- Автор идеи и режиссер: Александр Щербаносов
- Автор сценария: Светлана Мосова, член Союза российских писателей
- Текст за кадром читает народный артист России Валерий Кухарешин
«Тут всё непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция…» — так писал Николай Васильевич Гоголь о самом романтическом, живописном и самом петербургском районе города — Коломне.
Сегодня Коломна — это уникальный заповедный уголок: здесь всё дышит стариной, здесь время и вечность соседствуют рядом, сплетаясь в пространстве в единый узор.
АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ,писатель: «Тому, кто здесь родился и жил, трудно потом привыкнуть к другому месту. Здесь даже воздух какой-то иной: в нем чувствуется минувшее время — и ХХ век, и XIX и даже чуть-чуть XVIII. Как будто столетия не сгинули навсегда, а настоялись, и получилась особенная коломенская атмосфера».МАРИНА ЛАНДА,музыкант, композитор: «Ты словно бы попадаешь в другое время. Оно здесь течет медленнее, как будто даже воздух замирает и стоит. И дома, несмотря на капитальный ремонт, — все те же. Поэтому в Коломне абсолютное ощущение самодостаточной, спокойной, горделивой тихости».В 30-х годах XVIII века эти края стали обживать «мастеровые люди», приехавшие строить Адмиралтейские верфи из подмосковного села Коломенского — отсюда и пошло название этого района, как утверждает одна из версий.
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Согласно другой версии, по замыслу архитектора здесь через болотистый лес прокладывали прямые просеки, которые называли «колонны». Название связано и с примесью иностранных слов. По-итальянски и по-немецки «коломна» — это межевой столб. Межевые столбы при строительстве обозначили границы земельных участков, кварталов. Может быть, этих коломновских «колонн» при регулярном строительстве в Петербурге было и много, но закрепилось название именно здесь. Четвёртая полицейской части (так называлась административно-территориальная единица деления Санкт-Петербурга) впоследствии получила название Коломенская».Существуют две Коломны — Малая и Большая.
Большой Коломной принято считать Покровский остров, омываемый водами Крюкова канала, реки Фонтанки и канала Грибоедова.
Если посмотреть на карту, то легко заметить, что Большая Коломна гораздо меньше Малой. Возможно, это объясняется тем, что Большая Коломна всегда являлась центром этого исторического района, а края Малой Коломны, по мере разрастания Петербурга, отодвигались всё дальше и дальше.
Духовным символом Большой Коломны в прежние времена являлась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая и дала название острову. Старожилы помнят, что храм когда-то окружал чудесный сад.
ИРИНА ОВЦЫНА-ВЕЙЦМАН,педагог: «Когда я бывала у бабушки, няня выгуливала меня в этом саду. Он был прекрасный. Если смотреть с верхнего этажа, он напоминал сиреневую корзинку — весь усажен сиренью. А еще здесь росли яблони и каштаны. Красота невероятная! А посередине стоял чудесный Покровский собор!»Прихожанином этого храма был и юный Пушкин, поселившийся после окончания лицея в Большой Коломне — на правом берегу Фонтанки, в доходном доме вице-адмирала Федота Клокачёва. Здесь жил и великий зодчий Карл Росси, однако этот дом, как и Покровскую церковь, всё больше связывают с именем поэта.
ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Покровскую церковь долгое время, до 1930-х годов, называли Пушкинской, поэтому ее уничтожение было такой трагедией для людей. Один пожилой поэт рассказывал мне про свою бабушку, которая говорила: «Ну, как же так!.. Пушкинскую, Пушкинскую церковь!..» Мы прекрасно помним блистательные строчки поэта, которые он написал, уже переехав в другой район города:
˂…˃ Я живу
Теперь не там, но верною мечтою
Люблю летать, заснувши наяву,
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье
Там слушать русское богослуженье.
Это строки из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Домик в Коломне». Её герои, кстати, жили именно здесь:
У Покрова
Стояла их смиренная лачужка˂…˃
В 1936-ом году, во времена богоборчества и гонений на религию, Покровскую церковь снесли.
ИРИНА ОВЦЫНА-ВЕЙЦМАН,педагог: «Церковь варварски уничтожили. Но рушилась она очень плохо. Ведь раньше строили не на цементе, а на желтках, на белках яичных. И снести ее было очень сложно. Но в конце концов она упала, развалилась… Я девочкой была, мне было 8 лет, да и то я прекрасно помню те переживания — очень больно».Память о Покровской церкви уничтожить не удалось. Сегодня на Тургеневской площади, бывшей Покровской, на месте алтаря погибшего храма стоит памятный знак.
Со временем многое, конечно, меняется в облике города, однако в Большой Коломне можно увидеть целые кварталы застройки конца XVIII и начала XIX веков, когда красота архитектуры была нормой: умели раньше строить и красиво, и на века — что доходные дома, что мосты, что арки.
АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ,писатель: «Возможно, именно поэтому, когда попадаешь в Коломну, нет желания быстренько ее проскочить на транспорте, хочется здесь ходить пешком, неторопливо, вдыхая изумительный коломенский воздух. Это один из немногих районов города, где Петербург не демонстрирует себя, как в музее, а просто живет».По названиям улиц можно изучать историю Большой Коломны. Так, например, Канонерская улица в XVIII веке называлась Шкиперской — и связано это было с тем, что в этих местах первоначально находилась Морская слобода, которую, в свою очередь, сменила слобода канониров.
Улица Лабутина увековечила память защитника Ленинграда Петра Ивановича Лабутина, в бою у Пулковских высот закрывшего грудью амбразуру вражеского ДЗОТа. В XVIII веке эту улицу именовали Прядильной — и название говорило само за себя: в те времена здесь располагалось множество прядильных мастерских.
А между Садовой улицей и набережной реки Фонтанки находится переулок, носящий имя выдающегося советского педагога Антона Семёновича Макаренко — раньше же он назывался Усачёв переулок.
ИРИНА ОВЦЫНА-ВЕЙЦМАН,педагог: «Там были шикарные Усачевские бани. Я не знаю, может, сейчас они перестроены, что-то давно я там не была. Это было краснокирпичное здание, с великолепными парилками. Стояли огромные деревянные бочки с холодной водой — можно было окунаться; они пользовалась большим успехом».Большим успехом в ленинградское время пользовался у жителей и свой, так сказать, домашний кинотеатр. Сегодня в этом здании располагается Дом молодёжи, что тоже хорошо, но когда-то сюда устремлялся и стар, и млад.
МАРИНА ЛАНДА,музыкант, композитор: «На углу Садовой и Лермонтовского находилась 260-ая школа, в которой я училась, и напротив был кинотеатр «Рекорд», прямо из окошка виден. И вот туда мы иногда сбегали с уроков, что уж говорить. Это было любимое место».Но самым любимым местом встреч и прогулок у жителей Большой Коломны во все времена были, конечно же, набережные: здесь, как нигде, Петербург действительно напоминает Венецию…
АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ,писатель: «В Коломне всю жизнь можно провести на мостах. Здесь назначают свидания, встречаются, здесь любят. В Коломне, есть удивительное, единственное в своем роде место, где сходятся сразу три моста, — у Никольского собора. Необычайно красивое зрелище».МАРИНА ЛАНДА,музыкант, композитор: «Самое любимое место — там, «где Крюков канал впадает в Фонтанку реку». Бабушка моя пела замечательную студенческую песенку, которая была написана еще в XIX веке:
Там, где Крюков канал и Фонтанка-река,
Словно брат и сестра, обнимаются,
Там студенты живут,
Водку горькую пьют,
И еще кое-чем занимаются.
Я очень люблю зимой смотреть на Никольский собор, когда всё в снегу. И такой вид на эти семь мостов — совершенно изумительный».
От Никольского собора, который жители Большой Коломны всегда считали своим, получил название и старейший рынок — Никольский. В советское время в его помещениях располагались производственные предприятия «Металлштамп» и «Эмальпосуда».
ИРИНА ОВЦЫНА-ВЕЙЦМАН,педагог: «На этих предприятиях изготавливались кастрюли, которыми мы очень гордились. Это были прелестные изделия, очень красивые, художественно оформленные, с росписью. Никольский рынок был настоящим торговым центром нашего района».Увы, сегодня Никольский рынок стоит в ожидании лучших времён…
Трамвайное движение на Покровской площади было открыто в 1909-ом году, причём пути были проложены по периметру площади, огибающие здание Покровской церкви. Сегодня храма нет, но трамвай по-прежнему огибает сад, в котором он стоял, — и его незримое присутствие ощущается даже в этом поворотном трамвайном круге. И неспроста жители Большой Коломны до сих пор называют площадь Покровской, хотя вот уже 90 лет она носит имя Ивана Сергеевича Тургенева.
ИРИНА ОВЦЫНА-ВЕЙЦМАН,педагог: «Ну, Тургенев есть Тургенев, это приятное название. Уничтожили церковь — уничтожили и название. А, может быть, было бы и хорошо, если бы площадь по-прежнему называлась Покровской»ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Тургенев на Покровской площади никогда не жил. Это случайное название — просто так, чтобы увековечить память замечательного писателя. И я очень надеюсь, что когда-нибудь обязательно вернется название прежнее название — Покровская. Мне кажется, это неизбежно».Будучи одним из районов исторического центра города, Большая Коломна тем не менее не входит в число парадных портретов Петербурга: она живёт вдали от суеты, сама по себе, словно погружённая в свои собственные воспоминания.
МАРИНА ЛАНДА,музыкант, композитор: «Здесь я чувствую себя удивительно спокойной и защищенной. И я понимаю, что такое малая родина. Для меня родина — это Коломна».АНДРЕЙ СТОЛЯРОВ,писатель: «Коломна, как мне представляется, это душа Петербурга. И сохранить Коломну — это значит сохранить Санкт-Петербург».ВАЛЕНТИНА ЛЕЛИНА,историк архитектуры, писатель: «Кто знает, как изменится жизнь Коломны… Ее очень любят люди, она прекрасна и драгоценна. Это очень большой подарок нам всем».А драгоценна Большая Коломна своим «лица необщим выраженьем» и, конечно же, своим названием, которое держит эту связующую нить времён.
«Малые родины большого Петербурга» – специальный проект об исторических районах города, с их настроением и культурной средой. Историю места и времени вместе с авторами программы рассказывают петербуржцы: старожилы, краеведы, писатели, артисты, художники.
Большая Коломна
21 марта , 17:30