Герой нового выпуска программы «Действующие лица» — директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России Николай Буров.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Петербург — это бриллиант самой высокой пробы, самого большого размера. Это мощнейший мировой центр притяжения, это магнит уникальный, художественный. Петербург притягивает белыми ночами, но и в Хельсинки белые ночи, а в Мурманске еще белее, но мы говорим: «Белые ночи Петербурга». И это не декорации, это все правда. Город сам по себе такой придуманный, но, с другой стороны, все это настоящее».

Николай Витальевич Буров известен в Петербурге практически каждому. Если не по должности директора Исаакиевского собора, то по удивительному голосу. Если не по ролям в театре или кино, то по причастности даже не к десяткам — к сотням общественных инициатив. Это человек, мнение которого давно приобрело вес и стало чрезвычайно востребованным и значимым.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Говорят, что всего 10 процентов людей относятся к своей работе без ненависти, из этих десяти только половина относится с любовью. Я люблю то, что делаю. Мне это нравится. Это и волнует, и заставляет иногда беситься, но приятно, когда ты что-то делаешь и видишь результат».

Некоторые результаты масштабной деятельности Николая Бурова по-настоящему захватывают дух. Именно сейчас величие Исаакиевского собора неожиданно и гордо зазвучало возвращающимися колоколами.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Когда я приезжаю в Швейцарию, в Германию, во Францию, иду по старинному городу и слышу восхваляющие реплики: «Ох, Европа!», я задаюсь вопросом: «А мы разве не Европа?» У нас все это было, просто когда-то все уничтожили, надо вернуть все это. Наш город хорош для глаза, для уха он хорош только в концертных залах, но почему бы улицам не вернуть какие-то приметы. Это действует на человека. Когда мы начинаем в полдень звонить в колокола, люди, идущие по тротуарам, поднимают голову к небу. А человек должен не только под ноги себе смотреть, но и вдаль и вверх — это очень важно».

С 2008 года основным местом действия народного артиста России Николая Бурова является комплекс музеев-памятников, объединяющий четыре собора: Храм Воскресения Христова, широко известный как Спас на Крови, возведенный на месте убийства Александра II, Смольный собор, Сампсониевский собор и знаменитое творение Монферрана — Исаакиевский собор.

Ольга Разина, ведущая: «Как изменился Исаакиевский собор, комплекс музеев, входящих в ГМП «Исаакиевский собор» за время вашего руководства?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «К великому счастью, Исаакиевский собор практически не изменился, потому что если я буду стремиться к изменению Исаакиевкого собора, Спаса на Крови, Смольного собора, Сампсонивского собора, то это будет несчастье для этих объектов. Моя задача — сохранить их. А изменяются вопросы эксплуатации и содержания. Удалось добиться изменений в приеме зрителей. Мы перешли полностью на электронный счетчик, на электронный билет, на новые способы продажи, чтобы не было очередей. По себе знаю, если я вижу очередь, то я пойду туда с большим трудом. Мы стараемся делать так, чтобы гостей становилось больше. Когда я только пришел, было 2,3 миллиона посетителей, а по итогам прошлого года уже 3,2 миллиона посетителей. За счет этого нам удалось увеличить бюджет. У нас уникальный музей, ведь мы не получаем от государства никаких дотаций. Мы обращаемся очень редко, в основном по глобальным поводам. И все нашу деятельность мы обеспечиваем сами. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы поток увеличивался, и у нас это получается.

Мне повезло, я пришел в этот музей не на «кровь», никого не снимали, чтобы поставить меня. Так сложилась жизнь, что прекрасный, великолепный директор Николай Викторович Нагорский умер, и я занял его пустующее место. Я пришел и увидел великолепный коллектив, не вышколенный, а сосредоточенный, профессиональный, знающий, что и как делать».

Ольга Разина, ведущая: «Какой вы руководитель сегодня?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Я крайне либеральный, но это не имеет никакого отношения к либерально-демократической партии. Я доверяю полностью людям, я надеюсь на них, как на себя. Я считаю, что все должно исполняться после первого обозначения цели. Я стараюсь ставить цели и работать как стратег и как тактик. И стратегия, и тактика, и тайм-менеджмент являются главными условиями для руководителя».

Ольга Разина, ведущая: «Вам помогает сегодня ваше актерское прошлое?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Безусловно. За 33 года работы в профессиональном театре пришло умение владеть аудиторией. Я не боюсь аудиторию, я предпочитаю большую аудиторию, тысячная аудитория — это идеально. Но нужно знать, с чем ты выходишь к этой аудитории. Проводя большое собрание коллектива, которое бывают только раз в год, я четко понимаю, какой отдел, где сидит, и смотрю на их реакцию. Ведь актерская профессия — это не только умение говорить, это еще умение разгадывать. Еще актерский институт — это хорошее гуманитарное образование, если им заниматься всерьез».

Волшебный флер театра Николай Витальевич почувствовал, когда ему было года три. Походы в Театр марионеток на Невском проспекте запомнились необыкновенными куклами и запахом нафталина. Затем был ТЮЗ, располагавшийся тогда на Моховой. И именно в ТЮЗе, но уже в новом здании на Пионерской площади, ему предстояло выйти на сцену как на работу.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «В ТЮЗ я пришел сразу, после окончания института. Институт я закончил в классе Татьяны Григорьевны Сойниковой. Сюда меня пригласил на тот момент главный режиссер этого театра Зиновий Яковлевич Корогодский. Я сыграл первую свою роль за зарплату в спектакле «Хозяин». Сыграть мне пришлось роль, которую до меня играл Юрий Тараторкин. Георгий Георгиевич Тараторкин, который именно в тот год, когда я заканчивал институт, уехал в Москву работать и жить. Это очень памятный для меня спектакль. Вводил меня в этот спектакль молодой режиссер Лев Додин, оформление делал молодой художник Порай-Кошиц. Это был абсолютно натуралистический спектакль. К этому спектаклю готовили опару, потому что тесто должно было всходить, так как разговор шел о булочнике Семенове и работниках этой булочной. Тут кидались мукой, тут все было настоящее. Это было интересное время, удивительное, свободное, яростное. ТЮЗ был леватским театром и вызывал большой интерес у контролирующих организаций. Тут всегда ждали фиги в кармане, но ее не было по большому счету. И понятие «патриотизм» этот театр воспитывал не заезженными штампами, а заставляя любить Родину и свой народ кишками, а не языком».

Выбор актерской профессии определил счастливый случай. В пятом классе просто за компанию с другом Николай Буров поехал в Аничков дворец и поступил в Театр юношеского творчества.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «ТЮТ — это просто счастье, это случайное счастье. Шел человек и нашел золотой слиток, споткнувшись об него. Вот мой золотой слиток — это Аничков дворец. Я как-то внутренне почувствовал, где верх, где низ, где право, где лево, включился внутренний компас, без которого очень трудно в жизни. Для меня, как для человека живущего в новом Невском районе, где были коровники, откуда возили молоко в «город», где было много заводов, приехать на Невский проспект, еще и не раз в неделю, а три, войти в Аничков дворец — это было счастье, развивающее счастье».

Однажды в детстве Николай Буров шутя предсказал свое будущее — проходя по площади Островского, он указал своему товарищу на здание театра и сказал, что здесь он будет работать, посмотрел на соседний дом и добавил, что в нем будет жить. Эти слова оказались пророческими. Почти 30 лет он служил в Академическом театре драмы имени Пушкина, Александринском театре, а в соседнем Екатерининском саду гулял с сыном.

Ольга Разина, ведущая: «Удалось ли вам при такой насыщенной, творческой и руководящей жизни насладиться семейным ценностями?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Это тот пропуск, который остался в моей жизни навсегда, это мой провал. Мы сейчас общаемся с сыном иногда, минут 10-12 в день, когда успеваем. У него много дел, и у меня традиционно много дел. К сожалению, это упущенные возможности, раньше этого было больше, когда он был маленьким. Очень многое упустил, но не пропустил главное. Мне нравится, как он развивается. Я бы хотел, чтобы он хорошо закончил университет, ему остается год, и потом нашел свое место, но не просто рабочее место, а чтобы это дело приносило радость, а если случится любовь к своему дело, то это будет счастье».

Ольга Разина, ведущая: «Какую главную мысль вам бы хотелось передать ему, чтобы помочь ему двигаться по жизни?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевкий собор», народный артист России: «У меня есть девиз, не свойственный моей профессии: «Не навреди». Это обычно говорят хирурги. И я ему всегда напоминаю, что в жизни смертельно будет не хватать времени, надо максимально сконцентрировать свою жизнь во времени. Время — это самое дорогое что есть. Деньги — это такое дело, что если они есть, хорошо, если нет, то можно заработать. Здоровьем мы управляем отчасти. А время оно бежит и бежит».

Каждую мысль, произнесенную Николаем Буровым, отличает не только содержание, но и исполнение. Его голос — материал научного исследования и предмет удовольствия для слушателей. Практически отказавшись от театральных ролей, Николай Витальевич часто выходит на сцену как ведущий, рассказчик или чтец.

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Я потратил некоторое время и приложил усилия, чтобы перестать свистеть, чтобы согласные были слышны не менее, чем гласные. Я добивался определенной речевой ритмики и интонации. Интонации русского языка очень хороши и богаты, и на сегодняшний день это немного вымирающие обстоятельства, потому что идет активная атака иностранных языков. Это замечательно, когда дети с трех лет начинают говорить на английском языке, но интонации английского языка отличаются от интонаций русского языка. И ребята, владея русским, начинают интонировать по-английски — это беда. Всему этому необходимо было учиться. Когда я стал работать и услышал свой голос со стороны, мне не показалось, что он у меня какой-то особенной. Наоборот, он вызывал у меня легкое, стыдливое раздражение. Только потом я привык, если это кому-то нравится, то, наверно, в нем что-то есть».

Таких людей называют харизматичными. Николай Буров обладает силой притяжения. Яркая созидающая энергетика, интерес к жизни, трудолюбие, внимание к людям. Николай Витальевич умеет поддержать и высказать свою точку зрения. Именно он несколько лет возглавляет Общественный совет при губернаторе Петербурга и патронирует множество инициатив.

Ольга Разина, ведущая: «Вы несколько лет возглавляли комитет по культуре в нашем городе. Что это был за опыт? Насколько это было органично вашей личности, вашему характеру? Какие уроки вы из этого вынесли?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Я получил бесценный для себя опыт. Культура — это сложно, потому что здесь складывается такое количество эгоистических проявлений, талантливых проявлений, самообманов, побед и непризнаваемых поражений. Чиновничья работа достаточно жертвенная, и трудно актеру приходить на такую работу, потому что вместо аплодисментов, ты вдруг начинаешь слышать устойчивый свист и запах тухлых яиц — это совсем другая оценка твоей деятельности. Там очень много незаметной ежедневной работы. Я очень рад, что удалось обновить инструментальный парк музыкальных школ. Никогда за всю историю не было такой большой разовой покупки концертных роялей. Я рад, что мне удалось сохранить подавляющее большинство руководителей учреждений культуры на своих местах, потом что удалось увидеть то, что невозможно увидеть с первого раза, что дает право не просто работать, а беречь таких людей. Была сделана хорошая предпосылка для модернизации сценического оборудования большинства театров, увеличился вообще бюджет культуры».

Ольга Разина, ведущая: «Вы помните свои первые впечатления от Исаакиевского собора?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Оно было разносторонним. Сначала я видел его издали, потом пришел сюда вместе с классом. Я очень хорошо помню маятник Фуко. Это был действующий аттракцион. Но у меня не вызывает сожаления сегодня его отсутствие, ведь вместо него над головой весит голубь, он был там когда-то, он просто вернулся на свое место».

Бесспорная туристическая привлекательность соборов, казалось бы, гарантирует размеренные будни руководителя. Но деятельность этого музея правильнее назвать бурной жизнью. Выставки, особые концертные программы, активная скрупулезная реставрация и заинтересованное внимание к каждому посетителю. Теперь новый специальный лифт поднимет к куполу Исаакиевского собора людей с ограниченными возможностями, а программы тактильного просмотра позволят слабовидящим руками увидеть мозаики храмов.

Ольга Разина, ведущая: «Откуда все эти идеи?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Эти идеи генерирует коллектив. Я стараюсь поддерживать в коллективе такую атмосферу, что надо постоянно что-то придумывать. Сейчас достаточно много молодежи, которая генерирует идеи, но есть и старшие сотрудники с большим музейным опытом, которые тоже предлагают идеи. Музей очень специфичен, он очень сильно отличается от других музеев. Сейчас мы решаем вопрос о получении нового помещения для концертино-выставочной деятельности. Меня очень радует, что от входа будет открываться анфилада выставочных залов и только потом будет концертный зал. И если ты идешь на концерт, ты мимо этого великолепия не пройдешь в любом случае. Это бывшее здание Городской думы, где есть большой Александровский зал со своими сложностями — например, гулкость, — но можно поработать и исправить это. Этот зал свободен, он находится не в церковном пространстве, он позволяет нам делать гораздо больше. Я хочу, чтобы это пространство хотя бы в летнее время работало нон-стоп, двадцать четыре часа в сутки. Это будет очень сложно, надо будет искать людней, способных работать в ночное время, людей, которые живут недалеко. Но мы найдем. Ночное пространство я ориентирую именно для молодежи. Есть клубные пространства, но они специфичны и перпендикулярны понятию «белая ночь» и «лирика Санкт-Петербурга». А я хочу предложить что-то сообразное. Это классическая музыка, большой упор будет сделан на органную музыку. Здесь будет другая внутренняя ритмика, кофейня, Wi-Fi, прямой выход к электронным массивам публичных библиотек нашего города, но все это в ночное время. Я не буду бороться с ночными клубами, я предложу альтернативу».

Ольга Разина, ведущая: «Вот вы сегодня и тридцать лет назад — это похожие люди или разные?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «В чем-то похож, потому что и сорок лет назад было волевое движение. Но в чем-то изменился, потому что и мир изменился вокруг меня, и люди изменились вокруг меня, произошла переоценка, переориентация. Человек не может жить в обществе и быть свободным от него. Общество заставляет как-то двигаться, причем оно движется неравномерно, это же не паровоз. Общество — это разные мнения, разные явления, здесь нужно найти свою точку опоры и не быть флюгером и проявлять волю».

Ольга Разина, ведущая: «Вот какую точку опоры вы нашли?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России:  «Я очень упрямый. Если я принимаю решение и вырабатываю свое мнение, то стою вмертвую на своем. Осел, но это тот осел, который нуждается в том, чтобы появился овод, который ужалит и заставит двигаться. А жалят разные истории. Оводом может быть и человек, и болячка, и крупное событие на стороне. Есть вещи, о которых я жалею, которые я забросил, которые не успеваю делать. Я очень люблю стрелять, но не стреляю уже лет двадцать — мне некогда. Я очень люблю лес, но бываю там очень редко — некогда. Я очень люблю зимнюю и летнюю рыбалку, но я перестал ловить рыбу тоже лет двадцать как. Я забросил очень много вещей, которые приносят радость, а когда человеку не хватает радости, он становиться злее, и вот здесь я сам себе навредил».

Ольга Разина, ведущая: «Вы себе ответили уже на вопрос, который задает себе каждый человек: «Зачем мы вообще живем?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Хороший вопрос. Мы живем для того, чтобы не обидеть память своих родителей и что-то дать своим детям. Потому что промежуток жизни совсем небольшой. Это промежуток времени от того момента, когда родители тебе дали сделать первый вздох, до того момента, когда Господь скажет: «Хватит». Все люди по-разному живут. У меня среди друзей есть люди, которым больше девяноста лет. И кого-то я могу называть даже другом, и мне это очень нравится. И есть в моей биографии люди, которые ушли очень рано. Очень важно успеть что-то сделать в этот отрезочек жизни и получить удовольствие — это и есть счастье».

Ольга Разина, ведущая: «Николай Витальевич, что для вас является камертоном в принятии любых решений?»

Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», народный артист России: «Я люблю делать какое-нибудь дело. Если я его не сделал, я начинаю болеть. А если удалось хорошо сделать, значит, я живу и получаю удовольствие. Я не закрываю грудью амбразуры, не совершаю героических поступков, не спасаю людей, я просто делаю свое дело, которое достается человеку. Мне досталось большое дело, мне нравится, что оно большое, и я стараюсь справляться с ним. А вот получается или нет — будет видно, когда пройдет какое-то время. Мне хочется оставить после себя что-то. Мне очень нравится понятие реставратор. Моя задача — не только сохранить, не только дать жизнь всему этому, не только поделиться знаниями и радостью со всеми, кто к нам идет, но и поправить, вытащить из временного провала. Все стареет, не только человек, но и камень. Мой вот голос уйдет со мной в могилу, а вот эти колокола, которые мы вернули во времена моего директорства, будут продолжать звучать, потому что они вечные. А значит, это и мой голос будет звучать».