Они работают на пределе физических возможностей в пылающем сердце крупнейших заводов. Расплавленный металл легко и точно превращается в любую деталь. Литейное производство – неотъемлемая часть машиностроения. Сегодня – интеллектуальная и высокотехнологичная с большими карьерными перспективами. Сколько получают литейщики? Где востребованы и где учат работать с металлом? Поможем найти ключ к профессии. 


ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, обозреватель:
«Методы, отработанные годами, в сочетании с новыми технологиями – вот, что такое сегодня литейное дело. Это особый мир на любом заводе, где есть такой цех. Мир с высокой температурой и сложными задачами. Мир интересный и завораживающий. Здесь точно знают, как из металла сделать любую деталь. Литейное производство – неотъемлемая часть большой отрасли машиностроения».

В литейке, как говорит бригадир плавильщиков Геннадий Никитин, уже больше двадцати лет. Честно признается, работа сложная, мужская. Порой в смену приходится закинуть в печь сотни килограммов металла. Олимпийских рекордов по подъему тяжестей, конечно, не ставит, но подчеркивает – этот труд не для всех. А процесс удивляет даже опытного литейщика.

ГЕННАДИЙ НИКИТИН, бригадир, плавильщик металлов и сплавов:
«Мне даже интересно смотреть, как оно плавится. Завораживает оно меня. Была болванка. Потом оседает. И превращается в жидкость. Это очень интересно».

Игнат Булатов – инженер по образованию, но нашёл себя на производстве.

ИГНАТ БУЛАТОВ, плавильщик металлов и сплавов 5-го разряда:
«Теоретические знания были. Всё это в голове было. Но на практике, когда я пришел… Я на всё это смотрю и не понимаю, с чего начать».

Начинается всё с этого цеха. Именно здесь для будущих деталей машин делают формы. Установки – современные российские смесители. Производство практически не останавливается. Здесь горят работой.

На этом участке медлить нельзя. Каждый процесс регламентирован по времени.

– Что должен уметь формовщик?

АЛЕКСАНДР СУНДУКОВ, формовщик:
«Правильно формовать. Красить защитным слоем. Если покрасить тонко, то будет пригар. Если покрасить слишком жирно, то будут газы. Наносим защитный слой, поджигаем. А дальше отгрузка уже. И отправляем на заливку».

Вот место, где атмосфера раскалена. От температуры расплавленного металла. Сердце цеха. В печи – жидкий металл. Рядом ковши. Их специально нагревают, чтобы стенки не охлаждали будущий сплав. Игнат Булатов вместе с напарником управляет установкой. Он здесь трудится четвертый год.

ИГНАТ БУЛАТОВ, плавильщик металлов и сплавов 5-го разряда:
«Правда, я шел на собеседование на формовку. А когда пришел, мне говорят: «На плавилку не хочешь?». Я говорю: «Ну, надо пробовать». Попробовал, и мне понравилось. Интересная работа. Она, с одной стороны, довольно опасная и сложная, но в то же время просто наблюдать, как из обычной болванки появляется жидкий металл, а потом выплавляется деталь, которая потом встаёт на трактор, – за этим очень интересно наблюдать».

Наблюдать нужно пристально. Действовать размеренно, аккуратно. Литейка, хоть и не прощает промедления, но и спешки не терпит.

Следующий этап – очистить ковш от шлака. Это черные пятна на яркой, как лава, жидкости. А ещё нужно проверить температуру. Всё строго по ГОСТу. И если все условия соблюдены, сделать контрольную отливку. Небольшую болванку отправят заказчику. Для дополнительного контроля. И только потом ёмкость, в которой больше двух тонн раскаленного металла, отправляют дальше по цеху.

И вот самый главный момент – огромным колесом, как штурвалом, ковш наклоняют перед формой. В этот момент литейщикам нужно синхронно работать в паре с крановщиком, который на высоте в несколько метров управляет всей установкой. Они понимают друг друга даже не с полуслова – жестами.

Одна ошибка может обесценить работу всей бригады. Нельзя, чтобы струя металла прерывалась. Попадание воздуха неминуемо приведёт к браку.

ВИКТОР МАТВЕЕВ, начальник литейного производства Петербургского тракторного завода:
«Профессиональный литейщик, во-первых, должен понимать чертежи, по которым изготавливается изделие, отливка. Второе – должен четко соблюдать технологические инструкции. Если прописано какое-то определенное количество песка, собственного возврата формовочной смеси, глины, воды, то ничего нельзя нарушать, потому что технология отработана годами. Особенно это важно при плавке металла».

Тонкостям и хитростям здесь научат. Например, старому приёму: если на расплавленный метал в печи положить несколько поленьев, то шлак поднимется вверх, его будет легче собрать. На литейном производстве ждут профессионалов. Формовщиков, земледелов, сушильщиков, плавильщиков, обрубщиков. Тех, кто уже сталкивался с этой работой. Или выпускников колледжей.

В Санкт-Петербурге открыто несколько сотен актуальных вакансий для мастеров литейного производства на различных онлайн-платформах по поиску работы. Это говорит о стабильно высоком спросе на специалистов. Среди активных работодателей крупные промышленные предприятия. Размер заработной платы зависит от масштаба производства, типа литья (черные, цветные металлы, точное литье), а также от опыта и квалификации мастера. В среднем предлагают от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. Начинающим специалистам готовы платить от 70-ти тысяч рублей. Максимальные предложения могут превышать 175 тысяч на крупных оборонных или машиностроительных предприятиях, где требуются специфические навыки или работа вахтовым методом.

Колпино. Академия промышленных технологий. В этом кабинете полностью воссоздан литейный цех. В лаборатории, хоть и в уменьшенном масштабе, но отражен каждый этап. На первом – Полина Виноградова проводит анализ песка. В этом приборе несколько уровней, на каждом сито, чтобы разделить смесь на фракции.

Из отборного материала Михаил Магомедов сделает формовочную смесь. Рецепт приготовления прост, если верно выдержать пропорции. Кроме песка, в миксер отправится смола и отвердитель. Дальше – тщательно перемешать. И не терять время – смесь застывает очень быстро. Без теоретической подготовки в приготовлении такого блюда легко ошибиться. Все основные дисциплины сосредоточены в междисциплинарном курсе.

Кроме общеобразовательных предметов, в программе техническая механика и теплотехника, материаловедение и метрология, инженерная графика и электротехника. 

ДМИТРИЙ ДАМОРАТСКИЙ, заместитель директора по учебно-производственной работе Академии промышленных технологий:
«Без практики все технические специальности, я считаю, ничего не значат. Все теоретические познания надо подкреплять практическими навыками. И большую часть этих практических навыков мы предоставляем на нашей производственной базе в нашем новом корпусе».

Новый корпус – это настоящий производственный центр. В нем 18 мастерских. Сварочный полигон, лаборатории газового оборудования, аддитивных технологий, электрических машин, станков с ЧПУ. И, конечно, литейная. Здесь смесь в миксере уже готова.

Вадим Овчаров, как и его сокурсники, сейчас проходит практику на производстве. Там он в должности формовщика.

Опока – это форма, в которой уплотняют смесь. До так называемой манипуляторной прочности. Это значит, что песок не будет рассыпаться и трескаться. В руках будущего контролера литейного производства Евгении Бурдиной простая форма. На нее наносят противопригарное покрытие. Без огонька в таком деле не обойтись.

Но это всё – подготовка. Настоящее литье – здесь. В ёмкости – сплав Вуда. Он плавится при небольших температурах, от 60-ти градусов. Отлично подходит для обучения. Благодаря своим свойствам материал используют для создания точных форм.

АЛЕКСЕЙ ДУДЧЕНКО, мастер производственного обучения литейного производства Академии промышленных технологий:
«Сейчас очень большой спрос на литейщиков. Так изначально повелось, что литейка считалась «грязной» – это «лопата». «Ты пойдешь на лопату…». А сейчас смесители в цехе управляются программой с ЧПУ, всё компьютеризировано, автоматизировано. Технологи работают уже не бумагой, а за компьютером».

Профессию специалиста по литейному производству можно получить в одном колледже и пяти вузах. В Академии промышленных технологий по программе металлургическое производство было открыто 25 бюджетных мест. Средний балл аттестата – 4. В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого обучают по программе «Цифровые технологии в металлургии», для абитуриентов доступно 30 бюджетных мест. В Горном университете по программе «Металлургия цветных металлов» открыто 35 бюджетных мест.

Просторно. Светло. Удобно. Такая мастерская в школе – отличный полигон для испытания своих навыков. У станков – старшеклассники. Ребята помладше работают ручным инструментом. Такой подход, говорит Вадим Степанов – учитель технологии, позволяет грамотно выстроить учебный процесс. Этапами. Сначала просто дать почувствовать материал, изучить его. Подготовить теоретически.

ВАДИМ СТЕПАНОВ, учитель труда (технологии) школы № 566 Невского района:
«Научить мыслить их технологически. Технологически – это значит из чего, как, в какой последовательности. И, наверное, просчитать стоимость того, что получится и где пригодится».

К литейному делу юношам пока приступать рановато. Но в самый раз узнать, а что такое металл. Как ведет себя этот материал в разных условиях, как и чем его можно обрабатывать. Дмитрий Новиков пока не определился с будущей профессией. Но направление выбрал однозначно. Поэтому и пришел учиться в инженерный класс.

Юноша уверен, даже если в выборе профессии передумает, эти навыки никогда не будут лишними. Поэтому старательно точит инструмент. Для себя и одноклассников.

В руках Владислава Зайцева паяльник с медным жалом. Подходит для грубой работы, больших объемов. Таким нельзя паять микросхемы, зато можно легко научиться управляться с инструментом. Освоить технику. Особенно, если есть интерес.

Без дополнительной теоретической подготовки, конечно, не обойтись. Базового курса математики, физики и химии будущим профессионалам в этой мастерской недостаточно.

АННА КОВАЛЕНКО, заместитель директора школы № 566 Невского района:
«Настолько многообразен мир. И профессиональный мир тоже. И сейчас уже, на мой взгляд, нет такой профессии, где ты должен обладать каким-то конкретным набором компетенций. В любой специальности, даже в рабочей, ты должен уметь планировать свою деятельность. А это немножко уже высший уровень. То есть компетенции, которые ребенок приобретает в разных кружках, пригодятся ему в любой профессиональной деятельности».

Большой выбор станков и отсутствие ограничений в творчестве – самый простой путь к верному выбору будущей специальности. Ведь здесь главное – попробовать как можно больше направлений, найти что-то интересное.

ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, обозреватель:
«Сочетание разных дисциплин, техник, методов – все это о современном литейном производстве. Деле, которое также объединяет в себе несколько направлений в обработке металла. Литейщик – специальность, которая позволит развиваться, идти по карьерной лестнице. И научит настоящей работе. А подобрать ключ к профессии можно на производстве, в колледже, или даже здесь, в школьной мастерской».