В северной части дельты Невы, между Большой Невкой и Средней, находится удивительно красивый остров, не зря поэт Серебряного века назвал его «цветком в петлице Петербурга». Этим островом в разное время владели девять знатных особ, однако чести увековечить своё имя удостоился пятый владелец, обер-гофмейстер императорского двора Иван Перфильевич Елагин.
В старину Елагин остров называли Мишиным. По легенде, солдаты Петра Первого, обходя дозором местность, наткнулись на огромного медведя. Так и повелось — Мишин остров. Названия впоследствии менялись, а с 1818 года по 1917 остров принадлежал Императорскому двору — тем не менее, его по-прежнему именовали Елагиным.
Сергей Петров, краевед:
«Почему за Елагиным закрепилось имя острова, трудно сказать. Личность самого Елагина, в общем-то, не вызывает большого уважения. Это был известный масон. И если бы остров назвали масонским, никто бы не удивился».
При вдовствующей императрице Марии Фёдоровне был создан архитектурно-парковый ансамбль, в котором жемчужиной и по сей день считается Елагин дворец, построенный великим зодчим Карлом Росси. В середине 19 века остров был открыт для всех петербуржцев и народные гуляния стали проводиться на нём круглый год. В советское время на Елагином был открыт Центральный парк культуры и отдыха — ЦПКО, а ленинградцы называли его ласково — «цыпочка».
Сергей Арно, писатель:
«Мы входили в парк и казалось, что уроки, школа, двойки — оставались где-то там, позади, и мы вступали в какое-то удивительное царство, царство счастья. Здесь всегда играл духовой оркестр, нас встречал. Потом дальше какие-то ансамбли играли. Музыка была везде. Здесь был пляж, волейбольные площадки, здесь были эстрадные площадки, где выступали самодеятельные артисты и несамодеятельные. Там собиралось много народу, их слушали и даже танцевали, я помню».
Но главным местом действа всегда оставалась Центральная аллея, над которой парила «Танцовщица» — и все, конечно, узнавали в ней великую Галину Уланову.
Борис Кипнис, историк:
«Это было место такого променада. Гуляли парочками, гуляли семьями, протолкнуться в воскресенье днем на главной аллее практически было невозможно. Иногда казалось, что чуть ли не половина города фланирует по главной аллее».
Сегодня, в будние дни, на острове царит приятное затишье, а по вечерам и в выходные парк оживает – здесь гуляют, катаются на роликах, велосипедах, скейтбордах. А в выставочных залах Конюшенного корпуса проходят шахматные турниры, фестивали, выставки, концерты — в общем, остров живёт.
Борис Кипнис, историк:
«Что меня радует по-настоящему, что мертвящая рука коммерции не перешагнула берега Невок, омывающих остров. Пока здесь осталось, в основном, то, что соответствует духу парка культуры и отдыха, каким он был. В этом смысле здесь еще такой реликт Ленинграда, пока еще сохраняющийся».
Да, редкий случай в новейшей истории — парк не превратился в бизнес-индустрию и остался живым парком. Время, конечно, меняет Елагин остров, но остаётся неизменной народная к нему любовь.
Смотрите программу «Елагин остров» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины