Этому ремеслу насчитывается больше пяти тысяч лет. Ювелирное искусство ценили еще в Древнем Египте. А секреты изготовления украшений веками передавались из поколения в поколение. Ювелиры сегодня работают на стыке традиций и современных технологий. Творчество без границ и без ограничений в производстве. Сколько зарабатывают мастера? Где работают? И где можно получить профессию ювелира? Поможем подобрать ключ к профессии.
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, обозреватель:
«Чеканка, гравировка, литье. С другой стороны – аддитивные технологии, 3D-моделирование и даже использование лазеров. Нестандартный набор направлений для одной профессии. Это ювелирное дело. Они знают, как из заготовки сделать произведение искусства или массовый продукт. Но чему сегодня учат ювелиров? И каким набором компетенций нужно обладать, чтобы стать профессионалом?»
Здесь о вкусах не спорят. Здесь создают хороший вкус. В прямом смысле: отливают, полируют, собирают и, конечно, рисуют. Это работа Елизаветы Шалаевой. Она художник в ювелирной мастерской. По техническому заданию от заказчика разрабатывает дизайн колец, цепочек и браслетов.
Любой эксперимент профессиональные художники могут оформить в нескольких наглядных вариантах. Дарья Крамаренко эскизы своей коллеги дорабатывает и создает из них 3D-модели.
ДАРЬЯ КРАМАРЕНКО, 3D-моделлер:
«3D-принтер, как мне кажется, в основном для заказчика. Потому что, когда мы скидываем рендеры или эскизы, заказчик до конца не понимает, что он получит в итоге. Ему хочется примерить, хочется посмотреть, какого размера будут камни».
А еще 3D-модель можно использовать для литья будущего изделия.
Дарья рассказывает о своей работе, не отрывая взгляда от полимерной модели будущего изделия. А ещё их отливают из воска. Заливают в формы. В будущем место воска займет драгоценный металл. Который станет украшением.
Получается не сразу. Как и в любом другом ремесле, в ювелирном деле нужен опыт.
ЕКАТЕРИНА МАЗУРОВА, руководитель производства:
«Здесь специфика такова, что нужно быть очень адаптивным. Несмотря на то, что здесь определенный порядок участков, и все изделия через это проходят, это всё равно не совсем конвейер. Всё равно к каждому изделию нужен свой подход».
Сегодня ювелирное производство зачастую – мастерские полного цикла. Сюда приходит сырье. Слитки золота или серебра. Их режут, формуют, раскатывают. В помощь для ювелиров на разных участках тяжелые станки и точная техника, инструменты, которые размером похожи на игрушечные, лазерная или водородная сварка.
На производстве ювелир должен уметь быстро перестраиваться между задачами. Потому что для каждого украшения своя технология изготовления. Разобраться в нюансах молодым специалистам помогают наставники. Мастера говорят, возможностей для самосовершенствования много. Потому что постоянно нужно разбираться в новом оборудовании и материалах.
ЕВГЕНИЙ КИСЕЛЕВ, главный технолог ювелирного производства:
«У нас всегда есть опыт и есть сравнение, что хорошо, что плохо. И куда двигаться. И это мы можем всё передать молодому специалисту. Он будет двигаться вверх намного быстрее, чем будет сам проходить этот путь».
В Петербурге открыто около трехсот вакансий ювелира. Специалисты требуются как на крупные производства, так и в небольшие мастерские. Средняя заработная плата – 80 тысяч рублей. Предприятия в поисках узких специалистов: монтировщиков, литейщиков, обработчиков, полировщиков. Также требуются ювелиры-универсалы и мастера по ремонту готовых изделий. Есть и экзотические предложения. Петербургских ювелиров приглашают по контракту на производство в Дубай, зарплату предлагают от двух с половиной тысяч долларов в месяц.
Российский колледж традиционной культуры и отраслевых технологий. Здесь шумовое окружение и настроение студентов точно зависит от мастерской, в которой проходит занятие. В кабинете, где студенты вытачивают заготовки для ювелирных изделий, мерный гул бор-машинок и лобзиков.
Многих в эти мастерские привело восхищение. Восхищение преображением материалов. Но учебная программа – это ещё и большой пласт теоретической подготовки.
СВЕТЛАНА БЕЛОБОКОВА, заведующая учебной площадкой, мастер производственного обучения Российского колледжа традиционной культуры и отраслевых технологий:
«Ювелир – это настолько многогранная профессия, в которую входит не только работа с металлом и камнем, но и художественный вкус, и эстетика, и владение цветом. Здесь очень много граней».
Научиться выводить грани можно в соседней мастерской. На станках – ювелирное стекло. Отличный учебный материал.
По оснащению колледж не уступает современным мастерским. Здесь похожие рабочие места, верстаки, оборудование. И такой же полет творческой мысли. Задания на уроках типичны. А вот вкус у каждого будущего ювелира свой.
Отдельное место в подготовке профессионалов практическим занятиям. Как в колледже, так и на сторонних предприятиях.
ИРИНА ВОРОНКОВА, заведующая отделением практики российского колледжа традиционной культуры и отраслевых технологий:
«Это художественная профессия, при оценке востребованности этой профессии необходимо учитывать также и факторы спроса на услуги данного специалиста. Спрос на изготовление уникальных ювелирных изделий. Также спрос на ремонт и реконструкцию старинных украшений».
В Санкт-Петербурге профессию ювелир можно получить в семи вузах и двух колледжах. Российский колледж традиционной культуры и отраслевых технологий предлагает 25 бюджетных мест и 75 бюджетных мест по программе «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», которая включает направление «Художественный металл». По этой же программе среднее специальное образование можно получить в колледже Российского университета традиционных художественных промыслов, там открыто 10 бюджетных мест. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица предлагает 12 бюджетных мест по программе «Художественная обработка металла». В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна 27 бюджетных мест по программе «Технология художественной обработки материалов», а также 28 мест по программе «Технология обработки драгоценных камней и металлов».
Юные ювелиры в «Академии цифровых технологий» работают с латунью. Материал мягкий, пластичный. И прощает ошибки начинающих ремесленников. А ещё легко поддается обработке, обладает свойствами драгоценных металлов.
Урок ведёт Анна Кричевцова. Она сама несколько лет назад здесь же постигала азы ремесла. А потом поступила в колледж – и уже дипломированный ювелир. В учебной программе работа только с металлом. Но, если нужно, расскажет самым любознательным, как закрепить на кольце камни. Или поделится хитростями работы с инструментом.
АННА КРИЧЕВЦОВА, педагог дополнительного образования Академии технического творчества и цифровых технологий:
«Есть личный инструмент для личного пользования, который представлен на каждом верстаке. Есть также общее оборудование. С самого базового, с чего можно начать, – это лобзики, ласточки, расходники, пилки и сверла. Бор-машинки, которые также сопровождают на протяжении всего изделия нас, потому что необходимо изначально что-то просверлить, где-то обработать. И финишная обработка – это полировка на бор-машинке».
Екатерина Абрамова в будущем мечтает стать стоматологом. Возможно, и не будет инкрустировать импланты драгоценными камнями, но работать бор-машинкой точно научится раньше, чем сдаст экзамены в медицинский. Ну, а пока старательно выпиливает заготовку лобзиком.
Софья Щербакова – уже почти выпускница этих курсов. Несколько лет она пилит, сверлит, натирает латунные украшения. По заданию преподавателей и по своим эскизам. Точно знает – после школы хочет поступить на ювелирное дело. Хотя на первых занятиях не могла представить себя в роли ремесленника.
В «Академии» молодёжь действительно золотая. Блистает своими талантами, знаниями, идеями и желанием творить.
Попробовать, научиться, испытать себя в непривычном деле, просто необычно провести время и получить новые знания или отточить навык. Для Артёма Романова это рисование. Потому что сейчас задумывается о карьере дизайнера. А ювелирное дело – хобби. И способ лучше научиться рисовать.
А ещё в этой небольшой ювелирной мастерской через практику дети получают знания о материалах, их свойствах. Погружаются в историю профессии, которая всегда существовала на стыке ремесла и искусства. А если своей фантазии не хватает, то педагоги подберут подходящее задание. На каждом верстаке на этом занятии делают одинаковые подвески. Это подготовка к испытаниям чемпионата по профмастерству «Профессионалы». Где оценивают навыки владения инструментом.
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, обозреватель:
«Ювелирное дело сегодня – необычная и интересная профессия. Она сочетает в себе вековые техники, ремесленные приемы и современный подход. Например, использование ультраточного оборудования. Самое главное, эта работа предлагает выбор: быть универсалом и разбираться во всем или сосредоточиться на каком-то одном направлении. Тогда и будет понятно, из чего тот самый ключ к профессии: из благородного металла или драгоценного камня».