Малая Коломна

  • Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

 Канал Грибоедова, который местные жители иногда именуют на старый лад ― Екатерининским, делит старинный район Петербурга Коломну на две части: Большую и Малую. При этом Малая Коломна ― куда больше своей сестры.

На набережных Малой Коломны невольно приходит желание, перефразируя Пушкина, сказать: они сошлись ― вода и камень. И неспроста старожилы утверждают, что, именно благодаря Малой Коломне, Петербург называют Северной Венецией.

Владимир Галактионов,председатель Общества «Дети блокады 900», житель Малой Коломны: 
«Петр Алексеевич мечтал создать Венецию на Васильевском острове, как известно. А у нас Венецию создала сама природа, потому что мы ведь, по существу, островитяне. На востоке — Крюков канал, на севере ― Мойка, за ней Нева. С правой стороны у нас Пряжка. Уникальное место. И у нас даже запах особый…»

«Тут всё непохоже на другие части Петербурга», ― писал о Коломне Николай Васильевич Гоголь. И эта непохожесть ― стиль, которому Малая Коломна осталась верна и по сей день. Здесь нет метро и сопутствующих ему приложений ― в виде реклам и торговых центров, что явно пошло на благо этому заповедному уголку старого Петербурга, сохранившему свою обособленность и неспешность жизни.

Павел Химченко,инженер-нефтяник, житель Малой Коломны:
«Мы находимся недалеко от центра, но в то же время в своем анклаве мы сохранены от всей этой суеты, которая присуща центральным улицам и районам города».
Наталия Цендровская,старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Когда идешь по улицам, чувствуешь, что здесь «в переулках пахнет морем», как говорил Блок; помнишь — и от этого никуда не деться, — что всё здесь насыщено памятью о тех людях, которые здесь жили в самые разные века».

Первыми жителями Малой Коломны были строители корабельной верфи, мастеровые, лоцманы ― об этом нам говорит название старейшей улицы — Лоцманская. И вполне закономерно, что со временем здесь появился Ленинградский кораблестроительный институт ― знаменитая Корабелка. 

Кстати, именование Аларчин моста через канал Грибоедова связано с балтийским флотом. В названии сохранилось неправильное произношение имени галерного мастера Андрея Алатчанинова, чьи суда были отмечены «за особое изящество и ходкость».

Владимир Колбасов,художник:
«В то же время вся творческая интеллигенция здесь жила — любимейшие мои художники: Добужинский, Репин. Это же цвет и знамена нашего искусства. В Коломне селились многие театральные люди, балетные. И Уланова, и Нижинский здесь жили. Это был непарадный Петербург. Здесь не было, как сегодня говорят, амбициозных проектов, исключая дворец Алексея Александровича, который Месмахер переделал из отдельных зданий».
Владимир Галактионов,председатель Общества «Дети блокады 900», житель Малой Коломны: 
«Дворец Алексея Александровича — это бывший Дом пионеров и школьников, ДПШ. Уникальное место. Там было огромное количество кружков. А потом он стал постепенно приходить в запустение, и сердце обливалось кровью. Сейчас там знаменитый Дом музыки». 

Старинные здания Малой Коломны принято называть «рядовой застройкой XIX века». Но эта так называемая «рядовая застройка» ― настоящий музей под открытым небом, где почти каждый дом ― это шедевр архитектуры, большая история. Например, роскошное здание, в котором располагается Военный комиссариат Санкт-Петербурга, когда-то принадлежало консулу Голландии Гильзе фан дер Пальсу. Поражает великолепие этой городской усадьбы и, в частности, красота романтической башенки во дворе, которая на поверку оказалась голубятней. Голубиные башни для почтовых голубей были в традиции архитектуры Нидерландов.

Ну а самое «вкусное» место в Малой Коломне ― на улице Писарева (бывшей Алексеевской): это, конечно же, кондитерская фабрика имени революционерки Конкордии Самойловой, а до 1918-го года это была знаменитая фабрика "Жорж Борман"».

Павел Химченко,инженер-нефтяник, житель Малой Коломны:
«Одно из детских впечатлений: на улице Писарева постоянно пахло вкусными конфетами. Это был запах, который к нам приходит из детства, мы его часто вспоминаем. Но сейчас, к сожалению, уже не чувствуем; а тогда все-таки ощущали».
Владимир Галактионов,председатель Общества «Дети блокады 900», житель Малой Коломны: 
«В блокаду на фабрике пекли галеты. А в цехах было жарко, открывали окна. И когда мы шли мимо, запах сводил с ума. Это ведь было голодное время, а галеты и печенья пахли непередаваемо. Я его помню до сих пор».

Ничто не забыто из этих страшных 900 дней ленинградской блокады. В 1997-м году был открыт памятник 19-летнему Герою Советского Союза Володе Ермаку ― он погиб в боях за Ленинград, закрыв своим телом амбразуру фашистского дзота.

Памятник стоит в сквере на площади, носящей имя Ивана Кулибина, гениального механика-самоучки. Имя это, без сомнения, достойное, но совершенно не связанное с историей этого места.
Первоначально площадь называлась Воскресенской — в честь большого храма с тремя приделами — Воскресения Христова, Рождества Христова и Михаила Архангела. В начале 30-х годов прошлого столетия церковь была снесена ― и нынче о храме напоминают выложенные в сквере плиткой очертания церкви и поклонный крест.

Владимир Галактионов,председатель Общества «Дети блокады 900», житель Малой Коломны: 
«Мы всегда называли эту площадь Воскресенской. Мы мечтаем вернуть ей историческое название. Кстати, она была переименована в площадь Кулибина только в 1959 году. Сейчас молодежь называет ее пренебрежительно — «Квадрат». Это неправильно. Мы надеемся, что рано или поздно здесь будет восстановлен уникальнейший храм, которому не было равных в России».
Владимир Колбасов,художник:
«Посреди этой площади, под слоем земли и битого камня, обломков, которые от храма остались, сохранилась крипта, точная копия Вифлеемского храма. И я думаю когда-то это все равно воскреснет.Коломна не такой уж большой район Петербурга, но здесь есть и православный храм Святого Николая, и лютеранская церковь, и католическая, есть и синагога. Это объединение всех религий. Люди здесь мирно жили, сосуществовали, дружили. Это прекрасный пример».

В Малой Коломне дружили между собой и музы. Одно из значений слова «коломна» ― столп, опора. И действительно, это пространство стало своеобразной опорой и местом вдохновения для многих поколений обитателей Малой Коломны.

Наталия Цендровская,старший научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
«Когда-то, конечно, музыка из каждого окошка была слышна: и скрипка, и другие инструменты, и голоса прекрасные. Здесь жили известные солисты Мариинского театра. И балетные очень любили этот район. И все великие наши балерины ХХ века жили здесь. Как только Анна Павлова поселилась в «Доме сказки», начала репетировать свой знаменитый этюд — «Умирающий лебедь». 

«Дом сказки» ― это народное название здания на углу Английского проспекта и улицы Декабристов. И многим невдомёк, о какой сказке идёт речь. А дело в том, что первоначально его именовали «Дом-сказка». И когда-то он действительно выглядел сказкой ― нынче же в нём не осталось ничего от того волшебного здания, которое сгорело во время блокады и которое мы можем теперь увидеть лишь на старых фотографиях. Но название дома живёт.
А дальше по улице Декабристов (бывшей Офицерской), в сторону реки Пряжки, стоит знаменитый дом…

Павел Химченко,инженер-нефтяник, житель Малой Коломны:
«В этом доме жил Александр Блок. Здесь он размышлял о революции 1917 года, писал стихи — о любви и духовных поисках».

В 1980 году к 100-ю со дня рождения Александра Блока в этом доме на улице Декабристов был открыт музей-квартира поэта.

Наталия Цендровская,старший научный сотрудник Государственного музея истории С.-Петербурга:
«Блок долго искал квартиру и, когда вошел в тот дом, в котором потом поселился, он был потрясен, насколько можно понять по его письмам. Из окон открывается вид в сторону моря. Моря не видно, как он в тот же вечер писал матери, но видны мачты кораблей. Всем сердцем он был привезян к этой квартире. Поэт страшно гордился тем, в каком месте он живет, он всегда друзей подводил к окну — смотреть на закаты невероятной красоты. То, что он видел за окном — как будто продолжение его кабинета». 

А между Мойкой и улицей Декабристов находится Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Петра Лесгафта ― один из старейших вузов, основанный в конце XIX века. На месте его стадиона когда-то был известный Демидов сад ― «Демидрон», как называли его современники. В «зимнем театре» сада выступала великая актриса Вера Комиссаржевская со своей труппой; впоследствии на территории Демидова сада был обустроен Луна-парк, а потом «Рабочий театр» Мейерхольда. Вот такая богатая история этого места, где сегодня студенты спортивного вуза гоняют в мяч. 
Параллельно улице Декабристов идёт улица Союза Печатников ― бывшая Торговая.

Павел Химченко,инженер-нефтяник, житель Малой Коломны:
«Раньше на углу Союза Печатников и Крюкова канала была 243-я школа, в которой, между прочим, я учился. Так же неподалеку находился знаменитый ДК Первой пятилетки. Мы с ребятами имели определенный соблазн — сбежать с уроков, потому что там был бильярд, настольный теннис, кинозал, кафе». 

Дворец Культуры Первой Пятилетки возник на месте развалин Литовского рынка, получившего своё название по Литовскому замку, в котором некогда стоял мушкетёрский полк. Позднее Литовский замок пребывал в статусе печально известной в России тюрьмы, впоследствии сгоревшей. А после революции сгорел и Литовский рынок, построенный по проекту Джакомо Кваренги.

Наталия Цендровская,старший научный сотрудник Государственного музея истории С.-Петербурга:
«Восстанавливать не стали, большевики рынков не любили. Он простоял в развалинах до конца 1920-х годов. И в стиле конструктивизма построили Дом культуры имени Первой пятилетки.А после войны, когда уже и конструктивизм был не любим начальством, на него надели, как новый мундир, этот фасад с колоннами, который, когда рушили, был похож на древние античные храмы, отдельно стоящие колонны… Это было очень печальное зрелище, конечно, жалко его».

В связи со строительством второй сцены Мариинского театра снесли и 243-ю школу, и любимый всеми ДК имени Первой пятилетки, а спустя время был разрушен и фундамент Литовского замка, пополнив траурный список утраченных памятников архитектуры.

Владимир Колбасов,художник:
«Когда ты что-то рушишь — потом это же разрушает и тебя. Поэтому дай Бог здоровья артистам прекрасной сцены и зрителям, пусть театр радует людей. Но я абсолютно убежден, пройдут годы и Петербург, он исторгнет то, что неорганично для этого места».

Надо сказать, что наряду с торжественными названиями проспектов ― Английский, Лермонтовский, Римского-Корсакова ― есть в Малой Коломне и улицы с незатейливыми, но тёплыми, старинными названиями ― Мастерская, Мясная, Дровяной переулок. Кстати, в одном из дворов этого переулка можно увидеть один «артефакт» — скульптуру неизвестной девушки. Она стоит здесь не менее полувека. Но жители говорят, что привыкли, сжились, и слагают про это творение неизвестного мастера множество легенд, шутливо называя её и Незнакомкой, и Прекрасной Дамой, и даже «гением места». И не желают ничего разрушать, уничтожать и сносить, потому что всё это ― тоже история, даже если это история одного двора.

Владимир Колбасов,художник:
«Здесь каждый дом с виду будто обычный, простой, но в нем сохранилась душа, энергия тех людей, которые в нем жили».

И продолжают жить ― в красоте этих зданий, тишине старых улиц, названии Коломенского моста… Не зря же Малую Коломну так и называют ― «очарованной душой старого Петербурга».


Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины