О всемирно известном музее-заповеднике «Петергоф» сказано немало. Но ещё есть и город Петергоф, начинавшийся триста лет назад со слободы, жители которой и построили эти роскошные дворцы, фонтаны и парки.

Граница между городом Петергофом и его дворцово-парковым ансамблем, конечно, существует, тем не менее, живущие здесь по праву считают, что всё это — и царственная рукотворная красота, и жилые кварталы — единое уникальное пространство.

История этих мест известна: новгородское владычество, затем шведское, наконец, Пётр Первый возвращает эти земли России и волею Его величества здесь строится будущий город, название которого говорит само за себя: «Петергоф» — «Двор Петра».

Лев Укконен, краевед:

«Город возник в западной части, где Купеческая пристань, там по указу Петра Первого были построены две светлицы, в которых он останавливался, когда берегом добирался до Ораниенбаума и дальше на остров Котлин, где строилась крепость Кроншлот.  Вот отсюда начался город. Была Большая слобода, в которой жили строители Петергофа, и рядом располагалась, позднее, Новая слобода, или Малая, в которой жили люди, строившие Нижний парк».

Впоследствии Малую слободу стали именовать Новым Петергофом, а Большую — Старым Петергофом. И эти топонимы бытуют и по сей день.

Павел Алексеев, писатель:

«Постепенно город обрастал домиками, зданиями купеческими, потому что, когда выезжал двор, за ним все тянулось. И постепенно город расширялся. Это было уютное такое, замечательное место. Но, к сожалению, во время войны где-то процентов на 90 город был уничтожен. И дальше, вот в советское время, не стали восстанавливать большинство зданий, а стали строить такие сталинские домики, которые, на мой взгляд, тоже очень уютные, трёхэтажные, двухэтажные, и когда гости нашего Петродворца приезжают, они удивляются такому уюту и простору, с одной стороны, и зеленой усадебности города, с другой».

Надо сказать, что жителей Петергофа редко встретишь на туристической тропе, ведущей к дворцам и фонтанам, у них свои тропы.

Павел Алексеев, писатель:

«Лучше, например, сходить в Старый Петергоф, парк «Сергиевка». Там много водопадиков, мостиков, дворец Лейхтенбергских. Рядом Собственная императорская дача. Например, я живу на Собственном проспекте. Почему он так называется? Потому что на нем стоит Собственная императорская дача. И когда я друзьям говорю: «Я живу на Собственном проспекте», — это вызывает массу шуток, насмешек, такое удивительное название и у меня тоже вызывает улыбку».

А главная краса города — это, конечно, Собор святых апостолов Петра и Павла, освещающий собой всё пространство. В 30-ые годы прошлого столетия этот чудо-храм собирались взорвать; после войны, которая тоже не пощадила здание, его использовали как склад, и лишь в 1989-м году храм был возвращён церкви и начались масштабные работы по реставрации собора, который восстанавливали всем миром.

Сергей Осколков, композитор, пианист, заслуженный деятель искусств России:

«Это удивительно, когда многие-многие люди, и люди искусства, прилагают огромные усилия для возрождения и сохранения традиций нашей культуры.  И в этом плане, безусловно, очень важна и православная церковь, которая держит нас в человеческом обличии».

Петергоф во все времена был притягателен для знаменитостей: здесь обитали музы — а значит, и поэты, художники, музыканты.

Алевтина Максимова, педагог лицея №419, краевед:

«Интереснейших людей было море, потому что в царское время каждый старался либо снять на лето дачу, либо построить ее здесь. И очень много знаменитостей имели дачи по всему Петергофу — и в Новом Петергофе, и в Старом».

Сергей Осколков, композитор, пианист, заслуженный деятель искусств России:

«Для меня, как для музыканта и как для композитора, очень важно ощущение этого аромата личностей, которые здесь были в Петергофе, и, в первую очередь, это Антон Рубинштейн. Это вообще моя одна из любимейших фигур в истории русского искусства. Потому что по мощи таланта, темперамента — и эта мощь невозможная! — он был титан. Удалось нам усилиями многих энтузиастов поставить памятник Антону Григорьевичу Рубинштейну, и мы все радуемся, что этот памятник существует».

Несмотря на то, что прежнего Петродворцового часового завода, ведущего свою историю со времён Петра Первого, уже нет, — его знаменитые часы «Ракета» до сих пор идут или, как говорили раньше, тикают. И патриоты Петергофа носят их и по сей день.

Сергей Осколков, композитор, пианист, заслуженный деятель искусств России:

«Часы «Ракета» ношу до сих пор и с большим удовольствием. И у меня их несколько, этих часов. И карманные, и наручные, и какие угодно. Так что спасибо мастерам, удивительным мастерам Петергофа».

Дворцово-парковый ансамбль по праву считают «столицей фонтанов», которую окружает этот удивительный городок — самодостаточный, красивый, выстрадавший и свою историю, и свою судьбу, и питающий эти фонтаны не только водой, но и своей любовью.

Смотрите программу «Петергоф» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».

«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени  вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.

Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины