- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
Проспект Просвещения — один из самых длинных в Петербурге. Он опоясывает северную часть города. Его пересекают улицы, названия которых содержат культурный код. Неслучайно главная улица района так называется. Это район с типовой застройкой и многочисленными торгово-развлекательными комплексами — при чём же здесь Сергей Есенин, Ольга Форш, Дмитрий Шостакович, Борис Кустодиев и другие имена выдающихся деятелей культуры, увековеченные в названиях улиц?
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «Проспект Художников, улица Композиторов, проспект Культуры — довольно безликие названия, к этому месту не имеющие никакого отношения, но они уже стали родными».
Это правда: прижились и названия, и улицы, и люди. Трудно представить, что сорок лет назад в проектной документации застройки будущий проспект Просвещения значился как «улица, которой ещё нет», а чуть позже её стали условно называть — «Главной». Но она действительно стала главной — и в судьбе района, и в судьбе его жителей.
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «Этот район строился на моих глазах. Я этому и свидетель, и летописец. Раньше он считался дальним захолустьем. Здесь еще ничего не было застроено. Мы жили как загородом: из окна виднелись коровы и сельские домики».
НИНА ЧЕРНЫХ,пенсионер: «Мы переехали на проспект Просвещения в 1979-ом году, здесь стояли несколько домов. Из наших окон была видна Шуваловская церковь, прудик был виден, в нём плавали уточки. Транспорт здесь ходил плохо. 123-ий автобус мы брали штурмом».
С транспортной инфраструктурой в советское время, как известно, были большие проблемы. Их унаследовали и новые времена — поэтому в 1990-ые годы штурмом брали трамвай.
ЯНА КЛЕСТОВА,водитель трамвая: «Народ вываливался из дверей, двери было не закрыть, а в новых вагонах цепь слетала постоянно. Из-за ремонта были задержки движения».
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «Трамвай, который ходит от станции метро «Проспект Просвещения мы всегда называли «червяк». Пути — это прямая линия, а по ней ползет «червяк».
ЯНА КЛЕСТОВА,водитель трамвая: «Трамвай ЛВС-89 называли «червяк», потому что он был очень длинный, состоял из двух частей и ехал очень медленно. Однако в него помещалось много народу».
Как и во всех новых районах Ленинграда, на проспекте Просвещения были чрезвычайно популярны резиновые сапоги. Следовать этой «моде» жителей вынуждали время и место.
НИНА ЧЕРНЫХ,пенсионер: «Было такое бездорожье: в центр приходилось ездить со сменной обувью. Мы надевали резиновые сапоги, добирались до трамвая или автобуса, а потом переобувались. В центре было сухо, и нам становилось как-то неудобно: в резиновых сапогах приехали, значит — откуда? Из загорода».
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «На моих глазах здесь появился целый «город». Становилось всё теснее и теснее. Затем, в 1988-ом год, буквально напротив наших окон выросла станция метро «Проспект Просвещения», и уже реально начал возникать мегаполис. Но все равно очаг настоящего города здесь возник уже в 2000-х годах».
А очаги общения возникали во дворах — это была старая ленинградская традиция. И с появлением спальных районов двор как образ жизни не исчез — правда, с возникновением интернета многое изменится.
Но ещё в 1990-ые годы место встречи было изменить нельзя.
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «Мы здесь и проводили наши тусы: встречались, общались, придумывали словечки, танцевали брейк-данс во дворе школы, играли в футбол. Здесь зародился наш проект «Мистер Малой», прямо вот в этом дворе. Я настаивал, чтобы мы именно здесь клипы снимали, потому что здесь я родился».
Интенсивная застройка района началась в начале 1970-х годов. А в середине 1980-х проспект Просвещения стал обустраиваться уже на месте домов и сельскохозяйственных угодий бывшей Ново-Парголовской немецкой колонии и Первого Парголово. То есть когда-то на этой территории была совсем другая жизнь — причём в яблоневом цвету.
НИНА ЧЕРНЫХ,пенсионер: «Вдоль Выборгского шоссе стояли деревянные дома с прекрасными огородами. Цвели яблони, кусты сирени. Между домами были тропинки. А когда старые постройки сносили, получался сквер — можно гулять было. Очень все хорошо. Но сейчас всё застроено — этой красоты не осталось».
ЯНА КЛЕСТОВА,водитель трамвая: «Вот это дерево осталось от тех садов, огородов, которые здесь существовали на частных территориях Первого Парголово. Я помню, как мы с мамой гуляли здесь, среди деревянных домов, яблоневых садов… Всё это сохранилось в памяти. Очень жалко этих мест, они сгинули под новыми постройками и никаких упоминаний не осталось. Даже люди, которые здесь живут, не знают, что здесь Парголово было».
Да, места здесь не были пустынными, однако город наступал — появлялись новые улицы, новые кварталы, новые проекты. И многочисленные живописные ручьи, и водоёмы, которые являлись характерной особенностью этого района, стали исчезать.
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «На улице Демьяна Бедного и проспекте Просвещения были прудики, зелень. Но потихонечку, понемножечку всё оттяпывают — то ресторанчик какой-то построят, то еще что-то, зелень эту подрезают и подрезают…»
Но вот подрезать территорию у Сада имени Ивана Фомина застройщикам всё же не удалось: на защиту любимого места отдыха горожан встало общественное движение, которое так и именует себя ― «Сад Ивана Фомина».
Другой достопримечательностью района является так называемый Безымянный сквер — с красивым прудом и церковью Святого Антония Сийского — который находится между улицами Демьяна Бедного и Ольги Форш.
Кстати, среди «культурных» имён в названиях улиц как-то неожиданно звучит имя основателя Компартии Вьетнама Хо Ши Мина.
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «А Хо Ши Мин, к сожалению, не оставил следа в нашем городе, хотя, конечно, ассоциации с «Сайгоном» на Владимирском проспекте тоже есть: можно всякие ниточки вести, но это уже будет так заумно, за уши притянуто».
А дело в том, что в своё время город Сайгон, переименованный в Хошимин, был городом-побратимом Ленинграда, но это уже история.
Говоря о названиях улиц, нельзя не сказать о народной топонимике этого района: например, проспект Просвещения в молодёжной среде называют «Просвет».
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «Для меня, например, проспект Просвещения — «Аспект Освещения». Помню, что проспект Культуры называли «Культурка», проспект Есенина — «Ессентуки», проспект Художников —«Худо». Вот такие были имена».
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «Проспект Луначарского называют «Луной», но сколько я здесь жил, никогда такого названия не слышал. «Просвет» говорят почаще. Это имя, может быть, и домашнее, но в нем есть что-то пренебрежительное, поэтому это не мое название».
А надо сказать, что проспект Просвещения является одновременно магистралью двух административных районов города — Выборгского и Калининского. И граница между ними проходит по проспекту Культуры — и в былые времена здесь частенько устраивали совсем некультурные мероприятия: калининские выясняли отношения с выборгскими.
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «В конце 1980-х на улице Демьяна Бедного, там, где она выходила на Муринский ручей, была горка. На этой горке постоянно тусовалась гопота местная. И они ходили через Муринский ручей биться с чуваками, которые жили на улице Бойкова. Это были такие битвы плотные. Человек по 50-70. Пока они шли на «встречу», разбирали скамеечки, вот эти, задирались… Битвы за район!»
Ну, судя по всему, район отстояли. А со временем энергия битв сублимировалась в творчество. Ведь само название проспекта ко многому обязывало.
АНДРЕЙ ЦЫГАНОВ (МИСТЕР МАЛОЙ),музыкант: «Вообще, проспект Просвещения, проспект Культуры, улицы Есенина, Художников — это район поэтический, здесь всё об этом говорит. Здесь не могло не рождаться что-то творческое, поэтому есть позитивный питерский хип-хоп, и он связан с именно Просветом».
Но вот памятников в районе Просвещения немного: всего два — Сергею Есенину и Дмитрию Шостаковичу. И каждый житель не преминет об этом сообщить.
НИНА ЧЕРНЫХ,пенсионер: «Я живу на улице Шостаковича, и там как раз открыли памятник композитору. Постоянно звучит его музыка, рядом такие скамеечки. Приятно в теплое время, летом, просто посидеть, отдохнуть…»
А когда-то местом отдыха для жителей служили и два любимых кинотеатра.
Нынче же здание бывшего кинотеатра «Фестиваль» одиноко и без особой надежды смотрит в будущее, а от кинотеатра «Прометей» вообще не осталось следа — как и от скульптуры парящего Прометея, которую жители считали своеобразным символом своего района.
А пушку середины XIX века нашли на дне Финского залива жители дома №32 по Проспекту Просвещения, строители ленинградской дамбы, и украсили ею свой любимый двор — а почему нет? Ведь свой двор — это тоже малая родина.
СЕРГЕЙ ГЛЕЗЕРОВ,краевед: «Я иногда вспоминаю историю: в школе, на уроке английского у нас спрашивали: «Do you like your street?». Мы отвечали: «Yes, I like!» Я думаю: а за что любить улицу Есенина? Она страшная, некрасивая. Я знаю, за что любить Фонтанку, Мойку. А за что улицу Есенина — для меня — большая загадкой. А сегодня, я так думаю: да, она некрасивая, но она родная. И только за это ее можно любить. Поэтому— «I like my street. I like Проспект Просвещения». Вот так».
Как назовёшь улицу — так она и поплывёт. И она плывёт — во времени и в пространстве. А Прометей, кстати, как утверждают жители, обещал вернуться.
Смотрите программу «Бочарная слобода» на сайте телеканала «Санкт-Петербург».
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Следите за новостями в твиттере @topspb_tv
Предлагайте темы новых программ: m.rodini@topspb.tv
Пишите с хэштегом #topspb_tv и #малыеродины