Павел Глазков:

Всем здравствуйте. С вами Павел Глазков. Думаю, многие из вас знают, что внутри Индийского океана есть Красное море. А знаете ли вы, что внутри Ленинградской области есть Красное озеро? Сегодня мы с вами посмотрим этот интереснейший памятник природы.

Охраняемая территория находится в 110 километрах на северо-запад от Санкт-Петербурга в Приозерском районе Ленинградской области, между посёлком Коробицыно и деревней Красноозёрное.

Владимир Бабицкий, ведущий специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:

Когда мы придаём особо охраняемый статус территории, мы всё-таки выделяем какие-то конкретные особенности, которые действительно будут отсутствовать во всех остальных местах. Свой охранный статус, в первую очередь, оно получило за то, что это одно из самых рудоносных озёр Карельского перешейка. Можно найти что-то похожее, но именно вот в таком состоянии, как Красное озеро, конечно, мы не найдём. Ни по рельефу, ни по составу, ни по этим отложениям.

Павел Глазков:

Своё название памятник природы получил именно от этого озера.Оно появилось здесь более 10 тысяч лет назад после таяния последнего Валдайского ледника.

Озеро относится к бассейну системы реки Вуокса. Водоём богат своим рыбным населением: в нём встречается 17 видов рыб. Кроме леща, плотвы, краснопёрки здесь водятся также судак и снеток — это мелкая озёрная форма корюшки.

Павел Глазков:

Смотрите. Кто это там катается на спинах своих родителей? Ну, конечно же, птенцы больших поганок.

Второе их название — чомги. Они относятся к отдельному семейству — поганковые. У поганок удивительная забота о своём потомстве. Из соображений безопасности птенцы с первых дней жизни катаются на спинах своих заботливых родителей. Малыши буквально зарываются в тёплые перья мамы или папы — так, что торчат только головы. Взрослые кормят сидящих на спине птенцов, плавают с ними и даже ныряют.

Павел Глазков:

Озеро Красное вот уже более 70 лет детально изучают сотрудники Академии наук. Почему к этому водоёму приковано столь пристальное внимание, узнаем у специалиста по изучению озёр, лимнолога Елены Владимировны Станиславской.

Елена Станиславская, старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Института озероведения-ФИЦ РАН, кандидат биологических наук:

Первоначально вопросы рудообразования изучались вот на этих озёрах, на озёрах Карельского перешейка. И это озеро было выбрано потому, что оно имело самые высокие темпы рудообразования. Были исследованы механизмы образования руды. Потом были составлены карты рудных полей.

Павел Глазков:

Вот уже более 70 лет учёные изучают это озеро. Состав воды как-то изменился за это время?

Елена Станиславская, старший научный сотрудник лаборатории гидробиологии Института озероведения-ФИЦ РАН, кандидат биологических наук:

Да, конечно, состав изменился. Дело в том, что в своём развитии озеро прошло несколько стадий. Если начать с 40-х годов, это был водоём мезотрофный, с малой коронностью. Средней продуктивности. То есть это когда невысокие биомассы фитопланктона, невысокие биомассы зоопланктона. Когда начали осваивать эту территорию, когда стали распахивать поля, стали поступать биогенные элементы — фосфор и азот — и постепенно стала повышаться продуктивность озера. То есть биомасса фитопланктона стала увеличиваться. Самое основное, озеро стало цвести. Но токсических загрязнений в озере нет. Здесь просто повышается продуктивность озера. Но это тоже, это способствует заилению, и, соответственно, всякие другие процессы идут, затягивается растительность. До того, когда началось интенсивное эвтрофирование озера, здесь водились, например, реликтовые беспозвоночные. Они ещё остались с времён того, когда вот наше озеро было заливом Литоринового моря. Сейчас, в связи с заилением, они исчезли. Здесь сейчас начинает развиваться самый очень нехороший вид. Вид сине-зелёных водорослей. Сейчас, как их принято называть, цианобактерии. Это осциллятория агардии, которая может даже давать токсический эффект.

Павел Глазков:

Экологической тропы с привычными для нас деревянными настилами, скамейками, смотровыми площадками пока здесь нет. Чтобы полюбоваться красотами озера, есть несколько подходов. Все они разные.

Особую таинственность этой местности придают черноольховые топи, которыми из соображений безопасности лучше любоваться издалека.

Такие леса на Карельском перешейке встречаются в подтопленных низинах, вдоль заболоченных территорий и озёр.

Павел Глазков:

Уверен, что многие даже не подозревают, что в лесах Ленинградской области можно встретить самую настоящую жар-птицу. Только маленькую. Думаете, это сказка? Так вон же она.

Это небольшая певчая птичка, по размеру чуть мельче и стройнее воробья. Название её — обыкновенная горихвостка или горихвостка-лысушка. Самцы, словно звёзды эстрады, облачены в контрастные перьевые одежды. Верх головы и спина — пепельно-серые, на шее — чёрный галстучек, грудь апельсиново-рыжая, хвост ярко-оранжевый. На лбу у самцов как будто проплешина — белое оперение. За что птичка и получила своё второе название — горихвостка-лысушка. Самки серо-бурого цвета. На их скромном окрасе особенно контрастно смотрится ярко-оранжевый хвост.

Павел Глазков:

Кто это там шипит? Нет, фырчит? Точно не змея. Так это колючий обитатель охраняемой территории — ёжик.

Из тела этого симпатичного обитателя наших лесов торчит до 6 тысяч острых иголок, которые защищают зверька от хищников, но не спасают от наших холодов. Поэтому ёжики впадают в зимнюю спячку. На охраняемой территории я повстречал самца. Он ведёт одиночный образ жизни, и явно куда-то спешит по своим делам. А вот у самок сейчас крайне ответственное время: они растят своё колючее потомство. Мама-ежиха рожает от трёх до восьми малышей, и первый месяц кормит их исключительно молоком. Затем ежата переходят на питание насекомыми, червями, слизнями, улитками.

Павел Глазков:

Правда ли, что в XVIIIвеке в озере Красном карелы добывали железную руду, из которой изготавливалибытовые предметы и оружие? И почему этот водоём назвали Красным? Об этом мы узнаем у геолога Дмитрия Пушки.

Дмитрий Пушка, сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского, геолог:

Озеро назвали Красным из-за высокого содержания в его воде железа и марганца. Дело в том, что вот это железо мобилизуется в почвах наших в подзолистых, в болотных и в торфяных болотах. С помощью ручьёв и всех водотоков, впадающих в это озеро, оно стекается, собственно, в его акваторию. И здесь с помощью химических процессов переходит в форму конкреций в форме шариков, лепёшек. Ещё очень важный момент, истоки реки Странницы и всех её притоков находятся на высоте более 100 метров. Я имею в виду от уровня моря. Вот здесь у нас высота озера Красного, она 16,5 метров. Вода, преодолевая 85 метров вертикального разреза, она собирает в себя множество ключей, родников, выходов грунтовых вод. И в этой воде тоже содержится огромное количество железа и марганца.

Павел Глазков:

Интересно, а как карелы добывали железную руду?

Дмитрий Пушка, сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского, геолог:

Они добывали именно в той части, где глубина не превышает двух метров, и оно лежит на дне. Просто можно протянуть ручку и взять эту конкрецию. Это будет такая корявая корочка, либо лепёшечка такая ноздреватая.

Кстати, уникальность этого озера в том, что здесь пробурено три скважины. И эти скважины вскрывают 89 метров непрерывных озёрных осадков. То есть, с того момента, как отступил ледник здесь происходило озёрное осадконакопление, именно в этой долине. Сюда приходили моря, здесь были озёра.

Павел Глазков:

Дмитрий, интересно, а как вообще по скважинам определили, что это были озёрные осадки?

Дмитрий Пушка, сотрудник Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского, геолог:

Дело в том, что в любых донных отложениях озёр содержатся остатки водорослей. И по ним относительно легко реконструируется экологическая обстановка, в которой эти водоросли жили.

Павел Глазков:

Слышите, кто-то кричит. Ну не леший же. Не может быть — это ведь крайне редкая птица для Ленинградской области — белая куропатка.

Полное название этого редкого пернатого, занесённого даже в Красную книгу России — среднерусская белая куропатка. Белой она названа за свой зимний наряд, который, как и заяц-беляк, надевает в холодное время года. А весной, летом и осенью птица имеет пёстрое оперение. Этот вид относится к тетеревиным, но в отличие от глухарей и тетеревов, у куропаток самцы помогают заботиться о птенцах. И сейчас кто-то из родителей недовольно кричит на меня, по-хорошему прося покинуть территорию, и не мешать им растить потомство.

Павел Глазков:

А теперь свежие Лесные новости.

У меня над головой сидит сова с чёрной бородой.

Это одна из самых крупных сов России — бородатая неясыть. Большеголовая сова с размахом крыльев до 1,5 метров. Удивительно, что весит птица — при таких габаритах — всего около 1 килограмма. Мне повезло неподалёку обнаружить и вторую бородатую неясыть. Это однозначно пара. Птицы территориальные и чужаков вблизи не потерпят. Бородатые неясыти — как и многие другие совы — как правило, активны ночью и в сумерки. Днём они охотятся только в летний период, когда выкармливают птенцов. Вот и эта пара не случайно вышла из укрытия. Рядом удалось обнаружить сидячего на дереве их птенца. Совёнку около месяца. Он уже выпорхнул из гнезда, но хорошо летать ещё не умеет.

Кто чем занят в лесу, а одинокий красавец глухарь решил принять ванну из пыли. Таким образом пернатые борются с перьевыми клещами и вшами. Пыль тонким слоем покрывает паразитов и блокирует их дыхание, в результате чего те гибнут. Кроме того, с перьев уходит жир, что обеспечивает их чистоту и гибкость. Это необходимо для эффективного полёта.

Павел Глазков:

Прогулка вдоль озера Красного займёт у вас несколько часов. Но будьте готовы к тому, что полностью водоём обойти не получится. Здесь встречаются подтопленные и труднопроходимые. Так что сюда можно приехать просто прогуляться по пляжу, порыбачить, а в хорошую погоду — искупаться.

Владимир Бабицкий, ведущий специалист Дирекции особо охраняемых природных территорий Ленинградской области:

Это озеро никогда не оставалось обделённым человеческим вниманием. Мы в состоянии накладывать какие-то ограничения. Ну, и, конечно же, вести просветительскую работу, чтобы люди понимали в чём ценность этого озера, почему к нему нужно относиться бережно, и почему оно такое вот действительно удивительное.

На общественном транспорте до охраняемой территории можно добраться рейсовым автобусом № 897 от метро «Девяткино». Едем до посёлка Красноозёрное. Или на автобусе № 898 от метро «Парнас» до Мичуринского. А также на электричке от Финляндского вокзала до станции «Сосново». Пересаживаемся на любой автобус, следующий в сторону Коробицыно или Красноозёрного. Ну и, конечно же, на личном транспорте.

Павел Глазков:

Итак, друзья, в нашем регионе можно не только искупаться в Красном озере, но и встретить самую настоящую жар-птицу Ну не чудо ли это? Продолжаем и дальше исследовать заповедные уголки Ленинградской области и Санкт-Петербурга. С вами был Павел Глазков. До следующих диких выходных!