Горячее поле

  • Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
  • Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
  • Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин

 Начиная со второй половины XIX века, в Петербурге было несколько мест, которые называли «Горячее поле». Одно из них находилось на правом берегу Невы, где стояли знаменитые в прошлом кирпичные заводы Беляева и где сегодня проходит бурлящая, в потоках машин, улица Народная.  
Лес, болото — так начинался Петербург: в полном смысле слова — «из тьмы лесов, из топи блат». Но ещё до его основания на месте Горячего поля проходила дорога… 

Валентина Лелина,историк архитектуры:
«Дорога по правому берегу реки пролегала еще с XVI века. Когда эти места отошли Швеции, здесь было кирпичное производство. И именно по этой дороге войска Петра I прошли на Ниеншанц, так что нельзя сказать, что правый берег Невы совсем уж был отстраненный». 

В общем, улица появилась здесь спустя века совсем неслучайно. А вот откуда возникло это название места — Горячее поле?

В стихотворении «Петербург в 1913-м году» Анна Ахматова писала:

Паровозик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать

То есть этот уже забытый сегодня топоним был в ходу и в начале 20-го века. И по звучанию — «Горячее поле» — его можно было бы считать даже поэтическим, если бы не знать, что означал он когда-то городскую свалку. 

Валентина Лелина,историк архитектуры:
«В начале ХХ века здесь возникает свалка, поскольку работают предприятия Варгунина, Торнтона, кирпичные заводы, а также Веселый Поселок. Было много промышленных отходов. Как любая городская свалка, она все время тлела, дымилась, поэтому получила такое говорящее название — Горячее поле». 

Заводы строились – росли отходы. Но ещё раньше это место имело и другие именования — Малое Рыбацкое или, прямо скажем, совсем непрезентабельное — Гнилая Рыбная. Последнее именование говорит о том, что здесь были сплошные болота — со всеми вытекающими из него последствиями, причем «втекали» они и в век ХХ.

Сергей Ачильдиев,публицист:
«Мой дед всю жизнь был директором Первой сортировочной моющей фабрики. Она перерабатывала вторсырье, находилась за Народной улицей. Дед мне рассказывал, когда он был начальником строительства, к нему прибежал какой-то рабочий и закричал: «Директор! Идите быстрее, там замнарком не может проехать!» Дед прибежал и увидел, что машина по ось была в грязи. Жуть что творилось; никакой улицы не было. Дед был в бахилах, а замнарком в ботиночках. Попросили помочь шофера и втроем фактически на руках эту машину донесли до самой фабрики. Тогда эта улица называлась Дорога к станции «Нева». В 1964 году ее назвали Народной — в честь советского народа, хотя, по первоначальному замыслу, она должна была стать Советско-Народной».

А как назовёшь улицу — так она и поплывёт: улица росла, ширилась, обживалась новоселами и, можно сказать, уходила в Ленинградскую область…

Михаил Иванов,главный редактор газеты «Невское время»:
«Народная улица была уникальна: она проходила по городу Ленинграду, но в то же время была очень самобытной. Она начиналась от Володарского моста, а упиралась, в лес. Представляете, что это такое? Выйдешь вечером прогуляться и можешь столкнуться с лосем или кабаном. Много их было. Кстати говоря, лес до сих пор сохранился». 
Сергей Ачильдиев,публицист:
«На самом деле эти места находились еще в городской черте, но на самой окраине. Считалось, что это даль несусветная. Точно так же, как сегодня, например, «Тридевяткино царство» считается далью». 

Но в 1936-ом году с этой «далью несусветной» город связал Володарский мост, открытие которого было приурочено к юбилею Октябрьской революции.

Надо сказать, что это был первый железобетонный мост через Неву. А спустя полвека, взамен старого моста, был построен новый — он был уже, конечно, шире, мощнее, — тем не менее жители, оценив все его достоинства, всё же сожалеют о прежнем, утраченном. 

Олег Левитан,писатель:
«Новый мост построился уже на моей памяти. Прежний мост состоял из бетонных арок. Они сейчас валяются на берегу Невы, выше по течению, у Саратовки. Прежний мост был гораздо красивее». 
Сергей Ачильдиев,публицист:
«Володарский мост — чудо техники, строили его всего 4 года. Торжественное открытие состоялось 6 ноября, играл оркестр, все аплодировали. Но пешеходы и машины смогли воспользоваться мостом только 18 ноября. Его дорабатывали еще и в 1937-ом. Но люди со всего города приезжали посмотреть на этот мост, было столпотворение».

А вот за новостройками Народной улицы совершенно неожиданно, как дивный мираж, взору предстаёт сказочный терем — привет из века XIX. Это дача генерала Чернова. В своё время она была плотно окружена сосновым бором, поэтому еe еще называли Сосновкой. Нынче можно лишь полюбоваться внешним видом этого великолепного здания, потому что, судя по ограждению, «в терем тот высокий нет входа никому».

Олег Левитан,писатель:
«Когда заборы были не такие строгие, как сейчас, можно было туда пробраться. На территории дачи целая система кольцевых прудов. Судя по всему, генерал Чернов любил на лодочке разъезжать. Был у него и сад, и в том саду, по рассказам, был даже фонтан. Еще ходят невероятные легенды, что из дачи Чернова к даче Куракиных под Невой проложен подземный ход. Народ здесь всегда жил простой, он сказочные истории придумать мастер». 

С 1943-го года усадьба Чернова принадлежит Министерству связи, и на здании были установлены радиомачты, чтобы глушить передачи западных радиостанций, поэтому в обиходе эти вышки называли «глушилками». 
Нельзя сказать, что это «архитектурное излишество» украшает усадьбу, но зато многое может рассказать о минувшей эпохе. 

Михаил Иванов,главный редактор газеты «Невское время»:
«Усадьба Чернова — загадочная территория. Про то, что это «глушилки» я узнал довольно поздно. Поначалу для нас она называлась просто «запретной зоной». Стоял забор, торчали какие-то непонятные антенны. Нам говорили, что они опасны, что ходить туда нельзя. Но там было много грибов, поэтому пацаны все равно туда лазали».

Кстати, здесь, в Неве, издавна ловят корюшку. Традиция старая — со времён Горячего поля.

Олег Левитан,писатель:
«Толпы народа стоят по обоим берегам Невы: с сетками —с одной стороны, с удочками —с другой, ловят корюшку, и запах стоит по всей набережной. Рыбколхоз ставил прямо напротив дачи Чернова дебаркадер, к нему подъезжал катер, забрасывали сети. «Выбирали» корюшку государственным способом. Но народ тоже присоседивался, и выпрашивал по ящику. А потом уже, при капитализме, рыбу стали просто так, без всякого контроля ловить и продавать здесь. Много машин каждую весну сюда приезжает, вдоль набережной стоят и стоят за корюшкой. Ведь она здесь очень хорошая».

Но близ Володарского моста собираются не только рыбаки: в доме под номером один находится известный в городе театр «Мастерская». Однако театралы протоптали сюда дорожку еще 1983-м году, когда в помещении бывшей пышечной открыли театр «Буфф», потому что не пышками едиными жив человек! 

Между прочим, слово «буфф» в переводе с латинского означает «веселье», «озорство» — и, возможно, неспроста этот театр появился именно на улице Народной.

Михаил Иванов,главный редактор газеты «Невское время»:
«Я не могу сказать, что театр возник, благодаря Народной улице, что именно она вольнолюбивым духом способствовала его появлению. Нет, просто дала нам судьба этот театр. Ходили в него в первую очередь центровые, как мы их называли, а не местные. У местных был свой образ жизни». 

Этот образ жизни формировался под знаком 70-х: двор, футбол и непременно — гитара. А у взрослого — в частности, мужского населения — тоже было своё заветное, достопамятное место…
 

Михаил Иванов,главный редактор газеты «Невское время»:
«В конце улицы Народной, практически до конца 90-х годов, стояли два знаменитых пивных ларька. Место называлось «кольцом». Причем люди, которые покупали там пиво, не спешили разбредаться по своим домам, они, как правило, оседали в окрестностях ларьков, под тополями знаменитыми. Под деревьями любители пива усаживались кружками по 5-7 человек. Ставили в центр бидон, доставали сигареты, папиросы и начиналось… Вот у англичан есть пабы, у немцев — пивные, а у нас, на Народной, выпивали и беседовали на свежем воздухе под тополями. Летом это поле напоминало Запорожскую Сечь». 

Другой точкой притяжения на Народной улице была, конечно, предмостная площадь, на которой находились два популярных магазина с древнерусскими названиями.

Олег Левитан,писатель:
«С одной стороны площади был женский магазин «Ярославна», с другой — универмаг «Витязь». За «Витязем» находился кинотеатр «Невский». Но в 90-е годы все это приказало долго жить. И сейчас вместо кинотеатра «Невский» досуговый центр выстроили под тем же названием».
Валентина Лелина,историк архитектуры:
«Организация этого пространства — мост, предмостные площади, развязки, здания на берегах Невы — невероятное достижение градостроительства советского периода. Но этот период уже в прошлом, значит начинается ностальгия. Не по временам, а по молодости, по хорошим воспоминаниям». 
Михаил Иванов,главный редактор газеты «Невское время»:
«Все, кто когда-то жил на Народной улице, очень ее любят. И я ее обожаю, потому что там прошло всё моё детство, юность, отрочество — хорошее детство, хорошая юность, хорошее отрочество. Я знаю и тех, кто в 1990-е годы уехал далеко-далеко, в Израиль, например, но приехал в Россию, на Народную улицу, просто чтобы поклониться ее камням, чтобы вспомнить, впитать аромат прошлого, который там до сих пор остается».

Сегодня другие времена, другие камни, другая юность и другая улица — она меняется. Но что характерно, она всегда многолюдна — и в будни, и в выходные дни.

Сергей Ачильдиев,публицист:
«Она не бывает безлюдной даже ночью. Названа она Народной неслучайно: здесь всегда много народа — не только местные жители, сюда изо всех районов приезжают. Здесь трасса проходит, которая связывает разные районы Петербурга и Ленинградской области, отсюда путь в Мурманск. Улица Народная — всенародная, я бы сказал».

Сегодня уже ничто не напоминает здесь о Горячем поле с его дымящими свалками — улица Народная от Невы устремляется вдаль, шумная, жизнелюбивая и действительно — народная.
 


Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
 
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины