурга. Прибытие и отбытие поезда всегда было торжественным действием: играл оркестр, стояли вейки (финны-извозчики), везли всех по дачам. И на берегу тоже стояли вейки с позвозками-купальнями. Вывозили эти вейки далеко в море, и в этой купальне, которая была оборудована в этой телеге, были отверстия, куда спускались люди, там плавали, а потом лошадьми их обратно везли на берег».
Так случилось, что именно Куоккалу полюбила творческая интеллигенция ― и точкой притяжения для многих была (и остаётся по сей день) усадьба Ильи Ефимовича Репина, в 1899-м году купившего в Куоккале участок.
Татьяна Бородина,заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты»: «Через 14 лет этот участок превратился в чудесный уютный парк, совершенно изумительной, необычной конфигурации, с прудами, башенками. Дом совершенно фантастический. Илья Ефимович и его вторая жена, на имя которой был куплен участок, назвали свою усадьбу «Пенаты». В этих местах русской Финляндии дачи было принято называть виллами. И на заборе появилась маленькая табличка «Вилла Пенаты».
А по соседству с «Пенатами» была дача Корнея Ивановича Чуковского, который так описывал дачную жизнь тех времён:
«Летняя Куоккала, шумная, нарядная, пестрая, кишащая модными франтами, разноцветными дамскими зонтиками, мороженщиками, экипажами, цветами, детьми…»
Сергей Ачильдиев,писатель: «Чуковский был общительный человек, литературный критик, молодой жуир, высокий, красивый. У него была масса друзей. К нему приезжали гости, в том числе Шаляпин, которого он мечтал познакомить с Репиным. И познакомил. Радостный Репин пожал ему руку при входе в свой дом и сказал: «Здравствуйте, Федор Иванович, я так мечтал с Вами познакомиться, но, надеюсь, петь Вы у нас не будете?». Репин был великий художник, но оперное пение, к сожалению, не любил… Хотя музыку обожал».
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Я себе воображаю, как они здесь жили, ставили самовары, играли в крикет или крокет, серсо, бильбоке, карты, рассказывали друг другу различные истории. В. В. Маяковский писал, что он ходил здесь по побережью, перепрыгивая с камня на камень, и слагал своё «Облако в штанах», великую поэму. И. Е. Репин, которому Маяковский впервые прочел «Облако в штанах», рыдал у него на груди, настолько ему это понравилось. Все это происходило в Репино».
Одним из гостей И. Е. Репина был и Максим Горький, который жил здесь на вилле Линтула. В советское время на ее месте был построен дом отдыха, названный именем писателя.
Владимир Комовский,краевед: «Здесь впервые была поставлена его пьеса «Дети солнца» в местном летнем театре, который находился в самом центре поселка на нынешнем Приморском шоссе. Конечно, театр не сохранился, но память о нем осталась…»
В советское время Репино ― это Всесоюзный курорт. Здесь строятся санатории, пионерские лагеря, пансионаты, дома отдыха ― причём путёвки трудящимся зачастую оплачивают предприятия и профсоюзы ― сегодня это воспринимается как утраченный рай. Однако желающих побывать этом раю было намного больше, чем путёвок, то есть спрос превышал предложения.
Сергей Ачильдиев,писатель: «Я еще помню те времена, когда по нижнему шоссе в самом конце мая и в первых числах июня ползли грузовики и легковушки, нагруженные перинами, матрасами, подушками, сковородками. Народ ехал из Ленинграда на дачи. Это были не свои дачи, «своих» тогда почти ни у кого не было. Это были съемные дачи».
Причём снимали всё ― вплоть до углов и сараев.
Между тем в Репине было три дома творчества ― журналистов, композиторов и кинематографистов. И самой притягательной считалась, конечно, обитель мастеров экрана.
Татьяна Бородина,заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты»: «Дом творчества кинематографистов — уникальное место. Для нас было праздником побывать там. Мы ходили на просмотры фильмов, которые шли закрытым показом на специальных семинарах. Там мы посмотрели все лучшие зарубежные кинокартины».
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Там бывал и Тарковский, и Рязанов, и многие другие, не только режиссеры, но и актеры, операторы, сценаристы. Люди привыкли к этому месту, и очень любили Дом кинематографистов».
Сергей Ачильдиев,писатель: «Многие приезжали туда отдыхать, но немало было и тех, кто приезжал работать достаточно сказать, что Андрей Тарковский написал сценарий «Зеркала» именно там, в Репино».
Конечно, Репино ленинградского времени было совсем другим ― нежели сегодня. Многие вспоминают поселковый кинотеатр на Аптекарской улице, который именовался «Курортный», и танцплощадку, которую в народе называли «Дождик» ― очень, кстати, петербургское название.
А во времена Куоккалы народ собирался у Свято-Преображенского храма ― увы, впоследствии утраченного.
А вот в советские времена новостями обменивались у популярного магазина «Волна». А мужское население устремлялось к станции, где находилась пивная ― место, облюбованное ещё Афанасием Первым и Афанасием Вторым.
Но где бы ни собирались дачники, все дороги в Репине вели к заливу: «Чудный пляж» ― тоже само за себя говорящее название, которое когда-то было народным, то есть ″впечатление″ превратилось в официальное именование.
Да, шумно и весело было раньше ― и в Репине, и в Куоккале. Нынче же здесь богато, сыто и… очень тихо.
И вода в Финском заливе уже не та ― цветёт.
Да и привычный уклад жизни в Репине тоже меняется ― старые дачи, построенные петербуржцами в начале XX столетия ― уникальные образцы северного модерна ― уходят. А вместе с ними ― и сам дух старой Куоккалы… Сейчас на месте старинных усадеб красуются новоделы-дворцы и пресловутые трёхметровые заборы.
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Нас лишают родной природы: ставят гигантские заборы, и ты идешь, как по коридору, между этими заборами, ничего не видишь. Кстати говоря, те, кто живут за заборами тоже ничего не видят, поэтому непонятно, для чего их такими гигантскими делают».
Сергей Ачильдиев,писатель: «Что там делается за заборами за этими высокими? На этих улицах почти никого не встретишь. Изредка кто-нибудь пройдет. А так тихо, пустынно, спокойно, но как-то мертво».
Тем не менее сегодня вновь появляется надежда, что времена будут меняться и заборы — это преходящее.
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Строится большой концертный зал на 350-400 мест. Строится храм возле станции. Место начинает оживать».
Но что остаётся непреходящим здесь ― так это любовь петербуржцев к этому удивительному уголку на Финском побережье, связанному с дорогими для нас именами, с нашей историей и надеждами ― несмотря и вопреки…
Владимир Комовский,краевед: «Люблю Репино за его тишину, за его деревенский вид. Люблю за свежий деревенский лесной воздух, люблю за обилие грибов и ягод, которые растут буквально у меня возле забора. Люблю просто за то, что Репино есть».
Олег Басилашвили,народный артист СССР: «Сейчас сюда все равно рвутся люди. Особенно в субботу и воскресенье пробка стоит до Троицкого моста на этот узеньком шоссе. Его строили немцы в 1946 году, это бывшая булыжная дорога, которая шла от Петербург к Пенатам».
Татьяна Бородина,заведующая музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты»: «Это такая традиция: сюда приезают люди, которые, может, и знают слова Мандельштама: что не додумаешь в Петербурге, можно додумать на Карельском перешейке…»
Додумать «нахлобучив по самые брови низкое снежное небо, и засыпая в маленьких гостиницах». Правда, гостиницы нынче другие, нежели во времена поэта, и всё другое, но воздух, сосны, небо ― те же, как и старая привычка петербуржца додумать под этим небом свои думы, коих у жителей в городе на Неве во все времена было много…
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины