ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Я был во многих городах, но Петербург освещен лучше, чем все они. И я чувствую гордость, осознавая, что причастен немножко к этому. Мы дарим людям свет.

Мне всегда хотелось попасть на экран, чтобы сказать потом: «Вот смотри, я там восьмой справа!» И я попал на «Елки» и четыре дня снимался в Константиновском дворце. И теперь я могу сказать: «Вон, посмотрите, я там на первых минутах появляюсь в кадре».

В этой толпе вальсирующих можно разглядеть Егора Пашкова. На большом экране он засветился однажды. Но каждый день, благодаря ему, светятся целые улицы.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:
«До прихода в «Ленсвет» я вообще понятия не имел об электричестве, честно говоря, только здесь я познакомился с этим удивительным явлением. Электромонтером я стал по приглашению моего друга, который мне рассказал, насколько это интересная профессия, и теперь работаю уже в Южном районе девять с половиной лет».

«Ленсвет» — крупнейшая компания России по организации наружного освещения. Всего в городе двести сорок тысяч светильников. Это и уличные фонари, и так называемое художественное освещение, то есть подсветка мостов, набережных, дворцов и храмов.

СЕРГЕЙ МИТЕЛЕВ,директор СПб ГУП «Ленсвет»:
«Главное достижение — это постоянный рост светоточек. Это показатель и хозяйства, и показатель той работы, которая делается. Понятно, что мы не только строим, но и реконструируем, то есть без увеличения просто идет обновление светильников и опор, и, соответственно, кабельных трасс. Это работы, связанные с обеспечением надежности наших сетей».

Егор Пашков обслуживает Московский район. Здесь на каждого из 14 монтеров, в среднем, приходится по 1400 фонарей. Работают в три смены — днем, вечером и ночью. Бригады объезжают весь район, следят за тем, чтобы все горело и сияло.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Ну вот, допустим, если мы зажигаем Московский проспект, начинаем от площади Победы, поехали в сторону Обводного, возвращаемся — уже могут не гореть еще фонари. То есть Московский проспект можно зажигать по кругу постоянно.

Идем получать задание.

Задача планируется заранее мастерами, выстраиваем наш маршрут по заданию, как нам легче и как нам лучше. Все это простраиваем и приступаем к работе».

— Это я то есть вот так над душой стою у мастера, выклянчиваю задание.
— Ты правильно делаешь. Прошу!
— Московский проспект. Замена стекол./
— Распишись.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Если это работа в ночь, то ты занимаешься тем, что исключительно зажигаешь и реагируешь по заявкам на аварийные сигналы. Работая в вечер, ты занимаешься исключительно квартальным освещением. Работа же в день иногда заставляет подумать, если ты поехал на задание по короткому замыканию, которое надо отыскать и восстановить сеть. В каждой смене есть что-то хорошее, положительное.

Каждый монтер — мастер на все руки, он должен и помыть, и почистить, починить и покрасить. Установить новое оборудование, разобраться, если на линии короткое, восстановить сеть. Большой перечень работы».

— Проверяем. Так, оборудование работает.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Ну, значит, вот это оборудование было снято вчера на линии, здесь у нас сгорел патрон. Сейчас произошла замена патрона. Оборудование должно быть исправно, после этого мы его установим обратно. Закрываем кожух. Все, он готов к установке.

Это страховочный пояс, карабин крепится к люльке. Это страховочный фал, это сам пояс, который удерживает монтера от выпадения из люльки.

Бывает иногда, люди в окошко замечают и тогда машут. Бывает, дети машут из окна. Поднимает настроение, ты им машешь в ответ.

До профессии электромонтера мне пришлось перебрать очень большое количество профессий. Был токарем на заводе, был техником сверхлегких летательных аппаратов. Сам поднимался на высоту, занимались орошением полей. Поднимался даже на два километра над землей. Летал. Высота всегда меня привлекала. А тут как раз такая возможность — работать на подъемах, работать на высоте».

Пушкин, Гоголь и Блок. Классики считали, что именно фонари — важнейшая составляющая образа Петербурга. Уличное освещение в городе появились в первой половине 18-го века. Тогда же появилась и новая профессия — фонарщик. Поначалу эти обязанности исполняли нижние чины городской полиции. А к концу 18 века была образована специальная фонарная команда.

ЛАРИСА ЗАРУБИНА,искусствовед:
«У каждого фонарщика, который обслуживал пламенные светильники, была лестница. Он взбирался к светильнику, открывал дверцу, и дальше заменял лампу, заправлял ее, ставил обратно. Вечером, так же приставив лестницу к опоре и открывая дверцу, фонарщик зажигал лампу, перебегал к следующему фонарю, и таким образом, на улице возникала цепочка огоньков».

Памятник петербургскому фонарщику установили на тихой Одесской улице в память о событии, которое имело большое значение для освещения Петербурга. В сентябре 1873 года именно здесь, у своей мастерской, электротехник Александр Лодыгин продемонстрировал первые электрические фонари с угольными лампами накаливания.

ЛАРИСА ЗАРУБИНА,искусствовед:
«Существует такая петербургская легенда, что именно с этих демонстраций началось уличное освещение Петербурга электричеством. Но это не соответствует действительности. Сами фонари не были изначально электрическими, они были керосиновыми. Лампы из них вынули и поставили лампы, сконструированные Лодыгиным. Но, тем не менее, те, кто пришли на Одесскую улицу, впервые увидели электрический свет».

Сейчас освещение практически всего Петербурга контролируют здесь, в аппаратной «Ленсвета». На мониторах – все фонари города. Сюда поступают аварийные сигналы и сообщения от горожан. Здесь координируют работу электромонтерских бригад. И самое главное — отсюда каждый вечер поступает команда, без которой город погружался бы в темноту.

— Внимание на линии! Включаем город! Внимание на линии! Включаем город!

МИХАИЛ ЗАЙЦЕВ,диспетчер производственно-диспетчерской службы СПб ГУП «Ленсвет»:

«Включение света в городе зависит от графика. Каждые пять дней корректируется. И вот мы, ориентируясь на день месяца, соответственно, смотрим: допустим, сегодня май, пятое мая. Вот сегодня последний день, когда мы включаем уличное освещение в 21.00».

Одним кликом на мониторе диспетчер включает головные пункты электропитания в городе. От них по принципу домино сигнал расходится на дополнительные — так называемые каскадные пункты питания. Каждый из них в свою очередь зажигает несколько улиц. Всего три минуты — и город сияет тысячами огней.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:
«Здания, когда темнеет, начинают выглядеть совсем по-другому. Посмотришь на набережную Дворцовую, на Невский. Это волшебно! Невский под Новый год — это вообще».

Помимо борьбы за сияющий город, электромонтеры ведут войну за чистый Петербург. Срывают рекламные объявления или, если успевают, не позволяют их расклеивать.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:
«Задания нам пишут вот на этих бланках. Вот здесь у нас бланк-рапоряжение. Ну, а вот эти листовки мы отобрали у расклейщиков. Переворачиваем — и вот такая вот надпись тут красуется. Занимаемся очисткой столбов после того, как кто-то вешает».
СЕРГЕЙ МИТЕЛЕВ,директор Спб ГУП «Ленсвет»:
«Это бесконечная работа, мы вынуждены отвлекать монтеров на очистку опор. Мы здесь объединились с нашими коллегами из Горэлектротранса, с ГУДОДД, которые также страдают от этих варваров. И, в принципе, планируем не только технические мероприятия, но и административные, и с привлечением законодательного собрания, полиции, потому что иначе этот бич не побороть. Мы видим, что пишут на этих объявлениях — какой-то ужас, на самом деле».

Зажигать город – любимая работа. Но у Егора Пашкова есть и творческое увлечение. Шоу мыльных пузырей. Здесь главный партнер любимая девушка — Мария.

МАРИЯ:&nbsp

«Сначала он был вообще даже как ведущий детский, но попробовал пузыри, и ему это все очень понравилось, и стало получаться».

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Я посмотрел просто, увидел, как это удивительно и красиво — вот эти мыльные пузыри, и решил попробовать. Ушло у меня достаточно много времени на это, год я потратил, чтобы научиться.

Работа, конечно же, помогает. Можно подойти к разным вопросам. Например, реквизит для шоу мыльных пузырей чаще всего люди делают сами, и мне моя работа позволяет также сделать что-то своими руками. Что-то дойти, додумать и сделать. Я бы несомненно назвал себя творческим человеком, потому что хобби у меня творческое, да и всю жизнь я развеселить людей хотел, хотел находиться на сцене».

Но место творчеству в жизни Егора находится не только на сцене, но и за кулисами «Ленсвета». Причем атмосфера в команде электромонтеров к этому только располагает.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:

«Ну, у нас в коллективе очень много талантливых людей, очень много разноплановых. Буквально все могут друг друга пародировать, кто-то сочиняет стихи достаточно неплохо, рисует, а кто-то сочиняет песни про «Ленсвет».

В июне, в период белых ночей, город потребляет почти в пять раз меньше электроэнергии, чем зимой. Большую часть года сырой и холодный климат Петербурга накладывает существенный отпечаток на психологическую атмосферу города. Освещение, в этом случае, — одна из главных панацей от петербургской депрессии. Три тысячи Кельвинов — это оптимальная цветовая температура Петербурга. Чем выше этот показатель — тем холоднее свет.

СЕРГЕЙ МИТЕЛЕВ,директор Спб ГУП «Ленсвет»:

«Есть, скажем, теплый свет, есть холодный свет. Он влияет на настроение жителей. Этому уделяем большое внимание, стараемся все-таки давать не холодный свет, а теплый свет. Может быть, кому-то не нравится, кто-то хочет белый свет, но все-таки желтый — он такой теплый, он по статистике более приятен».

Сотни тысяч ночных огней. Когда заходит солнце, жизнь не останавливается, а приобретает новый облик. Каким будет завтра – решаем мы. Мы строим наш общий город. Каждый из нас строит Петербург.

ЕГОР ПАШКОВ,электромонтер СПб ГУП «Ленсвет»:
«Я люблю свой город. Мне даже в Петербурге нравится прогуляться просто по набережным, просто посмотреть наверх, вокруг. Город у нас очень красивый. Самый лучший город».