— Мы выходим. Три раза я позвоню. Не оставляй нас здесь одних, хорошо?
На самом деле, самое опасное для человека — это не тогда, когда он боится, а когда человек уже ощущает себя на высоте слишком комфортно, тогда он может ошибиться. Обычно ошибаются либо совсем новички, либо совсем самые опытные.
Пересечь Петербург с севера на юг за двадцать минут. Или в любое время дня и ночи выехать с Васильевского острова. Еще двадцать лет назад это казалось невозможным. Пробки в историческом центре, расписание разводки мостов — все это составляло график жизни петербуржцев.
Однако уже очень скоро ритм города изменится. Скоростная магистраль длиной сорок шесть километров шестьсот метров. Одна из ключевых транспортных артерий Петербурга. Западный скоростной диаметр. Движение по нему началось в 2008 году, когда открыли первый отрезок Южного участка. Затем машины пустили по северной части дороги. А сегодня завершается строительство последней, центральной части ЗСД.
РУБЕН ТЕРТЕРЯН,генеральный директор «Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга»: «Западный скоростной диаметр у нас является одним из ключевых элементов опорной сети магистрали скоростного движения в Санкт-Петербурге. Сейчас она состоит, в основном, из кольцевой автомобильной дороги. При завершении этого проекта у нас появится еще одна хорда, с краю города пересекающая с севера на юг».
Эта магистраль решает задачи отвода транзита через скоростную дорогу, и эта магистраль, в первую очередь, наверное, решает задачи транзита жителей с окраин в центральную часть Санкт-Петербурга. В первую очередь, это Василеостровский район и северные части Адмиралтейского и Центрального района.
Еще до ввода центрального участка, поток на Западном скоростном диаметре — до ста шестидесяти тысяч автомобилей в сутки. То, что дорога платная, водителей не останавливает.
АЛЕКСЕЙ БНАТОВ,генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы»: «На сегодняшний день сомнений в том, что цели и задачи, которые первоначально были поставлены перед Западным скоростным диаметром, будут полностью выполнены, отсутствуют. Нам, более того, кажется, что все цели и задачи, которые были поставлены, были не настолько амбициозны, насколько оказалась практика эксплуатации Западного скоростного диаметра и фактическое развитие региона и страны в целом».
Больше половины Западного скоростного диаметра построено на искусственных сооружениях — мостовых конструкциях. Это важнейшая особенность автомагистрали. И соответственно, работы ведутся под контролем профессионалов именно в той области. Инженер по строительству мостов Алексей Мальков — один из ключевых специалистов на Центральном участке Западного скоростного диаметра.
— Мы поднимемся на сто метров. Сто метров — ерунда. Эйфелева башня — триста двадцать пять, если я не ошибаюсь, метров.
— Аккуратней!
— Андрей Борисович! Ты там замыкай, хорошо, процессию, чтобы наши…
— Я не полезу наверх!
— Чего такого-то?
— Алексей Васильевич, я тоже высоты боюсь!
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Центральный участок — наиболее сложный со строительной точки зрения. Да и не только со строительной, и с точки зрения проектировщика. Это большое количество инженерных сооружений: экстакад, мостов.
Моя основная задача — это контроль качества производства работ и сроков ее выполнения, соблюдения нашими субподрядными и подрядными организациями технологии производства, и конечно, конечно, сроки. Сроки и качество — это самое главное».
АЛЕКСЕЙ БНАТОВ,генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы»: «У нас участвует высший инженерный состав, причисляемый к сотне мостовиков в мире, которые и стали гарантами, фактически, успеха, который мы с вами сегодня видим. Я чего бы не говорил вам сейчас, не смогу выразить полностью важность инженера в этом проекте. Этого будет всегда мало, всегда будет не хватать».
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Мы тянем ванту минус три, забиваем ее на сто процентов, и потом переходим на минус четыре. То есть это подтвердили?
Офисная работа — в первую очередь, это изучение, согласование проектной документации, рабочей документации, всевозможных проектов производства работ, технологических регламентов, их согласование, либо их несогласование в случае, если их качество не соответствует строительным нормам и правилам».
Самые сложные с технической точки зрения конструкции Центрального участка ЗСД проходят через акваторию Невы. Гордость магистрали — так называемая двухъярусная ферма. Высота — пятьдесят два метра над Морским каналом.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Здесь мы видим опору номер пятнадцать, накаточные устройства, вот желтые, потому что монтаж конструкции осуществляется методом надвижки, мы собираем это на стапели step by step, шаг за шагом, блок за блоком. Подняли, блок к блоку пристыковали, поехали. Отъехали, новый блок пристыковали, поехали дальше».
Кроме того, на Центральном участке два вантовых моста. Один — через Петровский фарватер, второй — через Корабельный.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Ну, вот так вот каждый день по нескольку раз мне приходится перемещаться между Канонерским островом и Васильевским островом для осуществления непосредственных своих обязанностей. Я отчасти счастливчик, потому что для того, чтобы перебраться с одного берега Невы на другой берег Невы, у меня занимает не более семи минут. Горожане тратят на это гораздо больше времени, чем я».
Алексей Мальков отвечает за строительство моста как раз через Корабельный фарватер, которых соединит Васильевский остров с Канонерским.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Вантовый мост через корабельный фарватер — он буквально растет на глазах. Сооружение приобретает те формы, которые заложены в проекте, которые ты видишь на чертежах ежедневно. Это поистине доставляет удовольствие. Наверное, не только мне, а, наверное, каждому из строителей».
В строительстве Западного скоростного диаметра, помимо российских, участвуют семь иностранных подрядных организаций. Итальянские, турецкие, датские и французские фирмы решают задачи от бетонирования до монтажа вантовых систем. В общей сложности, в эти дни на объекте порядка пяти тысяч рабочих и инженеров.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Довольно-таки большое количество персонала работает ежедневно, на этих участках работают порядка тысячи человек: это монтажники, сварщики, плотники, арматурщики — те люди, без которых сооружение этих конструкций было бы невозможным».
В прошлом бетонщик, а на сегодняшний день — инженер с восьмилетним стажем. Алексей Мальков помогал возводить Большой Обуховский мост, затем работал на Южном участке ЗСД, несколько месяцев провел во Владивостоке — строил вантовый мост — работал в Москве. Но когда началось строительство Центрального участка ЗСД, вернулся в родной город.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Мне всегда хотелось работать на благо Петербурга. Конечно, я не мог не воспользоваться и этой возможностью: будучи петербуржцем, участвовать в строительстве этого объекта в Петербурге.»
Учился Алексей в Петербурге, в Архитектурно-строительном университете — одном из старейших вузов России.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Я получил отличное образование, которое останется со мной на всю жизнь. Те знания, полученные мной в этих стенах, я все-таки с успехом применяю в жизни для пользы городу, а может быть, даже всему человечеству».
При этом для Алексея Малькова мостостроение — это не только работа, это и любовь к истории Петербурга. Увлечение прошлым, основываясь на котором, можно черпать вдохновение для нынешних проектов.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Гуляя по набережным, по мостам Санкт-Петербурга, нас, как профессионалов, в первую очередь интересует конструкция мостов, применяемые материалы. Если говорить о современном мостростроении, то мы способны уже строить вантовые мосты, подвесные мосты. Только лишь благодаря современным технологиям объединения металлических конструкций, мы способны создать то, что, возможно, в будущем будет новым символом в Санкт-Петербурге. Я сейчас говорю именно о Центральном участке ЗСД».
Сам проект строительства Западного скоростного диаметра появился у инженеров еще в 1966 году. В Ленинграде понимали, что рано или поздно городу понадобится дорога, которая сможет разгрузить центр от потока грузового транспорта. Спустя пятьдесят лет о такой магистрали говорят уже не как о мечте. Она не просто в проекте или в компьютерной графике. Все три участка — Северный, Южный и Центральный— вот-вот окажутся на карте Петербурга.
АЛЕКСЕЙ БНАТОВ,генеральный директор ООО «Магистраль северной столицы»: «Когда спрашивают: «Государство — это всегда огромная бюрократия?» — я согласен с этим. Существует фактор, имеющий отношение к бюрократии, но в нашем случае, учитывая взаимную заинтересованность, выполнение обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, мы такого рода сложности не испытываем. В течение трех с лишним лет город повернут к нам лицом настолько эффективно, что иногда мы не успеваем за просьбами и пожеланиями города, хотя во многих случаях городской практики, казалось бы, город, как правило, не успевает за бизнесом. В нашем случае это далеко не так».
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Фундаменты все построены, опоры все построены. Сейчас мы завершаем монтаж основных металлоконструкций, ну, а впереди только гидроизоляция, асфальтирование, архитектурные элементы — это уже гораздо проще. Основной объем сложных инженерно-технических работ, я считаю, что уже выполнен».
Движение по Центральному участку ЗСД откроют в августе 2016 года, и тогда весь город можно будет проехать за те самые рекордные двадцать минут, не нарушая правил дорожного движения.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «У меня есть своя личная мотивация, в первую очередь, в производственном плане. Я хочу добиться высочайшего уровня профессионализма. Моя семья также мотивирует меня на это. Я хочу быть примером, хорошим примером для своих будущих детей, для своей настоящей семьи.
Я считаю свою работу, знаете, такой истинно мужской. Почему? Потому что, не взирая на любые погодные условия, ты идешь на участок, ты выполняешь свой долг».
После того, как завершат строительство Центрального участка Западного скоростного диаметра, миллионы водителей получат ценнейший подарок — время. Как его использовать — решаем мы. Мы строим наш общий город. Каждый из нас строит Петербург.
АЛЕКСЕЙ МАЛЬКОВ,инженер по мостростроению ООО «Магистраль северной столицы» : «Каждый из нас, и я, в том числе, отдали частицу себя для города. Мы отдаем лучшее, что есть в нас, для того, чтобы объект был построен и долгие годы служил городу верой и правдой».