Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «О, автобус уже идёт. А вот и он. В счастливые билетики я не верю. Я верю только в то, что делаешь сам своими руками в своей жизни. Это и есть судьба».
Камеры видеонаблюдения в автобусе Колпинского парка – обязательное техническое оснащение современной машины. В каждом автобусе – по восемь камер. Запись ведётся при работающем двигателе на специальный носитель и хранится на жёстком диске около недели. При необходимости условный чёрный ящик прояснит любую ситуацию.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Эти камеры стали наших водителей часто выручать. Стоя на остановке, пассажир падает. Падает, потрогал руку, ну мы посмотрели по камере, естественно, потрогал руку, всё, вышел, ушёл на остановке. Через два дня приходит письмо от этого пассажира, что я ехал в автобусе, водитель резко затормозил, я упал, сломал руку, требую там компенсацию 100 тысяч рублей, наказать водителя и так далее. Просмотр показал, что автобус стоял на остановке, пассажир был нетрезв, сам упал. Водитель был, грубо говоря, спасён».
Чтобы оборудование не подводило, нужен ежедневный контроль за его использованием, оперативный ремонт или замена. В Колпинском автобусном парке главный по работе всего бортового оборудования транспорта Евгений Рудницкий. В недавнем прошлом сам инженер бортового оборудования, а сегодня – начальник отдела, под руководством которого восемь специалистов.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Ведущий инженер мне сообщил, что здесь находится неисправность оборудования видеорегистрации, которую мы и продиагностируем. Процесс этот трудоёмкий, оборудование у нас находится в труднодоступных местах, чтобы невозможно было к нему просто так добраться, чтобы как-то сломать физически, не знаю, вывести из строя. Такие случаи, к сожалению, бывают иногда. Диагностика проходит с помощью специального оборудования, я подключаю внешний монитор, сигнал с каждых камер поступает, но неверно выставлены настройки».
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Бывает, с линии прямо водители звонят, говорят: у меня тут что-то не работает, что-то выключается, включается, что мне делать? Я ему объясняю, как делать дальше, как работать. В любом случае принимаю его заявку, ставлю себе галочку, чтобы ночью проверили этот автобус обязательно».
Вне работы – тоже техника, только творческий процесс. Евгений Рудницкий уже много лет увлекается фотосъёмкой рок-концертов.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Однажды мне предложили пофотографировать концерт «Бригадного подряда», ну, естественно, я согласился, мне было интересно. Ребята увидели эти фотографии в сети, им очень понравилось, они меня поблагодарили, ну и как-то завязалось такое общение».
– Здорово!
– Здорово!
– Хорошо выглядишь!
– Ну так, стараюсь
– Присаживайся.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Буквально я фотографировал концерт. Да вот, позавчера. После него пришёл на работу с совершенно свежей головой, уже работается гораздо легче».
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Сейчас я вам проведу инструктаж о работе бортового оборудования, как с ним работать, как диагностировать в случае каких-то вопросов и покажу порядок действий работы с этим оборудованием».
Бортовое оборудование автобуса он должен не только установить и починить, но и объяснить, как пользоваться.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «При подъезде к остановке нажимаете каждый раз клавишу «Объявление остановки». Вас приветствует коллектив Колпинского автобусного парка».
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Если вы пропустили одну остановку, то надо просто её перелистнуть на самом автоинформаторе. Пользоваться обязательно».
Колпинский автобусный парк – один из шести парков «Пассажиравтотранса», 14 маршрутов. А всего в Петербурге 303 коммерческих маршрута и 390 социальных. Всё это – самая гибкая транспортная инфраструктура в городе. Да, трамвай или троллейбус более экологичны, но их новые маршруты требуют серьёзных финансовых вложений, тогда как чтобы проехал автобус, необходим только асфальт.
Андрей Горев,профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ: «Построили новый квартал — значит, если там есть дороги приемлемые, то мы туда, соответственно, может тут же проложить маршрут и начать обслуживание населения. Если представить себе, что сейчас взять и заменить весь автобус на экотранспорт, это практически невозможно, нам потребуются ну колоссальные средства, да это наверно не нужно, потому что современный автобус, да, он удовлетворяющий «евро 5», дизельный автобус, по своим параметрам воздействия на окружающую среду он соответствует газовому автобусу».
«Пассажиравтотранс» — лидер среди автобусных перевозчиков в Петербурге. 40% пассажиров пользуются услугами именно этого предприятия. За 2015 год автобусы «Пассажиравтотранса» перевезли 19 миллионов человек.
Андрей Лызин,генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: «Мы постоянно пытаемся развиваться, постоянно пытаемся быть лицом перед рынком и перед требованиями пассажиров. На сегодняшний день автобус уже представляет собой транспортное средство плюс гаджет такой большой, объединяющий в себе энное количество электронный ресурсов».
Современный автобус – это безумное сплетение проводов. 3 километра кабеля, жёсткие диски на 2 терабайта для всей оперативной информации, каждую ночь её скачивают и проверяют в парке, а также в одной машине 120 микропроцессоров.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Система ГЛОНАСС, да, это отдельный компьютер, система СЭКОП – отдельный компьютер, система видеорегистрации – отдельный компьютер. ГЛОНАСС, wi-fi , транзакции… Мы уже забываем о том, что такое трафарет, на котором расписан маршрут, или компостер, чтобы пробить и свой билетик, и пассажиру у двери. Городскому автобусу больше 100 лет, и первый маршрут был запущен в 1907 году, от Александровского сада до Балтийского вокзала. Проезд на местах первого класса стоил целых девять копеек. Понятно, что зайцем ехать – куда выгоднее».
Сегодня проехать бесплатно намного сложнее. Современная система оплаты проезда плюс кондуктор в каждом салоне сводят количество безбилетников к минимуму.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Хитрые люди бывают, которые свои карточки прикладывают как-то некорректно и говорят: «А я приложил, у меня всё считалось», но контролер всё равно проверяет его карточку, говорит: «Вы знаете, вы не прикладывали, у вас не прошла транзакция, приложитесь, пожалуйста, второй раз». Пассажир прикладывает, транзакция прошла. Ну, пытаются как-то всё равно обманывать, чтобы сохранить себе поездки, но гораздо меньше стало».
Однако выручку, которую перевозчик получает от оплаты проезда, не сравнить с расходами на обслуживание транспорта.
Андрей Лызин,генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: «Вообще, общественный транспорт с точки зрения рентабельности рассматривать, наверное, не сильно правильно, потому что это некая миссия, которую должен обеспечивать город в плане возможности передвижения. Тем не менее мы выполняем на сегодняшний день в полном объёме тот заказ, который город формирует для перевозчика».
После нескольких лет фотосъёмок – персональная выставка. Для неё Евгений Рудницкий отобрал 30 лучших снимков: фотографии рок-музыкантов, среди которых и российские легенды, и мировые звёзды.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Когда я снимал концерт «30 секунд до Марса», я сделал этот кадр, выйдя с концерта, ну, пролистывая эти фотографии, мне он понравился, я его сразу же загрузил к себе в «Инстаграм». Приехал домой, лёг спать, всё как обычно. Утром просыпаюсь, у меня телефон разрывается от того, что звонки, какие-то непонятные люди мне пишут «Парень, ты звезда, это успех» и прочее, прочее, прочее. Не понимаю, в чём дело, начинаю разбираться, в общем, что происходит, в общем, вот, а оказывается, всё очень просто, Джаред Лето, оказывается, по хэштегам нашёл эту фотографию с этого концерта, загрузил к себе в «Инстаграм» с упоминанием меня. 150 тысяч лайков и куча подписчиков. Ну, приятно».
– Привет. Как дела?
– Всё хорошо, вот сегодня проверяли ночью бортовую. Результаты
– 24 машины? Ладно, это я потом посмотрю.
150 тысяч лайков, а теперь – 24 автобуса, на которых надо проверить бортовое оборудование. Но работа Евгения – это ещё и контроль транспорта на линии. Чтобы пассажиры на остановке не ждали автобус дольше положенного времени, каждая машина отслеживается в режиме онлайн с помощью системы ГЛОНАСС.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Если у нас во время рейса автобус теряет связь со спутником по ГЛОНАССу, то тут ситуация следующая: автобус приезжает на конечную станцию, на кольцо, водитель сам перезагружает борт ГЛОНАСС путём ну просто заглушил автобус – включил, питание прекратилось, появилось. Если мы на мониторе видим с диспетчерами, что автобус опять появился, что всё хорошо, он продолжает дальше движение. Если же перезагрузка не помогла, то выпускается другой автобус в замену. Чтобы наша транспортная работа не терялась, чтобы город видел, что мы действительно работаем».
При этом на компьютере не только схема движения автобуса, но и важные показатель работы всего бортового оборудования.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Инженер бортового оборудования может дистанционно понять, всё ли исправно в автобусе, то есть все ли считыватели у нас адекватно работают, то есть у него на мониторе тоже есть режим диагностики, он может посмотреть автобус. Если какой-то ридер не работает, то там, соответственно, отражается информация. Либо там крестик, либо прошивка не та, соответственно, он уже может пойти на автобус и уже вручную проверить, так это или не так».
Дополнительные сервисы «Пассажиравтотранс» будет внедрять и дальше. Совершенствуется нынешнее оборудование, тестируется и новое. Например, та же система оплаты проезда, чтобы и банкнотами можно было расплачиваться, и всеми видами банковских карт.
Андрей Лызин,генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: «Мы получили очень хорошие отзывы, особенно на маршрутах, которые связывали, а мы как раз тестировали, на маршрут, который связывал город с воздушными воротами нашими, с аэропортом «Пулково».
Кроме того, появятся аудиоэкскурсии. С помощью смартфона или планшета можно будет за несколько секунд загрузить информацию о достопримечательности на маршруте.
Андрей Лызин,генеральный директор СПб ГУП «Пассажиравтотранс»: «Считаем, что это будет достаточно интересная услуга, в принципе, нигде пока, по крайней мере, по нашей информации, ничего подобного нет, мы будем первые и внесём свой пускай маленький, но надеемся, хороший вклад в развитие Петербурга как туристического центра».
В теории озвучивать историческую справку можно на весь автобус с помощью автоинформатора, но на практике это не применить – между остановками должны прозвучать другие фразы: о том, что надо держаться за поручни, не забывать в салоне вещи. В праздничные дни поздравления для горожан, а самое главное, конечно, – сведения об остановках. Перед выездом на маршрут систему автоинформирования запускает водитель.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Он выбирает свой маршрут, находит его в общем списке, загружает его и начинает движение».
Самый привычный и удобный наземный транспорт. Без него город не представить. Здесь ведь ещё ждёшь хорошей приметы: пожалуй, каждый пассажир хоть раз в жизни получал от кондуктора счастливый билет. Считается, что его нужно обязательно съесть, а кто-то просто хранит талон на удачу. А вот как этим счастьем распорядиться, зависит уже от нас самих. Каждый из нас – часть большого города. Каким он будет завтра, решаем мы. Мы строим наш общий город, каждый из нас строит Петербург.
Евгений Рудницкий,начальник отдела бортового оборудования Колпинского автобусного парка: «Самое важное в автобусе для меня – это оборудование. Чтобы оно работало, чтобы людям было комфортно и удобно в нём передвигаться. И развитие автобусного сообщения – это, я считаю, самое важное в городских транспортных системах».