Они первыми открывают огромный мир знаний для ребенка. Вдохновляют, наставляют, направляют, учат думать, слышать и выражать свои мысли. Каждый из нас с благодарностью вспоминает первого учителя, классного руководителя или другого педагога, который на нас повлиял. А где учат на учителей? Сколько педагогов требуется городу? И сколько они получают? Подберем ключ к профессии!


МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Думаю, каждый из нас с благодарностью вспоминает своего первого учителя, классного руководителя или другого педагога, который на нас повлиял. В моей жизни такой человек тоже был. Это Галина Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы. Она учила нас размышлять и не бояться высказывать свое мнение. В том числе благодаря ей я стала журналистом. А как готовят учителей сегодня? Какими качествами нужно обладать, чтобы дети тебя любили и уважали?»

Екатерина Алексеева – учитель уникальный. За 11 лет преподавательской карьеры 13 ее учеников набрали 100 баллов на ЕГЭ, причем по одному из самых сложных предметов – химии.

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВА, учитель химии лицея №214 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Подготовка детей к такому важному экзамену – это долгий, серьезный, честный труд. И со стороны меня как педагога, и со стороны детей. Я не думаю, что есть какой-то секрет. Задача учителя – дать материал. Кроме этого, детей нужно вдохновлять. Нужно поддержать их, когда им кажется, что у них что-то не получается. Задачи по химии достаточно сложные. Нужно вселить в них уверенность в то, что они могут их решить. Наверное, это самая главная моя роль – дать им понять, что они все могут».

Екатерина Николаевна еще в школе поняла: хочет учить детей химии. Поступила в Университет имени Герцена. А получив диплом, пришла работать в 214-й лицей с углубленным изучением естественных наук.

ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВА, учитель химии лицея №214 Центрального района Санкт-Петербурга:
«Бесполезно пытаться химию выучить. Ее невозможно выучить. Ее нужно понять. Чтобы ее понять, ее нужно полюбить. Исходя из этого, я к урокам и готовлюсь. Это я и пытаюсь донести детям. Сначала свою любовь к предмету, потом понимание, логику и красоту химии. Я считаю, что самое важное – это умение вести за собой. Выучить какой бы то ни было предмет – химию, физику – на уровне школьной программы, это несложно. Удержать внимание класса, удержать концентрацию класса, когда дети устали, дети не хотят, у детей какие-то свои проблемы – вот это сложно. Вдохновить, поддержать».

Теорию Екатерина Николаевна подкрепляет практикой. Опыты – важная часть образовательного процесса. Так ребята лучше усваивают сложный материал.

Екатерина Николаевна признается: испытывает гордость за учеников, когда они успешно сдают ЕГЭ. Высокие баллы позволяют им поступать на бюджет в самые престижные вузы. Чаще всего ее выпускники выбирают медицину.

По данным крупнейшего сервиса по поиску работы, городу требуется 1932 педагога в школы, детские сады, колледжи, вузы и в учреждения дополнительного образования. В среднем работодатели предлагают соискателям до 100 тысяч рублей. Воспитатели в детских садах получают 90 тысяч рублей. Учителям-предметникам со стажем готовы платить до 150 тысяч. Есть также надбавки за классное руководство и дополнительную нагрузку. В Петербурге продолжается активное строительство детских образовательных учреждений, а также модернизация старых корпусов и спрос на педагогов остается высоким.

Все последние годы Петербург вводит образовательные учреждения рекордными темпами. Первого сентября открыли 27 новых школ. Обеспечить их учителями – важнейшая задача. Главная кузница кадров – Университет имени Герцена. Выпускает более двух тысяч педагогов ежегодно. Занятия ведут, в том числе, в Кванториуме, открытом на территории вуза. Там студентов знакомят с современными практиками обучения.

В Кванториуме студенты могут ставить эксперименты. Изучать принципы работы катушки Теслы или возникновение электрической дуги с помощью «Лестницы Иакова». Позже они объяснят эти явления детям на уроках физики. Или будут использовать в своей работе наглядные пособия, которые придумали и сделали сами.

АЛИСА ТКАЧЕНКО, заведующая лабораторией Педагогического технопарка «Кванториум имени К.Д. Ушинского», студент магистратуры Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена»:
«Мы стараемся, чтобы это было не просто их изделие, настольная игра, которую они вырезали на лазерном станке, напечатали детали на 3D-принтере и поставили на полку. Их основная задача – чтобы после они пошли на практику в школу и апробировали свои изделия. То есть наша основная задача – сделать так, чтобы, помимо фундаментальных знаний, педагогики, методики, своего предмета, наши будущие учителя могли создать что-то свое, внутреннее, проявить педагогическое творчество с помощью современных технологий. И уже пошли в школу с этими знаниями. И со своими какими-то продуктами».

Разбившись на команды, студенты в сжатые сроки создают игры, конструкторы, макеты по математике, биологии, географии и другим предметам. Наглядные пособия, как известно, помогают учителю лучше объяснить на уроке сложную тему, а ученикам – усвоить новый материал.

Пять лет назад университет запустил проект «Команда школьных педагогов под ключ». Готовят целые коллективы учителей для работы в конкретной школе, чаще всего новой. Ребята знакомятся с директором и самим образовательным учреждением еще на этапе его строительства, проходят курсы повышения квалификации и защищают собственные проекты, которые можно реализовать в этой школе.

ЕЛЕНА СПАССКАЯ, начальник управления межрегионального сотрудничества в сфере образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена:
«Задача проекта – не закрытие вакансий как таковых. Для того чтобы, с одной стороны, усилить педагогическую команду молодыми, перспективными педагогами, а с другой – нашим молодым учителям, выпускникам нашего университета, дать возможность уже заранее адаптироваться к новой образовательной организации. Причем не поодиночке, а именно в команде – в чем смысл проекта. И приступить к работе в новых условиях, именно поддерживая друг друга, поскольку это очень важно для молодого специалиста».

За пять лет проект охватил полтысячи студентов. Все они трудоустроены. Три года назад команда из 12-ти педагогов пришла в 74-ю гимназию Выборгского района. После реконструкции площадь здания увеличилась втрое, встал вопрос поиска молодых кадров.

АЛЛА ЛАККО, директор гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга:
«Конечно, мы очень рады. Потому что такая совместная работа молодого коллектива и уже опытного дает пользу и тем, и другим. Конечно, мы сразу закрепили наставников за нашими молодыми специалистами. Мы создали определенные условия для их работы, учитывая, я люблю, когда они продолжают учебу, создали условия для того, чтобы они все поступили в аспирантуру, предложили им участвовать в конкурсах. Благоприятную среду для них создаем. Самое главное, чтобы они остались в профессии».

Один из таких педагогов, подготовленных, что называется, «под ключ», – Илья Кирюхин. Окончил Университет имени Герцена с красным дипломом. Сейчас параллельно с работой в школе учится в магистратуре на преподавателя адаптивной физкультуры.

ИЛЬЯ КИРЮХИН, учитель физической культуры гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга:
«Понял, что спорт – это моя жизнь. Как бы это громко ни звучало. Плюс вся моя семья по отцовской линии занималась спортом. Дедушка у меня – заслуженный тренер России по футболу, Кирюхин Анатолий Михайлович. Папа у меня занимался, воспитанником моего дедушки был, Кирюхин Михаил Анатольевич. Дядя являлся хоккеистом клуба «Локомотив»».

Илья Михайлович в школе с утра и до позднего вечера. Сначала ведет уроки, после – секцию по футболу. С ним команда в прошлом году заняла третье место в районном этапе турнира «Кожаный мяч».

Еще одна выпускница проекта «Команда учителей под ключ» – Анастасия Рыбакова. Каждый урок старается сделать для детей увлекательным путешествием по морям и континентам.

Анастасия Максимовна – победитель конкурса «Педагогические надежды». Она не только преподает географию, но и является советником директора по воспитанию и классным руководителем.

АНАСТАСИЯ РЫБАКОВА, советник директора по воспитанию, учитель географии гимназии № 74 Выборгского района Санкт-Петербурга:
«Хочется нести ответственность за детей, хочется быть с ними ближе. Хочется расти вместе с ними. Хочется узнавать что-то новое. Мне кажется, именно классное руководство расширяет твои возможности как учителя. Класс – это команда. И мы учимся быть единым коллективом. Как мы пришли командой педагогов под ключ, так я как учитель ращу свою команду, чтобы в будущем они дружили и после школы и знали, что у них есть верные друзья на всю оставшуюся жизнь».

Всем классом ходят на экскурсии, в театр и кино. А летом участвовали в турслете на Ладожском озере.

В 2025 году в Петербурге профессию педагога можно получить в четырёх колледжах и девяти вузах. Педагогический колледж № 1 имени Н. А. Некрасова предлагает абитуриентам 1450 бюджетных мест. Обучение по шести программам, включая дошкольное образование, преподавание в начальных классах и коррекционная педагогика. Средний балл аттестата – 4,3. Есть возможность целевого обучения. Российский государственный педагогический университет имени Герцена предлагает выпускникам 2758 бюджетных мест на обучение по программам высшего образования. Минимальный проходной балл – 160. По программам среднего профессионального образования открыто 70 бюджетных мест.

Будущих учителей начинают готовить еще в школе, в предпрофессиональных психолого-педагогических классах. На занятиях развивают коммуникабельность и ораторское искусство, проходят основы психологии и педагогики.

ТАИСИЯ ПРОКОФЬЕВА, учитель русского языка и литературы, куратор психолого-педагогических классов средней общеобразовательной школы № 27 имени И.А. Бунина:
«Как всегда говорит наш директор Светлана Анатольевна, что если кто-то решил, что он в педагоги не пойдет, это тоже хороший результат. Он не зря потратит время. Но наша задача шире. Мы хотим, чтобы дети, которые учатся в педагогическом классе, понимали, как в целом они могут работать с людьми».

Вероника Ванюкова – выпускница психолого-педагогического класса. В этом году поступила в университет имени Герцена. Получив диплом, хочет вернуться в родную школу в качестве учителя начальных классов.

Сегодня у ребят педагогическая практика. Они должны подготовить увлекательные игры и квесты для пятиклассников.

Учиться в профильном классе не просто. Ребята углубленно изучают предметы гуманитарного цикла: литературу, иностранные языки, историю. Являются наставниками младших школьников. Но главное – осознанно выбирают профессию.

МАРИЯ МАРЧЕНКО, обозреватель:
«Профессия учителя сейчас невероятно востребована. Открыты сотни вакансий. Нужны преподаватели информатики, физики, математики и других дисциплин. В школе ждут талантливых, добрых и инициативных людей».