Они чувствуют металл буквально кончиками пальцев. С ювелирной точностью создают самые маленькие детали и многотонные агрегаты. От их профессионализма зависит отечественное машиностроение. Они создают турбины для гидроэлектростанций, испытательные стенды для авиационной и космической отрасли. Сколько получают слесари механосборочных работ и где этому учат? Поможем подобрать ключ к профессии!
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«От самой маленькой детали до многотонных конструкций. Без их участия в принципе невозможно представить всю сферу машиностроения. На своем рабочем месте профессионалы этого дела должны уметь пользоваться всеми видами инструмента: пневматическим, ручным, измерительным. Даже за самым точным роботизированным станком все нужно перепроверить. Профессия, в которой говорят, что металл нужно чувствовать кончиками пальцев. Слесарь механосборочных работ».
РОМАН БОРОДИН, слесарь механосборочных работ 3-го разряда ЛМЗ:
«На уроках истории читал книги по истории Петербурга. И решил сам пожить в этой истории».
Но прежде чем приехать в Петербург, Роман окончил Орловский технологический техникум. Потом армия. А вот за высшим образованием – в Северную столицу. И уже здесь понял: по душе работать с металлом.
РОМАН БОРОДИН, слесарь механосборочных работ 3-го разряда ЛМЗ:
«Художники пишут картины. Мы делаем какие-то изделия красивые. Ты видишь свой результат в конце работы. Понимаешь, что приносишь какую-то пользу. В этом есть своё искусство. Видишь токарную станочную обработку, понимаешь, что эта деталь точно встанет на своё место».
А иногда работа простая, механическая. Сделать паз в гигантской детали – смесителе камеры сгорания. Это выглядит как легкое движение болгаркой. Но на деле – нужно выдержать угол в тридцать градусов, не ошибиться, потому что потом по этой фаске будет скреплять детали сварщик.
Линии на бумаге – основа, фундамент профессии. Необходимый элемент, как карта в дальнем плавании. Конечно, молодые специалисты на «Силовых машинах» выходят в него не одни. Под присмотром опытных коллег-наставников.
– В колледжах ваши профессионалы что-то преподают? Возможно, какие-то мастер-классы, выездные занятия в школах?
ЭЛЬГИЗА КАЙКИНА, руководитель проектов по развитию среднего специального образования «Силовых машин»:
«Если говорить про СПО, что мы делаем – мы проводим дни открытых дверей. Это в рамках проекта «Профессионалитет». Второе – мы участвуем в проекте «Билет в будущее», когда школьники на базе девятых классов получают рабочую специальность. Мы преподаем. Мы даём технологию. Это не просто срез теории, а углубленно в производство, машиностроение».
У завода 7 колледжей-партнеров. Выпускников ждут на рабочих местах. Производственная программа «Силовых машин» рассчитана на 7 лет вперед. Сотни вакансий. При этом для начинающих много вариантов социальной поддержки. Страховка, компенсация затрат на аренду жилья. Оплачиваемая стажировка для тех, кто только пробует себя в профессии.
Александр Михалченков – бригадир в цеху сборки газовых турбин Ленинградского металлического завода «Силовых машин». За его плечами опыт работы слесарем с 1978 года. Длинный путь в профессии начинался также на ЛМЗ. Рассказывает, это только кажется, что работа скучная и монотонная. На самом деле – творчество. Даже если задача – собирать газовые турбины.
АЛЕКСАНДР МИХАЛЧЕНКОВ, слесарь механосборочных работ 6-го разряда ЛМЗ:
«Самое главное – любить свою профессию. Без любви, как говорится, ничего не получится. От каждой профессии требуется какое-то внутреннее понимание».
Каждая деталь – это часть инновационной отечественной газовой турбины большой мощности ГТЭ-170. Эти машины предназначены для электростанций по всей стране. Чтобы собрать такую сложную конструкцию, используют больше полутора тысяч станков и другого оборудования. Над проектом работают 150 конструкторов и порядка 1400 профессионалов на производстве.
АЛЕКСАНДР МИХАЛЧЕНКОВ, слесарь механосборочных работ 6-го разряда ЛМЗ:
«Конечно! Во-первых, газовая турбина и камера сгорания весят около двухсот тонн. Это не маленькая величина. И когда ты причастен к этому, это интересно».
Интерес, стабильность, заработная плата – вот что приводит в профессию молодых людей. А ещё – перспективы карьерного роста.
РОМАН БОРОДИН, слесарь механосборочных работ 3-го разряда ЛМЗ:
«Я поступил на высшее образование, учусь на 3-м курсе, на инженера. Хотелось бы дальше идти в технологи, конструкторы. Пока учусь, решил попробовать с самого начала. Сначала руками, а потом уже головой».
Растущий спрос на слесарей механосборочных работ наблюдается в машиностроении, на производстве станков, в авиационной и космической отраслях. По данным крупнейшего сервиса по поиску работы, в Петербурге открыто 235 вакансий слесаря МСР. Работодатели готовы платить начинающим специалистам от 80 тысяч рублей в месяц. Слесарям 5-7-го разрядов предлагают от 100 до 150 тысяч рублей. На крупных промышленных предприятиях специалисты с высоким разрядом зарабатывают до 180 тысяч. Интересные зарплатные предложения для тех, кто работает вахтовым методом. Слесари от 4-го разряда получают от 100 до 190 тысяч рублей в месяц. Некоторые предприятия дополнительно компенсируют расходы на проезд и проживание.
Внимательны, сосредоточены. Студенты второго курса Санкт-Петербургского технического колледжа – на учебном месте в производственной мастерской. Необычное сочетание, но приближенное к условиям цеха. Разве что нет вокруг гула работающих без перерыва станков. И задачи попроще. Или нет?
Никита Масловский и его одногруппники учатся на мастеров слесарных работ. Специальность, которая объединяет множество направлений. Поэтому на практических занятиях есть, чем заняться.
Слесарное дело – не единственное направление подготовки. В колледже также учат мастеров по ремонту машин, операторов станков с ЧПУ. Задача преподавателей – дать базовые знания молодым петербуржцам. Как касаемо материалов, так и способов их обработки, сборки узлов и агрегатов.
АЛЕКСЕЙ БУРАСОВСКИЙ, директор Санкт-Петербургского технического колледжа:
«Без теории сейчас никуда. Тем более, с каждым годом объем знаний, необходимый даже для слесарных работ, возрастает. Это и материаловедение, и вопросы устройства механизмов, начертательная геометрия и так далее. Всё это – большой объем информации, который ребята успешно изучают у нас».
Среди партнеров – крупные городские предприятия. В том числе «Силовые машины». Ежегодно растет и процент трудоустройства по специальности. Это связано с ростом промышленных компаний в Петербурге. Дело в том, что за кадры разворачивается настоящая борьба между заводами.
ВЛАДИМИР ГАЙВОРОНСКИЙ, мастер производственного обучения:
«Мы даем так называемые первоначальные навыки. Как на теоретических курсах, так и на учебной практике. Дальше в процессе обучения они попадают на производственную практику, они уже практикуются на заводах. То есть нам надо дать им знания, чтобы, придя на завод, они могли что-то выполнять. А там их дообучают конкретным операциям».
ИВАН ИВАНОВ, начальник цеха сборки газовых турбин:
«Требования основные к слесарям механосборочных работ – это знание чертежей, умение пользоваться измерительным инструментом, это практические навыки, навыки работы с пневмоинструментом, электроинструментом, также у нас слесаря дополнительно обучаются, получают вторые профессии. Это, допустим, стропальщики, крановщики с радиоуправлением и так далее».
На практике в колледже железа не жалеют. Его нещадно пилят и сваривают, гнут и режут. Каждый неровный шов в мастерской, лишний срезанный миллиметр – это необходимый опыт в будущем деле.
В 2025-м году Петербург принял участие в эксперименте по расширению доступности среднего профессионального образования. Действовала упрощенная схема поступления на наиболее востребованные специальности – девятиклассникам достаточно было сдать только 2 ОГЭ вместо четырех. В списке 19 профессий, в которых остро нуждается экономика города, и 29 колледжей, где гарантировано место на бюджете. По упрощенной схеме можно было поступить и на программу «Мастер слесарных работ».
По новым правилам абитуриентов принял Техникум энергомашиностроения и металлообработки. Там было открыто 75 бюджетных мест для выпускников 9-х классов. По 50 бюджетных мест предоставили Академия машиностроения имени Ж. Я. Котина, Санкт-Петербургский технический колледж, Лицей сервиса и индустриальных технологий, Ижорский политехнический колледж. Всего же профессию слесаря механосборочных работ можно получить в 8-ми петербургских колледжах. Для абитуриентов было открыто 400 бюджетных мест.
Такие задачи на уроке технологии перед юношами. Инструмент измерительный и разметочный, тиски, кернер. Для многих мальчишек в этом возрасте работа с металлом в новинку.
– Понятно, что не все хотят, но есть ребята, у которых глаза горят поковырять, посверлить?
РОМАН КИРИЛЛОВ, учитель труда и технологии средней общеобразовательной школы №5 имени Карла Мая:
«Таких ребят много. Единственное, как правило, дети, у которых глаза горят, они достаточно загруженные где-то в других областях. Поэтому за таких детей у нас идёт небольшая борьба между коллегами. Да, такие дети есть, некоторые из них остаются в мастерской. Чуть ли не селятся в мастерских».
И это понятно, если взглянуть на оснащение. Такого количества инструмента ни в одном гараже не найти. К тому же преподаватели не ограничивают в творчестве. Если есть задумка, проект, то его помогут воплотить, одновременно изучая все базовые технологические операции.
В этой школе не просто профильные классы. А настоящая фабрика профессий. Столярная, слесарная, швейная мастерские, кулинарная студия.
ТАТЬЯНА ВОШКО, заместитель директора средней общеобразовательной школы №5 имени Карла Мая:
«На наш взгляд, дети, которые с юного возраста знакомятся с рабочими профессиями, имеют возможность пройти какие-то профпробы, поучаствовать в профориентационных мероприятиях, поучаствовать в конкурсах по профессиональному мастерству, имеют возможность примерить себя к той или иной профессии».
Например, сварщика. Андрей Мишунин с уверенностью ставит колено на стул и варит. Хвастается, один шов – это только разминка. До этого за четыре часа сварил опорную конструкцию для раковины.
Варится в сварочном деле уже год. Просто откликнулся на предложение учителя попробовать соединить две детали. А после – победил на городском этапе конкурса профмастерства. Теперь представит Петербург в Москве в рамках финала чемпионата «Абилимпикс».
Свои навыки там же покажет и Виктор Казаренков. В дисциплине «Слесарное дело». Участвовать будет уже второй раз. Молодой человек отмечает, хорошие задания позволяют показать свой уровень подготовки.
Уверенно выводит плоскость в «идеал». И также уверенно смотрит в своё будущее.
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«Опыт, навык, сноровка. В этой профессии без должной практической подготовки не обойтись. Но и роль теории большая. Прежде чем работать с металлом, его нужно изучить и понять. В этом помогут физика, химия, материаловедение. А с таким набором знаний уже можно попробовать выточить свой ключ к профессии».