- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Этот исторический район Петербурга обычно узнают по удивительно красивой башне, при этом, как правило, гадают ― откуда она здесь и почему? А ответ в XIX веке, когда, собственно, и утвердилось за эти местом его необычное нежное название — Уткина Заводь.
По территории Уткиной Заводи проходит оживлённая магистраль ― Октябрьская набережная. Благодаря ей сегодня этот район вряд ли можно было бы назвать укромным местом, а раньше, говорят старожилы, здесь была чарующая тишина.
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «Здесь был совершенно другой мир. Такой простор! Такая тишина! Нева рядом! Вода была очень чистая, прямо из Невы ее пили. Какая была благодать: откроешь окно — соловьи поют».
Борис Баранов,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «Асфальта не было, только земляная дорога. Набережная бетоном не отделана. Коровы гуляли».
И название Уткина Заводь как нельзя лучше шло этому уголку, напоминающему, скорее, предместье. Да и сегодня попавшие сюда впервые невольно испытывают вполне естественное желание поискать глазами птиц из семейства утиных.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Самое чудесное — это название Уткина заводь, потому что человек, который никогда здесь не бывал, только по одному названию представляет, что-то очень неторопливое, умиротворенное, тихое. В этих местах в Неву впадала река Утка ― обрусевшее финское название, и от реки место получило такое название».
Есть и другое предположение: именование местность получила от названия затона для отстоя судов, который был построен в конце XIX века местным заводчиком Уткиным. Всё здесь чудесным образом совпало: и господин Уткин, и сами утки, и предшествующее финское название реки, опять-таки напоминающее об утках, ― выбирай любую версию.
Однако совершенно точно установлено, что земли близ реки Утки были освоены издавна: есть сведения, что в начале шведского владычества здесь жили православные Микита Фёдоров и Галактей Андреев ― такая подробность. Впоследствии их сменили финские поселенцы.
Известно, что Пётр Великий задумывал Петербург, в том числе и как промышленную столицу Российской империи, и Уткина Заводь не стала исключением. Со второй половины XIX века здесь располагались многочисленные кирпичные и лесопильные заводы.
Вера Верейская,искусствовед: «Промышленные зоны Петербурга, старые заводы всегда были очень интересными, особенно художники их очень любили — Добужинский, например. Поэтому Уткина Заводь уже с XVIII века тоже стала таким примечательным местом. Кушелев-Безбородко получил здесь земли, правда, они были болотистые, но он стал стоить первые заводы. И потом, конечно, появились порты, маленькие, деловые, не гражданские, но Заводь пользовалась успехом, потому что напротив, на Обуховской обороне, тоже были заводы. И они между собой дружили».
В конце XIX века ― начале ХХ века земли Уткиной Заводи принадлежали Морскому министерству, и именно в это время была построена великолепная водонапорная башня, которая одновременно являлась и пристрельной ― хотя трудно представить, что этот шедевр служил для настройки прицелов орудий Обуховского завода.
Вера Верейская,искусствовед: «Башня очень интересная: у нее есть одно название, которое редко встречается, но на старинных гравюрах есть, — «Шахматная». Всем казалось, что она напоминает шахматную фигуру — ладью, хотя похожа она на средневековый замок. Слава Богу, ее отреставрировали, она сейчас расцвела и стала такой доминантой этого места».
А в начале ХХ века об Уткиной Заводи узнала вся страна. 8-го октября 1922-го года газеты писали: «Уткина заводь» ― одна из самых крупных торфяных электрических станций России!».
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «По плану ГОЭЛРО это была вторая электростанция в советской России. И называлась она ГРЭС №5 ″Красный Октябрь″, символика была выдержана и соблюдена. И по праву эта электростанция считается очень интересным объектом периода авангарда».
ГЭС (позже ТЭЦ) ― стала первенцем ленинского плана ГОЭРЛО в Петрограде. Кстати, аббревиатура ГЭС означала не гидроэлектростанция, а государственная электрическая станция.
Но была предыстория открытия ГЭС, которая первоначально так и называлась ― «Уткина Заводь»: строить её начинали ещё до революции, при Николае Втором, но помешала Первая мировая война, и лишь в советское время архитектор Андрей Оль достроил это грандиозное по тем временам сооружение.
А рядом для работников электростанции стали возводить жилой массив, который называли «городок» ― и, кстати, называют до сих пор.
Вера Верейская,искусствовед: «Разработаны были специальные планы и так строили, чтобы было удобно. Цвет желтый, который все очень любили, он был очень позитивный, всех радовал. Немножко шахматную доску напоминает, но тем не менее интересна сама конструкция домов и балкончики замечательные, которые их сразу выделяют. Дома стоят углом, внутри разбиты садики. Интересное место; оно уже сейчас историческое».
Здесь же, в Уткиной Заводи, раскинулись поля совхоза ― и с тем же революционным названием — «Красный Октябрь». Были построены школа, гостиница-общежитие у башни, открыты магазины и фабрика-кухня ― то есть городок был вполне самодостаточный. А главное, был клуб, в котором демонстрировалось «важнейшее из искусств».
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь: «На клубе были огромные объявления: такой-то кинофильм, будут танцы под радиолу, работает буфет. Да, обязательно об этом писали. Иначе кто пойдет, если буфет не работает. Ну, а фильмы какие? «Чапаев» шел целую неделю. Одна часть ленты кончится — ее перезаряжают, если оборвется — все топают и кричат: «Механика на мыло!». Только за этим и ходили, уже столько раз смотрели «Чапаева», что… А больше ходить-то некуда было».
Борис Баранов,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «У башни было кафе, там после работы можно было и пиво попить. Ну и собраться, поговорить, побеседовать. А в городке была спортивная площадка, там и в футбол играли, и в волейбол. Также теннисный стол стоял. Естественно, развлекались, как могли».
Конечно, старожилы помнят, что возле станции находилось ещё одно заведение, которым весьма интересовалась мужская часть населения городка.
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «Пирс был. И справа от него стоял голубой шалман. Ходили, а куда пойдешь, пиво-то там. Мимо не пройдешь».
Этот, так сказать, «стратегический объект» существовал до начала войны. И когда бомбили электростанцию ― досталось именно домику-шалману.
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь: «Когда упала бомба, мы бегали смотреть воронку. Она была очень большая, как кратер. А этот домик куда-то исчез, его как не было, раз — и сдуло в Неву».
Трагическое и смешное в жизни всегда рядом. Однако ларёк сдуло, а вот электростанция в Уткиной Заводи, несмотря на то что на неё было сброшено более 30-ти бомб, ― выстояла: 5-я ГЭС была единственной электростанцией в блокадном Ленинграде, которая работала всю войну и снабжала электроэнергией город. И станция, и люди работали на пределе. Своим героическим трудом работники 5-й ГЭС спасали город.
А после войны жизнь городка вновь вошла в мирное русло. И история 5-го ТЭЦ продолжилась, прирастая трудовыми династиями.
Борис Баранов,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «Мой отец работал на пятой ТЭЦ начальником смены станции. Во время войны он ушел на фронт со всеми работниками. И на ТЭЦ вернулся после окончания Великой Отечественной. Также у нас на Пятой работала и сестра моя, и брат. А сейчас мой сын работает. А и сам служу 39 лет. Я считаю, что Уткина Заводь — это малая моя родина».
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: Я проработал на станции 47 лет. Пришел, мне еще не хватало 1,5 месяцев до 15-ти лет».
Станция держала это место. Само же место, как известно, держит его имя: исчезает название ― исчезает и сам район. А вот именование «Уткина Заводь» сохранилось ― и в речи старожилов, и в названии автобусных маршрутов.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «У этот чудесного района есть и свой характер. И в названии сохраняется некоторая неспешность, задумчивость, что-то из XVIII века. И, как всегда бывает, за дом едвва завернешь — и оказываешься вот другом состоянии, в другой атмосфере. Это было очень автономное место. Жизнь сильно поменялась, конечно, когда был построен Вантовый мост».
Вера Верейская,искусствовед: «Вантовый мост — божественный: если по нему едешь, то прямо в небо улетаешь. Он хороший, он дополняет это место. Он отовсюду виден, он воздушен и он никак не портит, а наоборот украшает, как бы соединяет прошлое и настоящее».
Однако в 2010-м году у жителей Уткиной Заводи появилось ощущение, что связь времён распалась: станция была закрыта. И приемником первенца плана ГОЭРЛО стала Правобережная ТЭЦ.
Виктор Фомин,ветеран труда ТЭЦ №5 «Красный Октябрь»: «Отработала старушка,
И на днях спустила пар.
И ушли, закрыв задвижки,
Машинист и кочегар.
Свое станция отработала. Когда запустили Правобережную, нашу закрыли на замок».
Жизнь в Уткиной Заводи сегодня стремительно меняется ― новые мосты, новые жилые массивы, новые магистрали. И всё же ― что-то здесь остаётся и от прежнего очарования.
Валентина Лелина,историк архитектуры, писатель: «Как всегда бывает, что-то окраинное в таких местаах сохраняется — в этой пожарной части при ТЭЦ, в стилистике жизни. Близость Невы, берега необутые, неодетые ни в гранит, погрузочный кран… Лопухи растут, сурепка, ромашка… Что-то остается».
Вера Верейская,искусствовед: «Место остается совершенно романтическим, очень неожиданным. Кто первый раз попадает в Петербург, может вначале сразу не понять, все здесь такое странное, а мы-то как раз это и любим! Нет, Нева в самом деле здесь!.. Тут такая акватория сногсшибательная — начиная от Рыбацкого, под Вантовым мостом, мимо ТЭЦ, мимо водонапорной башни, мимо замечательных домиков для рабочих… Грандиозно!»
Многие исторические районы Петербурга с течением времени бесследно растворились в пространстве города и о них помнят только старожилы, краеведы и историки. Однако этот уголок Петербурга не исчез, он сохранил своё лицо, свою особенность ― быть может, именно благодаря своему кроткому и ласковому имени ― Уткина Заводь.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины