Чтобы в жилых домах, школах, детских садах и больницах было тепло, в Петербурге круглый год трудятся более девяти тысяч специалистов. Среди них Вадим Маслов, главный инженер Левобережного района тепловых сетей.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Я отвечаю за нормальную работу тепловой сети, то есть так, чтобы не было сбоев в теплоснабжении, все бригады выполняли свои обязанности, чтобы дефекты устранялись в срок».
22 года работы в «ТЭК». Вадим Маслов прошёл путь от слесаря до главного инженера подразделения топливно-энергетического комплекса. Сейчас в зоне его ответственности – территория от проспекта Обуховской Обороны до Красного Села. За день он может проехать до 100 километров, перемещаясь между объектами, на которых ведутся плановые или экстренные работы.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Бригада опытная, времени у них на устранение дефекта — восемь часов. Под отключение по горячему водоснабжению дома не попали, они сейчас работают по одной трубе без циркуляции, но горячая вода в домах есть».
Топливно-энергетический комплекс Петербурга – организация, благодаря которой 2,5 миллиона горожан постоянно получают в свои дома горячую воду и тепло – условия комфорта, без которых современному человеку трудно представить свою современную жизнь.
Иван Репин,главный инженер ГУП «ТЭК СПб»: «Помимо транспортировки тепла мы ещё занимаемся генерацией, то есть выработкой тепла. Кроме этого мы ещё покупаем тепло у других ресурсоснабжающих организаций и передаём также потребителю».
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Так, ну это групповая котельная, которая работает на группу жилых зданий плюс социально важные объекты – это больница, поликлиника и школа. Сегодня будет испытание тепловой сети на прочность и плотность».
Гидравлические испытания проводятся каждое лето на всех тепловых сетях города. Это необходимо для проверки готовности трубопроводов к отопительному сезону. Давление в трубах специально повышают, чтобы выявить слабые места и в случае необходимости заменить или отремонтировать участок теплосети. Если где-то есть скрытый дефект, его обнаружат.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Мы работаем как бы в связке: котельная – тепловая сеть. У нас взаимодействие между начальником участка котельных там, ну или моим начальником участка, ну вот на тепловых сетях, они связываются, сговариваются, решают, как будут проходить гидравлические испытания: там с подающего трубопровода начнутся, с обратного трубопровода».
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Гидравлика проводится, как мы её называем, на 1,25 от рабочего давления. В 11:35 мы начали гидравлику Елизарова, 32».
Чтобы гидравлические испытания были безопасными, температуру воды в трубах понижают, а потребителей отключают от горячего водоснабжения. Испытания проходят по графику и продолжаются 2-3 дня. Однако горячей воды в доме может не быть до двух недель, это связано с профилактическими работами в котельных. Хотя в некоторых районах города воду в квартирах всё же не отключают. Дома переводят на резервный источник тепла. Но эта возможность есть далеко не во всех котельных.
Андрей Бондарчук,председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга: «К сожалению, нам не удаётся целиком отказаться от перерывов с подачей горячей воды, и отключения есть, но эти отключения – от 7 до 14 дней. Мы стараемся максимально быть открытыми, и на сайтах теплоснабжающих организаций, на сайтах администраций комитета существует полная информация, которая позволяет любому жителю найти свой дом и понять, когда же у него возникнет отключение горячей воды».
Отопительный сезон начинается или заканчивается, когда средняя температура в течение трёх суток держится на уровне 10 градусов тепла. Причём и включение, и отключение отопления происходит постепенно: дом за домом, квартал за кварталом. Теплоноситель должен остыть или нагреться, а сети – подготовиться к изменению давления. Это называется периодическим протапливанием. Поэтому бывает так, что на улице уже тепло, а в некоторых домах батареи ещё горячие, и наоборот.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «У нас, в общем-то, самая напряжённая работа начинается тогда, когда происходят испытания, и после испытаний, естественно, нам надо быстрее дать людям как бы горячую воду, да. Вот это самый, конечно, такой сложный момент, потому что надо расставить приоритеты, когда отключается полностью вода, или же можно как бы дать по одной трубе людям воду. То есть это ты уже расставляешь приоритеты. Где-то в первую очередь поставить бригаду, где ну можно чуть-чуть подождать там день-два».
Северная столица – пионер теплофикации в России. В 1924 году именно в Ленинграде был введён в эксплуатацию первый в стране теплопровод общего пользования. Он соединил Третью государственную электростанцию и дом номер 96 по набережной Фонтанки.
Протяжённость первого трубопровода составляла всего 250 метров. В июне 1938 года было создано топливно-энергетическое управление Ленгорисполкома. Эта организация отвечала за обеспечение города топливом и электроэнергией. И её современным правопреемником стал как раз петербургский ТЭК.
В обязанности Вадима Маслова также входит контроль за устранением дефектов на городских тепловых сетях. Чтобы обнаружить место утечки, совсем не обязательно раскапывать весь участок. Обычно в таких случаях прибегают к помощи лаборатории неразрушающего контроля.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «У нас есть явные дефекты, да вот когда выход воды наружу, там дефектоскопист в принципе не нужен. Где водичка вышла, там и дефект. Хотя есть участки, прокладка которых идёт в каналах. Водичка вышла в одном, приезжают, раскапывают – дефекта нет. Тогда мы вызываем дефектоскописта, ставим сеть под давление. Самое, конечно, сложное – это в каналах искать, потому что идёт резонанс. Мы несколько раз дефекты находили даже не в том месте, где показывал дефектоскопист.
К сожалению, мы немножко мешаем, то что мы ходим около него. Его это немножко тоже, немножко сбивает, потому что приборы достаточно чуткие, они слышат любой шорох».
Обнаружив дефект, специалисты топливно-энергетического комплекса приступают к его устранению. Для этого нужно заменить повреждённый участок трубы, пролегающий под землёй. Главный инженер контролирует работу и следит за техникой безопасности.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Профессия опасная у слесарей в основном. Это им приходится спускаться в тепловые камеры, отключать, особенно когда зимой на улице минус 20, в тепловой камере плюс 30, вот этот перепад, они все мокрые. Стоять в оцеплении им тоже часто приходится, вот когда выход воды».
В общей сложности под Петербургом пролегает около 4,5 тысяч километров теплосетей, которые обслуживает ТЭК. Это в 31 раз больше длины кольцевой автодороги. Доля предприятия на городском рынке тепловой энергии составляет 48%, что делает его главным поставщиком тепла и горячей воды в дома Петербурга.
Изношенность сетей – одна из главных проблем в области теплоснабжения. Ежегодно специалисты петербургского ТЭК перекладывают около ста километров труб.
Андрей Бондарчук,председатель комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга: «Те меры, которые предпринимаются ресурсоснабщающими организациями при координации комитета, обеспечивают устойчивое прохождение отопительного сезона. Мы делаем всё для того, чтобы наши граждане, жители нашего города чувствовали себя комфортно как с точки зрения теплоснабжения, так и снабжения иными коммунальными ресурсами».
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Заканчивается у меня рабочий день иногда в 12 часов ночи со звоночка «Что у нас плохого ещё есть?». Они мне говорят «У нас всё хорошо, всё замечательно, бригада там если кто-то в ночь работает, значит работают бригады в ночь, проблем никаких нет. Мы говорим «Ну тогда до связи» и всё. То есть не «спокойной ночи», ничего, мы говорим только «До связи» и всё, это вот, ну традиция такая».
Свои традиции есть у Вадима Маслова не только на работе, но и дома. Хотя бы раз в неделю опытный инженер берёт в руки пяльцы и нитки, а потом дарит вышитые вручную картины родственникам и друзьям.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Вышивать, честно говоря, начал чисто случайно. Пошли с женой купить ребёнку подарок, потому что хотела тоже дочка попробовать вышивать. И как-то затянуло, попробовал, затянуло, понравилось. Все говорят, что типа нервы успокаивает. Я не знаю, я и так спокоен, поэтому… Сейчас просто условия работы поменялись и чуть забот стало побольше. Поэтому сейчас как бы поменьше вышиваю, но всё равно стараюсь найти время, ну часа 2-3 хотя бы посидеть повышивать».
Ещё одна страсть Вадима Маслова – моделирование. Танки, самолёты, корабли – коллекция выставлена на самом видном месте, а её владелец досконально знает историю прототипа каждой модели.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «Ньюпорт-17». Чем интересна модель: во время Гражданской войны во Врангелевской армии был единственный самолёт – «Нюпорт-17», который переходил из рук в руки, который не успевали перекрашивать. То есть то у Врангеля, то у красных. Сбивают, ремонтируют, он начинает летать, его опять сбивают над вражеской территорией, он опять переходит или к Врангелю, или к красным, ну так вот долетался, что пока совсем не убили».
Тепло необходимо каждому. Чтобы в домах было комфортно, сотни специалистов круглосуточно несут вахту в котельных и обслуживают теплотрассы. Но делать жизнь теплее под силу всем. Каждый из нас – часть большого города, и каким он будет завтра, решаем мы. Мы строим наш общий город, каждый из нас строит Петербург.
Вадим Маслов,главный инженер Левобережного района теплосетей ГУП «ТЭК СПб»: «ТЭК старается поменять побольше коммуникаций, чтобы было поменьше прорывов, чтобы наш город ну всё ж таки цвёл и поменьше было вот этих разрывов, раскопов, и фонтаны били у нас только вот на Московском проспекте, в Петродворце, то есть… А не те фонтаны, которые иногда бывают».