- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
В самом центре Петербурга, многолюдном и шумном, есть необыкновенная улочка ― узкая, тихая, потаённая. Она возникла как дорога к Галерной верфи (ныне ― к Адмиралтейскому заводу), и вполне логично, что три века назад ей дали красивое морское имя — Галерная.
Иногда Галерную улицу в шутку называют «каменным коридором», хотя вход в неё ― на редкость парадный и торжественный: его венчает знаменитая арка Сената и Синода.
Ну, а для кого-то ― это и вход в своё детство.
Марина Капуро,заслуженная артистка России: «Для меня эти места — малая родина. Любимый район в самом центре моего прекрасного города — тогда Ленинграда, сейчас Санкт- Петербурга».
Сергей Арно,писатель: «Это была, конечно, удивительная улица… Улицы детства все удивительные».
Алексей Ерофеев,краевед: «Это сильнейшая, интереснейшая улица в нашем городе».
В течение трёх столетий название улицы менялось ― её именовали и Исаакиевской, и Западной, и Канатной (по Канатному двору), и Красной.
Но вот одно из её имён звучало не совсем презентабельно ― Задняя. Хотя архитектура зданий, прямо скажем, никогда не оскорбляла взор ― напротив. А всё дело в том, что по нечётной стороне Галерная улица представляла собой «чёрный вход», то есть «задворки» домов, выходивших парадным фасадом на Английскую набережную. Поэтому и сегодня каждый дом здесь ― это две стороны одной медали. Он имеет в связи с этим два адреса: например, Английская набережная, 56 и Галерная улица, 57.
Кстати, здание по этому адресу когда-то принадлежало англиканской церкви. В советское же время, когда Английская набережная была переименована в набережную Красного Флота, в этом доме располагалось городское экскурсионное бюро.
Марина Капуро,заслуженная артистка России: «Внутри англиканская церковь была потрясающая. До сих пор у меня перед глазами мозаичные надписи на староанглийском языке — Lord God — обращения к Богу. Никогда не забуду и прекрасную акустику этой церкви».
Алексей Ерофеев,краевед: «Английская набережная получила такое название, потому что около бывшего Галерного двора селились английские купцы, приехавшие в Россию в екатерининское правление. Они покупали здесь землю под строительство, возводили дома, которые потом продавали».
Газета «Северная пчела» писала: «Невский не в моде для гуляния. Все гуляют по Английской набережной ― одному из прелестнейших гульбищ Петербурга».
Эту набережную полюбила русская знать, но название «Английская» осталось, прижилось. И построенные в разное время особняки для петербургской аристократии являют собой сегодня шедевры и памятники архитектуры. Дворцы Бобринских, Дервизов, Штиглица, Воронцовой-Дашковой, Нарышкина, Долгоруковой, всех великих князей и невеликих ― без преувеличения каждый дом здесь со своей историей и судьбой, не говоря уже о великих квартиросъёмщиках в доходных домах на Галерной улице.
Алексей Ерофеев,краевед: «Кто здесь только не жил. Пушкин писал: «адрес мой Галерный». В доме, что в середине Галерной улицы, около площади Труда, жил Фонвизин. Именно там он написал свою знаменитую комедию «Недоросль». А в последнем доме по нечетной стороне, напротив особняка Бобринских, жил Сергей Петрович Боткин».
Площадь Труда делит Галерную улицу на две части. Причем человек наблюдательный, созерцая эту площадь, обязательно заметит в ней некую, скажем так, неправильность.
Сергей Арно,писатель: «Мне всегда казалось, что площадь Труда какая-то незаконченная. Она неправильной формы, вытянутая. И раньше она называлась Благовещенская. Потом я узнал, что там стоял храм, который в 1929 году взорвали большевики. Вот эта незаконченность и осталась здесь».
Незаконченность и ощущение храма…
А ещё раньше, на месте Благовещенской площади, в начале XVIII-го века, находился Каторжный двор: каторжане трудились на Галерной верфи во славу Российского флота ― такова непарадная история.
В середине XIX столетия на Благовещенской площади был построен красавец-дворец.
Алексей Ерофеев,краевед: «Дворец этот построили по проекту Штакеншнейдера для Николая Николаевича, сына Николая I. В 1894 в здании был открыт Ксенинский институт благородных девиц».
После революции это роскошное здание было передано Петроградскому Совету профсоюзов, и в ноябре 1918-го года в нём торжественно открылся Дворец Труда, в честь которого и была переименована Благовещенская площадь.
А 20-го марта 1936-го года от площади Труда отправился первый ленинградский троллейбус. Но это вряд ли помнят наши современники. Зато многие, чьё ленинградское детство прошло на Галерной, вспоминают добрым словом булочную-кофейню на площади.
Марина Капуро,заслуженная артистка России: «В булочной была старинная дверь, жалко, что она не сохранилась. На ней был изображен кентавр. Любила я заглянуть в эту кофейню, выпить знаменитый кофе ― как мы говорили, бочковой, горячий. Все, кто застал те времена, тоже с любовью вспоминают эту булочную».
Надо сказать, что обитатели Галерной в ленинградское время жили на улице Красной: новое имя, данное этой улице в 1918-м году, выражало революционный пафос эпохи.
Сергей Арно,писатель: «Я родился в доме 45 на Красной улице. В нем была всего одна квартира — № 5. Она находилась на последнем этаже, но как бы принадлежала музею. Да, я фактически жил в музее».
В общем, квартира с музеем. Правда, в советское время ― это была коммуналка. Коммуналка с музеем ― роскошно. Причуды эпохи…
Сам же филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга на Галерной ― размещается в бывшем особняке графа Румянцева, и что отрадно, здание, как и во времена канцлера, служит на «благое просвещение».
Другой знаменитый дом известен как бывший особняк барона Сергея Павловича фон Дервиза ― мецената и большого поклонника муз, открывшего в Белом зале своего дворца собственный театр.
Алексей Ерофеев,краевед: «Вот мы говорим о театре одного актера, а это был театр одного зрителя, потому что барон приходил в этот зал, там стояло одно кресло, и для него показывали спектакли».
В дальнейшем музы никогда не покидала этот особняк, причём зрителей становилось всё больше…
Юрий Александров,народный артист России, художественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербуръ Опера»: «На этой крошечной сцене выступала Айседора Дункан, пел Собинов, Шаляпин забегал сюда, творил свои интермедии Мейерхольд, поэтому это здание пропитано флюидами театра, музыки».
Марина Капуро,заслуженная артистка России: «Это намоленное место; очень красивый старинный театр, можно сказать, семейный. Он маленький, но пышный, в стиле барокко. Посмотрите, какие роскошные кариатиды. Конечно, мое детское впечатление это поразило; здесь очень красиво и изысканно».
В советское время кариатиды продолжали нести свою нелёгкую службу и держали белый с золотом свод над новой исторической общностью людей ― здесь размещался клуб рабочих Адмиралтейского завода «Маяк». Многие, наверное, помнят, что в 80-ые годы прошлого столетия на его сцене играли легендарный ленинградский рок.
А ещё раньше, в 20-е и 30-е годы, в особняке Дервиза заседал райком ВКПб.
Юрий Александров,народный артист России, художественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербуръ Опера»: «В этом театральном зале собирался партактив, ставили вопрос о том, чтобы спилить этих «обнаженных женщин», кариатид, потому что они отвлекали от решения партийных проблем. Слава Богу, этого не случилось, и белый цвет с позолотой победил красный».
С 1998-го года бывший особняк барона фон Дервиза принадлежит Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербуръ опера» ― таким образом большая театральная история этого дома на улице Галерной продолжается.
Ну а со стороны Английской набережной, как встарь, берега Невы осаждают поклонники рыбной ловли.
Сергей Арно,писатель: «Мы ходили на Неву ловить с ребятами рыбу. У нас были сетки металлические. Мы привязывали к ним веревку и в том месте, где был спуск к воде, забрасывали в реку. Ловили колюх — это такие маленькие рыбешки. Их водилось очень много в ленинградских водах. Мы называли их «кобзда» почему-то. Как только эту рыбу вытаскиваешь на берег, она шипы выпускает».
Юрий Александров,народный артист России, художественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербуръ Опера»: «Когда я сильно устаю, выхожу к воде и непременно встречаю рыбака. Огромные рыбы попадаются. Да, тут плавают даже судаки. Сам видел».
Но не только рыбаки забрасывают здесь сети. Другому красивейшему особняку барона фон Дервиза суждено было стать Дворцом бракосочетания.
Алексей Ерофеев,краевед: «Это был первый в Советском Союзе Дворец бракосочетания. Свадьба в торжественной обстановке дворца была невероятным событием. Надо было записываться заранее, ведь все молодожены, конечно, хотели попасть туда».
В советское время набережная получила новое название — в честь Красного флота, потому что именно здесь в октябре 1917 года стоял крейсер «Аврора», о чем говорит мемориальная доска-стела, выполненная по проекту архитектора Гегелло.
И по сей день Дворец бракосочетания является точкой притяжения для всех желающих попасть в объятия Гименея.
Но, конечно, особая достопримечательность Галерной ― это дворы, настоящие петербургские, ленинградские дворы.
Причём почти каждый двор ― это анфилада арок.
Сергей Арно,писатель: «Дворы, конечно, здесь все уникальны. Один — маленький, узкий, жуткий, только квадратик неба над ним, другой, наоборот, — шикарный, выложенные плиткой, с нарядными зданиями. У каждой есть свой дух, колорит. Каждый по-своему хорош и интерсен».
Алексей Ерофеев,краевед: «Во дворах на Галерной улице сохраняется старый петербургский дух. Для кого-то это, может быть, даже следы ленинградского времени. Здесь мало машин, растут деревья, есть газончики, все аккуратненько. Кое-где выбит асфальт, ямы есть… Здесь ведь время остановилось. Вы можете представить себя в начале XIX века, или в 60-х годы ХХ. Гуляйте по Галерной улице!»
Юрий Александров,народный артист России, художественный руководитель государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербуръ Опера»: «Я знаю, что у города большие планы сделать эту улицу пешеходной. Была идея «ресторанной» улицы, но ее не подхватили, потому что с ресторанами у нас благополучно, по-моему. А сделать Галерную театральной — стараемся мы».
Здания Синода и Сената, несмотря на то что они не раз меняли своё назначение (сегодня здесь размещается Президентская библиотека имени Ельцина и Конституционный суд Российской Федерации), по-прежнему в народе именуют как Синод и Сенат: человеческой памяти свойственно хранить исконные названия мест, а сами названия, в свою очередь, хранят нашу историческую память.
И возвращённое в 1991-м году имя Галерная ― вернуло и нам историю этих мест, оживающих в судьбах тех, кто жил до нас.
Неслучайно Анна Ахматова писала:
Сердце бьется ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины