Павел Глазков
Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Сегодня наш дикий выходной пройдёт на берегу моря. Эта особо охраняемая природная территория Санкт-Петербурга состоит из трёх частей. Почему из трёх? Скоро узнаете. Пойдёмте.
Природный заказник «Южное побережье Невской губы» находится на береговой линии Финского залива, на границе двух городов: Петергофа и Ломоносова. Территория разбита на три отдельных участка — «Знаменка», «Собственная дача» и «Кронштадтская колония», отдалённых друг от друга примерно на 6 километров каждый. Единого пространства создать не удалось из-за наличия между ними застроенных территорий.
Нино Нацваладзе, главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга:
Все три участка расположены вдоль Петергофской дороги, которая создавалась по велению Петра, начиная с 1710 года. И вот целая система усадеб и великокняжеских резиденций, императорских резиденций были здесь расположены. Заказник создан в целях сохранения очень интересного комплекса старых парковых насаждений и лесов, которые выросли здесь. Сохранилось много старовозрастных деревьев, прежде всего редких у нас широколиственных пород. Это дуб, липа, ясень.
Павел Глазков
За один день посетить все три участка мы не успеем. Постараюсь сегодня показать два. И начнём со «Знаменки».
Этот участок заказника расположен между Санкт-Петербургским шоссе, Финским заливом, Константиновским Дворцом и нижним парком Петергофа. В него вошли территории трёх старинных усадеб: «Шуваловка», «Михайловка» и «Знаменка».
Павел Глазков
Специального экомаршрута здесь нет, зато хорошо сохранилась царская прогулочная дорога. Так что на этом участке заказника, можно сказать, есть настоящее экологическое шоссе.
Сегодня «Нижняя Дорога» активно используется для пеших прогулок и велосипедных поездок, а зимой становится местом притяжения для любителей беговых лыж.
Павел Глазков
Вдоль побережья заказника тянутся тростниковые заросли. Даже холодной зимой здесь кипит жизнь. Кого из пернатых сейчас можно увидеть, узнаем у орнитолога Анны Уфимцевой.
Анна Уфимцева, орнитолог, научный сотрудник Байкальского заповедника:
Непосредственно в зарослях, хотя они кажутся такими безжизненными и тихими, мы можем увидеть, например, редкую красивую симпатичную птицу — усатую синицу. Но и другие зимующие птицы будут использовать этот биотоп. Например, вьюрковые птицы могут искать здесь себе пропитание, а также всеми любимая в Петербурге бёрдвотчерами и фотографами сова. Разные виды сов ищут на таких открытых пространствах себе пропитание. Это мышевидные грызуны. Ещё из зимующих видов можно назвать крупных заметных соек. Их, наверно, многие видели, слышали как они перелетают здесь между деревьями. Виды синиц, конечно, наши тоже здесь встречаются: большая синица, лазоревка, пухляк. Из крупных, уж точно всем заметных птиц, надо отметить хищника орлана-белохвоста. Это Красная книга России. Это одна из самых крупных птиц Евразии вообще. Он здесь тоже может оставаться на зимовку, если ему есть что добыть здесь из еды. А он, кстати, не побрезгует, опять же какими-то крупными грызунами, если он их здесь найдёт, и если участок воды не замерзает, то и рыбу спокойно орлан-белохвост поймает и на ней перезимует.
Павел Глазков
Анна, а в чём особенность этой охраняемой территории, скажем так, для птиц?
Анна Уфимцева, орнитолог, научный сотрудник Байкальского заповедника:
Самая фишка такая для птиц — это то, что охраняется не только вода или, например, не только лесная зона, а охраняемся этот комплекс в целом. Получается птицы могут себе найти, как например, корм на мелководье, а убежище в лесу, так и допустим наоборот. И могут осуществлять соответственно полный свой жизненный цикл, который им нужен.
Павел Глазков
Кто это тут только что пробежал? Так. След в виде цепочки. Здесь недавно побывала лисица, и её, очевидно, преследуют лисовины.
У лисиц во второй половине зимы начинаются брачные игры — гон. Самцы — их называют лисовинами — активно ищут себе пару. Идя по следу невесты, они ставит лапы чётко в её отпечаток. За одной рыжей хищницей могут одновременно следовать два, три, а иногда и пять женихов. Чтобы привлечь к себе внимание, самки оставляют пахучие метки и время от времени громко и очень специфично кричат. Главная задача лисицы — выбрать достойного партнёра, ведь лисовины преданные семьянины, и самец будет помогать ей выращивать потомство. Гон у лисиц продлится до начала апреля.
Павел Глазков
Чтобы поснимать лисицу или лисовина, я маскируюсь, и использую вот такой специальный манок. Знаете, кто так кричит? Не догадаетесь. Это голос зайца. Кстати, на него может прибежать не только рыжая плутовка, но и волк. Хорошо что он здесь не встречается.
На знакомство с первым участком заказника у меня ушло около трёх часов. Есть ещё время, чтобы посетить второй, но сначала перекушу. Отправляясь сюда, не забудьте взять с собой бутерброды и горячий чай, ну или кофе. Аппетит нагуляете. Гарантирую. Как здесь хорошо. Ну всё, подкрепился. Готов идти дальше. Отправляемся на следующий заповедный участок.
Второй участок заказника — «Собственная дача» — находится от «Знаменки» в 6 километрах. Едем по Санкт-Петербургскому, а далее по Ораниенбаумскому шоссе в сторону Ломоносова. Из общественного транспорта до него можно добраться на автобусе номер 200. Выходим на остановке «Биологический институт».
Павел Глазков
Вот мы и на участке «Собственная дача». Размер его невелик: всего 600 на 800 метров.
От Ораниенбаумского шоссе в сторону залива проходит единственная центральная аллея. Её протяжённость около 400 метров. Вдоль неё растут старые деревья, возраст которых насчитывает сотни лет. Прогуливаясь здесь можно насладиться пением птиц и даже повстречать редких пернатых.
Павел Глазков
Слышите, кто-то ухает? Это же брачная песня серой неясыти. Как раз сейчас у этих сов начался период продолжения рода.
Пары птицы образуют на всю жизнь. Обитают на своей строго определённой территории, которую ревностно охраняют. Совы одни из первых среди наших пернатых приступают к продолжению рода. Со второй половины зимы у них начинается токование. Хищницы издают знаменитое уханье.
Павел Глазков
Большую часть площади заказника занимают леса. Если внимательно присмотреться,
на стволах деревьев можно заметить какие-то цветные пятна и наросты. Что это такое, узнаем у лихенолога Жанны Жолобовой.
Жанна Жолобова, младший научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, лихенолог:
Это лишайники. Лишайники — это у нас симбиоз грибов, водорослей и бактерий. Это то есть симбиотическая ассоциация. И именно здесь мы их можем увидеть на коре по соседству со мхами и с водорослями свободно живущими.
Павел Глазков
А сколько здесь вот мы сейчас можем увидеть видов лишайников?
Жанна Жолобова, младший научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, лихенолог:
Точно больше 5 видов.
Павел Глазков
А какие, например, здесь есть?
Жанна Жолобова, младший научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, лихенолог:
Здесь мы можем увидеть лишайник из рода рамалина, например, накипные из рода лепрария, а также гипогимнии. Самые такие типичные виды достаточно для нашей полосы и для этой территории.
Павел Глазков
А как они между собой уживаются? Вот на одном дереве разные виды растут.
Жанна Жолобова, младший научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, лихенолог:
Для них нету никакой проблемы в целом жить друг с другом, но иногда некоторые, например, накипные, как лепрария, они могут на другие лишайники заползать и расти на них, уже их использовать как свой субстрат.
Павел Глазков
Жанна, а интересно на дереве как появляется лишайник изначально?
Жанна Жолобова, младший научный сотрудник Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН, лихенолог:
Есть несколько способов. Первый — это размножение спорами. Лишайники могут размножаться половым путём, они формируют обычно плодовые тела как у грибов, потому что лишайник на какое-то количество процентов это гриб, и собственно прорастает спора, находит водоросль, захватывает и начинается процесс образования лишайника. Однако, это достаточно способ такой для лишайника наудачу, так сказать, расчёт. Потому что найти водоросль, захватить её, начать процесс лихенизации — это всё очень сложно и долго. Есть способ проще. Можно размножаться вегетативно. У лишайников есть специальные для этого приспособления — это такие частички талома, и они отваливаются. И он просто вот из этого маленького кусочка уже развивается целая ассоциация.
Павел Глазков
Участок «Собственная дача» действительно небольшой. Чтобы не спеша дойти до Финского залива, у меня ушло всего 20 минут. И вот мы снова у моря. Как здесь красиво.
Что это там в тростнике за голубой огонёк? Ещё и двигается. Глазам своим не верю. Это же птичка, которая роет норы. Голубой зимородок.
Размером птица чуть больше воробья. Несколько пар зимородков гнездится в нашем городе. Обычно эти красавцы улетают от нас в Северную Африку, но из-за тёплых зим в последние годы некоторые зимородки проживают у нас круглогодично. Как и этот, поселившийся в заказнике «Южное побережье Невской губы». В сильные морозы птицы обитают на незамерзающих водоёмах. Открытая вода жизненно важна для них, ведь зимородок — профессиональный рыболов.
Павел Глазков
А теперь свежие лесные новости.
Приозерское чудо продолжается. Дикие лебеди снова на Вуоксе.
Прошлой зимой в этом месте оставалось более 50 лебедей. Традиционно кликуны проводят холодное время года в Западной Европе. Ещё недавно никто не поверил бы, что они могут зимовать в Ленинградской области. Между тем, именно в Приозерске, на Вуоксе, более 10 лет назад осталась первая пара лебедей. После успешного опыта, скорее всего, именно они, уже со своим потомством, остались здесь вновь. На следующий год к ним присоединилось ещё несколько семей, и число зимующих лебедей постоянно увеличивается. Если присмотреться, видно, что птицы держатся семьями.
В пригороде Петербурга удалось получить видеофиксацию удивительного взаимовыгодного сотрудничества между животными — лосем и синицей. Из густой шерсти огромного животного птица старательно извлекает насекомых — лосиных мух, они же оленьи кровососки. На одном животном может паразитировать более тысячи кровососок. Лось не в состоянии избавиться от этих назойливых гостей, ведь муха имеет плоское гладкое тело, а лапки её вооружены цепкими коготками. Для синицы шерсть лося — целый ресторан, а птица для него — избавитель от мучений. Как же разумно устроена природа.
Павел Глазков
Прогулка по «Собственной даже» заняла у меня около часа. На третий участок заказника «Южное побережье Невской губы» отправлюсь в другой раз. Как и предупреждал, за один день эту охраняемую территорию не обойти. Ведь хочется же не спеша прогуляться по вековым дорожкам, послушать пение птиц, насладиться тишиной и умиротворением природы.
Нино Нацваладзе, главный специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга:
Зимой, конечно, посетителей меньше. Но я бы сказала, что посетители такие целеустремлённые приходят зимой на территории. Кто-то любуется очень красивыми силуэтами старых деревьев, которые хорошо видны особенно сейчас, когда опала листва, и ничто их не загораживает. Просторы Финского залива хорошо просматриваются, потому что частично тростники полегли из-за снегопадов. Но в целом, конечно, посетителей меньше.
Павел Глазков
До чего же многообразна природа Северной столицы. Продолжаем и дальше исследовать заповедные уголки Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных.