• Автор сценария Светлана Мосова
  • Режиссёр Александр Щербаносов

Станция метро «Старая Деревня» встречает пассажиров обычным для всех станций кипением жизни ― стихийным рынком, многочисленными киосками и торговыми центрами. На первый взгляд, здесь мало что напоминает о том, что это не просто современная часть города, но и исторический район, который так и называется ― Старая Деревня.

Название, прямо скажем, нетипичное для города, но благодаря ему не канула в Лету история этих земель: наименование железнодорожной платформы, станции метро, улицы ― Стародеревенская ― сохранили нашу историческую память, причем жителей никогда не смущало, что их микрорайон называют «деревней»…

ЕЛЕНА САПОЖНИКОВА,ЕЛЕНА САПОЖНИКОВА,преподаватель:
«Жители района прекрасно знали, откуда произошло название «Старая деревня». Краеведов здесь всегда хватало. Названия «Старая деревня» и «Новая деревня» связаны с канцлером Бестужевым. Он для своего имения выписал 3000 крепостных, одна деревня стала называться новой, другая — старой».
ЮРИЙ ВОЛКОВ,кандидат физико-математических наук:
«Очень был зелёный район, много парков, и в то же время масса деревянных построек, в основном малоэтажных».

Ну а три века назад эту территорию на правом берегу Большой Невки именовали Каменный нос ― из-за обилия здесь камней и валунов. В 1720-м году мыза "Каменный нос" была пожалована Петром Первым графу Остерману, и императрица Екатерина Первая закрепила её за графом "в вечное владение". Однако при Елизавете эти земли перешли к Алексею Бестужеву-Рюмину ― причём тоже "в вечное владение".

Увы, ничто не вечно под луной: впоследствии новым хозяином этих земель стал Сергей Яковлев, сын знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Яковлева-Собакина.

Сама же Деревня возникла в середине XVIII века, но Старой её стали называть, когда возникла Новая Деревня, расположенная напротив Каменного острова.

Конечно, многие памятники старины здесь не сохранились, и всё же пытливому взору то там, то тут открываются драгоценные островки истории ― например, здание, в котором сегодня располагается художественная школа, когда-то принадлежало штабс-капитану Афанасию Шишмарёву.

ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Дача Шишмарёва сохранила свой старинный облик. Пространство вдоль большой Невки украшают дома постройки начала XIX века. Это типичные усадьбы того времени. Принадлежали они знаменитый героям Отечественной войны 1812 года. Здесь жили Шишмарёвы, Авдулины, Манзеи, Сабиры».

Усадьба генерал-майора Иосифа Сабира не сохранилась: на её месте находится сквер ― с памятником выдающемуся десантнику, Герою Советского Союза Василию Маргелову, которого сослуживцы любовно называли "десантный Батя". Сам же сквер, носящий его имя, в народе нарекли "Сквериком дяди Васи".

Три улицы Старой Деревни названы в честь героев битвы за Ленинград ― лётчиков Петра Покрышева, Дмитрия Оскаленко, Александра Савушкина.

Имена же героев 1812-го года хранят названия улиц Сабировская, Полевая, Шишмарёвский переулок, старинная улица Заусадебная, которая ведёт к Серафимовскому кладбищу…

БОРИС КИПНИС,военный историк:
«Это кладбище стало своеобразным памятником блокадному времени, подвигам военно-морского флота. Я надеюсь, оно таким и останется. Сюда нужно приходить в дни памяти, как на Пискаревское кладбище».
ЮРИЙ ВОЛКОВ,кандидат физико-математических наук:
«Все мы в начале мая приходим на Серафимовское кладбище. Справа тот самый ров, в котором было погребено не менее 100 тысяч человек. Там горит вечный огонь, всегда лежат цветы».
ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Там похоронены жители Старой и Новой деревни — великие артисты Игорь Дмитриев и Петр Кадочникова. Помню, как встречал их когда-то на улицах нашего района. На кладбище есть и могли знаменитых военачальников. Это святыня».

Духовной обителью и уникальным памятником архитектуры является деревянная церковь во имя преподобного Серафима Саровского на кладбище, построенная в начале ХХ века.

БОРИС КИПНИС,военный историк:
«Далеко не всегда церковь была памятником архитектуры. Это для нас она памятник, но для того времени это ординарная постройка, привычная для простых русских людей. Это же окраина города, мещанско-рабочий район».

Но ещё раньше, в середине XVIII века, при Бестужеве-Рюмине была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и мыза «Каменный Нос» получила тогда второе название ― село Благовещенское.

ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Главное украшение Старой деревни и ее окрестностей — знаменитая усадебная Благовещенская церковь с ротондой и колоннадой. Это одно из важнейших мест нашего района».

Вначале Благовещенская церковь была деревянной, но после пожара её перестроили в камне. В 1937-ом году храм был закрыт, его передали заводу резиновых изделий, захоронения же при церкви и приходское кладбище были уничтожены. В 1992 году храм был возвращён приходу, восстановили и колокольню.

Здесь же, на Приморском проспекте, находится и буддийский храм ― Дацан Гунзэчойнэй, что в переводе с тибетского означает «источник святого учения всесострадающего владыки-отшельника».

ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Это единственный в Европе буддистский храм, который в прошлом году отметил столетие. Он был построен в 1915 году по проекту архитектора Барановского. Храм – украшение набережной, Приморского района, да всего Петербурга. Уникальное строение».

В советское время, как и многие другие культовые сооружения, буддийский храм был закрыт, и лишь в 1990-м году его вернули духовному управлению буддистов.

БОРИС КИПНИС,военный историк:
«Я-то помню, в советские годы, конечно, храм был закрыт. Во время войны, если не ошибаюсь, в этом здании находилась радиостанция. Режимным объектом здание было и в 1960 — 1970-е годы. В голову тогда не приходило, что могут возродить дацан. Мы мимо него проходили в ЦПКиО — это было культурное событие — посмотреть на него, на эти розоватые гранитные стены, почувствовать дуновение востока».

На улице Школьной (названой так в 1909-м году в честь открытия в Старой Деревне первой школы) и на улице Дибуновской можно увидеть здания, необычные для Петербурга, их называют в народе ― «немецкие домики».

БОРИС КИПНИС,военный историк:
«Почему ″немецкие″? Их строили немецкие военнопленные, как гласило предание. После Великой Отечественной войны, в счёт репарации они выполняли такого рода работы».

Ансамбль «немецких домиков» на улице Дибуновской переходит в другой ансамбль ― пятиэтажек, построенных в 1960-е годы, но, надо сказать, отличающихся от последующих типовых хрущёвок своим необычным «выражением». Этот микрорайон называют Гутовский городок или Гутовка.

ЕЛЕНА САПОЖНИКОВА,преподаватель:
«Александр Иванович Гутов — Герой Социалистического Труда, директор ВНИПИЭТ. Земли ему были даны для того, чтобы сотрудников поселить рядом с институтом. Так и возник свой городок, образовалось сообщество: почта, магазин, аптека, детский сад, школа. Организация была настолько уникальной и удивительной, что мы, выросшие здесь, шутили: коммунизм был построен в этом отдельном районе».

А эта неучтённая достопримечательность района, брошенная у мастерских и потерянная во времени, ― память о несбывшемся коммунизме в стране.

Есть в Старой Деревне улица с нежным названием Липовая аллея. И когда-то здесь действительно росли роскошные липы, посаженные ещё при штабс-капитане Афанасии Шишмарёве.

ЕЛЕНА САПОЖНИКОВА,преподаватель:
«На месте нынешней Липовой аллеи был лес с большим прудом. Пруд очень привлекал местную детвору — мы там ловили тритонов, а когда-то при Петре I в него заходили суда: по улице Дибуновской шли каналы».

Название улицы Яхтенной тоже хранит память об утраченном: сто лет назад в Старой Деревне существовал замечательный яхт-клуб, названный в честь основателя российского флота Императора Петра Великого. Однако до яхт-клуба существовала и другая история.

Задолго до яхт-клуба на этом месте находилась дача полковника Алсуфьева и увеселительный сад ― «Альгамбра», куда на фейерверки съезжался весь Петербург. От тех далёких времён сохранилась эта красивая башня. А в 1854-м году в ходе Крымской войны территория дачи была превращена в укреплённый редут, который так и назывался ― «Альгамбра».

ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Там находятся валы, еинственные памятники истории, связанные с Крымской войной. Там стояли батареи, когда англо-французская эскадра вошла в Финский залив нужно было защищать столицу».

В советское время на территории яхт-клуба был обустроен спортклуб «Молния», в котором совершенно бесплатно и с удовольствием могли заниматься спортом все желающие.

ЕЛЕНА САПОЖНИКОВА,преподаватель:
«А вот рядом находилась другая достопримечательность нашего района, которую все называли «Девочка». Это был памятник девушке, которая держала в руках букет цветов. Никто точно не знает, зачем он был поставлен, но ходят легенды: одни говорят, чтобы приветствовать всех, въезжающих в город, вторые — чтобы встречать солдат, вернувшихся после Великой-Отечественной войны».
БОРИС КИПНИС,военный историк:
«Великолепный памятник! Это удача скульптора и архитектора, которые работали над этим монументом. Букет цветов, такой красивый жест! Она приветствует всех, кто едет из Выборга или даже из Финляндии в наш город».

А сегодня на этом месте мощные виадуки, и, глядя на бетон, многие с ностальгией вспоминают об утраченной скульптуре ― тёплой, светлой, хранящей аромат своего времени.

Зато никто не жалеет о том, что район сохранил своё историческое название ― Старая деревня, которую некоторые по-свойски называют «Старухой» ― «встретимся у Старухи». Однако старожилы утверждают, что эта фамильярность чужда коренным жителям. Да и сама «Старушка», надо сказать, молодеет год от года, прирастая новостройками, а кое-где и небоскрёбами, которые, увы, не отличаются особо утончённым ансамблевым мышлением зодчих. Но таковы реалии времени. Микрорайон растёт, обновляется, называя себя, как встарь, Старой Деревней и удивляя этим названием гостей города.

ВИКТОР ФЁДОРОВ,краевед:
«Я вчера ехал на электричке из Сестрорецка и столкнулся с гостями нашего города. Объявили станцию «Старая деревня». «Как ― деревня?! Мы же в Ленинграде!»

Гордиться жители Старой деревни могут и еще одной достопримечательностью: здесь в шаговой доступности находится Эрмитаж, точнее, Фондохранилище Эрмитажа, в котором не только хранят и реставрируют сокровища музея, но и проводят экскурсии.

Так и живёт Старая Деревня ― на стыке временного и вечного, молодея и храня память о прошлом, без которого нет и не может быть Петербурга.