- Автор сценария — Светлана Мосова
- Режиссёр — Александр Щербаносов
Гости Петербурга, задайся они целью самостоятельно найти эту улицу, вряд ли справятся с поставленной задачей. Ибо такой улицы нет ни в справочниках, ни на картах, но в городе она есть ― Старо-Невский проспект. Название «Старо-Невский проспект» официально не существует (и не существовало никогда) — это продолжение Невского, и таблички на зданиях тому свидетельство. Тем не менее вот уже 300 лет участок от площади Восстания до Александро-Невской Лавры (давшей, кстати, именование проспекту) в народе называют Старо-Невским. Почему «Старо…»? Когда он постарел? И откуда этот изгиб улицы, чуждый для прямолинейной застройки города? Загадка.
А отгадка в истории. Дело в том, что Невский проспект строился с двух сторон: от Адмиралтейства её прокладывали пленные шведы, а от Александро-Невского монастыря ― монахи.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,телеведущая: «Они шли, шли, шли и должны были соединиться. И вот как раз, когда должны были соединиться, поняли, что получился излом у площади Восстания. Вот Невский проспект, а после него — немножко вбок Старо-Невский. Даже странно, как так?»
НАУМ СИНДАЛОВСКИЙ,историк петербургского фольклора: «По проекту они должны были встретиться в районе Большой Новгородской дороги, современного Лиговского проспекта. Но то ли ошиблись в проекте, то ли при рытье ― либо шведы пленные, либо монахи Александра-Невского монастыря — так или иначе, когда они встретились, получился излом, перспектива не удалась.
Петр был в гневе. Легенда рассказывает, что он лично прибыл на место излома и признал виновными только монахов (известно, что к монахам он относился крайне отрицательно). Велел выложить их лицом к земле на месте этого излома и наказать, причем сам следил за исполнением прилюдного наказания. Но излом случился и стал, говоря современным языком, фишкой Невского проспекта».
В самом деле, в этом повороте, в этой непривычной для Петербурга кривизне улицы есть очарование, изюминка.
Спустя время Невский проспект собирались выпрямить. Новая трасса должна была пройти по нынешним улицам Гончарной и Тележной, однако от этого плана отказались.
НАУМ СИНДАЛОВСКИЙ,историк петербургского фольклора: «Когда идея выпрямления Невского проспекта существовала, то его уже почти официально называли Новой Невской дорогой. Тогда-то и появился народный топоним «Старо-Невский».
И появился с выражением, характером, аурой и настроением. Старожилы всегда называли его исключительно ― «Старо-Невский проспект», гордо отделяя его от Невского!
ЮРИЙ НАЙДИЧ,артист балета, педагог: «Старо-Невский! Только Старо-Невский! А там — Невский просто. Застроен он был более скромными домами, чем Невский. Там дворцы, а на Старо-Невском дворцов не было — были очень хорошие, добротные дома. Часть была разрушено во время войны, что-то осталось».
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,телеведущая: «По ощущениям — это другой микрорайон, это другая жизнь, это совсем другая атмосфера. Если Невский шумный, парадный, суетной, динамичный, то Старо-Невский — это тишина, спокойствие, это отдельный микромир. Люди, которые живут на Невской и Старо-Невском очень разные. Так сложилось исторически».
ДМИТРИЙ ГОРОХОВСКИЙ,музыкальный импресарио: «Это для меня совсем другая улица. Старо-Невский — это государство в государстве. Он совсем тихий, он совсем другой. Здесь нет суеты, которая есть на Невском. Александро-Невская Лавра накрывает нас своим ореолом».
Как и небесный покровитель Петербурга, памятник национальному герою Александру Невскому был установлен на одноимённой площади к 300-летию города.
НАУМ СИНДАЛОВСКИЙ,историк петербургского фольклора: «Сегодня кажется, что памятник Александру Невскому стоял здесь вечно. Он удачно замыкает Невский проспект».
В 1985 году на площади Восстания был закончен гранитный обелиск «Городу-герою Ленинграду», до 1937-го года на этом месте стоял конный памятник российскому императору Александру III ― былинный богатырь на исполинской лошади. Произведение Паоло Трубецкого вызвало в своё время много порицаний и кривотолков — миром правили каноны и стереотипы. Ленинградцы, чьё детство прошло на Старо-Невском, этот монументальный памятник помнят.
ЮРИЙ НАЙДИЧ,артист балета, педагог: «Трамвай подъезжает к памятнику, огибает лошадь и потом заворачивает на Старо-Невский.
Было много претензий, не понимали значение этого памятника, который отражал то время. Привыкли к памятнику Николаю I или Медному всаднику. А этот не любили, не понимали. Только потом его оценили».
Место для памятника Александру III было выбрано не случайно: монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», который начинался от Николаевского вокзала, ныне Московского. Сегодня это одно из самых многолюдных мест в городе, а когда-то здесь была граница Петербурга…
НАУМ СИНДАЛОВСКИЙ,историк петербургского фольклора: «Это была окраина города. Из воспоминаний Кони можно узнать, что в его время за мостками Лиговского проспекта, можно было напороться на волков. Это был загородный район, поэтому здесь появился вокзал».
Жизнь закипела. И сегодня, как встарь, прибывшие гости спешат на Невский, охотно раскупая открытки с видами прославленного проспекта. Старо-Невский издавна был обойдён вниманием живописцев и фотографов, поэтому так мало документов, запечатлевших его историю. Тем не менее сам проспект бережно хранит память о минувшем, не спешит расставаться даже с уличными телефон-автоматами, которые так и манят позвонить в прошлое.
ЮРИЙ НАЙДИЧ,артист балета, педагог: «Мы, мальчишки, были грозой подвалов. Мы играли в войну, в лапту, в чижика, в биту (строится из монеток сооружение, разбивается, и все смотрят: решка или орёл)…»
ДМИТРИЙ ГОРОХОВСКИЙ,музыкальный импресарио: «Я очень хорошо помню кинотеатр «Призыв» в 176-ом доме. Бабушка рассказывала, что раньше там была домовая церковь. Видимо, этот дом принадлежал Александра-Невской Лавре. А когда я был маленьким, там находился кинотеатр «Призыв». Наверное, он так назывался, потому что в этом же доме был военкомат. Напротив была наша школа №168 в 169 доме, которая стала гимназией. Был большой соблазн из школы сбежать в кинотеатр. Мы так и делали».
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,телеведущая: «У скверика был магазин № 150. Мы так и говорили: «Куда идёшь? В «150-ый». Что тебе купить?» Там был аквариум, но живой рыбы не было. Рядом был сквер и там выгуливался наш детский сад. Уютный, хороший был сквер. Там выращивали… К сожалению, я забыла, как точно называются эти цветы, красивые такие, по осени появляются».
Увы, нынче место любимого сквера занимает новодел. Такие времена.
В ленинградское время на Старо-Невском проспекте 141 находился знаменитый книжный магазин «Буревестник», здесь собирался читающий люд, которым славился Ленинград.
ДМИТРИЙ ГОРОХОВСКИЙ,музыкальный импресарио: «Книжный магазин был рядом с галантереей «Ванда». Я там первый и единственный раз выиграл в лотерею. Эти 5 рублей я тут же потратил на какие-то книжки. Да, был большой книжный магазин, двухэтажный».
А в магазин «Ванда» устремлялась вся женская половина города: там продавалась модная в ту пору польская косметика ― в частности, популярные духи «Быть может». Воспоминания о них ― это аромат и времени, и детства.
КСЕНИЯ БОБРИКОВА,телеведущая: «В магазине «Ванда» мама покупала косметику. Но особенно я запомнила даже не «Ванду», а магазин «Полярная звезда». Там продавали украшения, камни. Вот там было настоящее столпотворение модников и модниц, которые хотели приобрести не бижутерию, а хорошие драгоценные камни».
Многие улицы, пересекающие Старо-Невский проспект, сохранили замечательные исторические именования. Например, Дегтярная улица, Тележный переулок. Названия — это, как известно, скрепы истории. Многие современные обитатели Старо-Невского проспекта продолжают традиции: ещё их деды и прадеды жили в этих домах.
ДМИТРИЙ ГОРОХОВСКИЙ,музыкальный импресарио: «Старо-Невский для меня — моя родина, на этой улице прадед и прабабушка жили. Теперь и мы продолжаем жить в этом доме: угол Невского и Консисторской (Исполкомовской) улицы.
Параллельно Старому-Невскому идет Конная улица. Бабушка рассказывала, что там был конный рынок».
Конная улица сначала называлась Ново-Александровской, а самый большой рынок в этом районе именовался Старо-Александровским. Он находился на перекресте Старо-Невского проспекта и Полтавской улицы. Здание (правда, впоследствии перестроенное) сохранилось, а вот рынок нет.
Всё со временем меняется, не может не меняться, а вот народное название проспекта остаётся, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение.
НАУМ СИНДАЛОВСКИЙ,историк петербургского фольклора: «Мне кажется, его ни в коем случае нельзя ни забыть, ни менять, так как всякое имя священно. Несмотря на то, что Старо-Невский — название не официальное, в народе оно живет, оно существует. Петербуржцы не собираются от него отказываться. Это сохраняет наш Старо-Невский проспект. Мы его любим, мы его никому не отдадим».
Старо-Невский проспект живёт в истории, по-прежнему оставаясь заповедным уголком главной улицы Петербурга. Он оправдывает самое первое своё название ― Дорога к Невскому монастырю.