ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
В 1865 году на Петербургской стороне рядом с Кронверком появляется модное тогда в европейских столицах развлекательное заведение. В центре города, в Александровском парке, окружённом каменными джунглями, строится небольшой городок для экзотических обитателей.
Сегодня мы в одном из самых старых зоопарков России и в одном из самых северных зоопарков мира. Возникнув 160 лет назад, он никогда не менял своего местоположения, хотя несколько раз менял название — от зверинца и зоосада до знаменитого Ленинградского зоопарка.

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка:
Наш зоопарк начался с идеи голландской четы Гебгардт о том, что было бы неплохо сделать здесь что-то такое место просветительское, чтобы люди приходили и смотрели на всё это. Скорее, инициатором была супруга София Гебгард, потому что она женщиной была решительной, прославилась уже тем, что у нее были и выезды на лошадях, и был тот самый крокодил в «Пассаже», который принадлежал именно ей. Его потом вспомнит Достоевский, который был даже в карикатурах многочисленных отражен.

Здесь, собственно говоря, в то время был такой угол достаточно отдалённый. Сюда добирался не всякий. Считалось, что если здесь будет какая-то достопримечательность интересная, эта часть города тоже будет посещаться людьми.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Собственно говоря, вот эта отдаленность от центра привела к тому, что предприятие было не очень прибыльным…

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка:
Зоопарк несколько раз разорялся, потому как первая зима унесла фактически всю коллекцию животных. В общем-то, в следующие годы это тоже повторялось неоднократно, потому что домики были, как пишут, деревянные и неотапливаемые. И многие животные погибали. Когда Юлиус во время очередной эскапады за животными заразился холерой и умер в поездке, Софии было уже больше 60 лет, она была более чем пожилая по тем временам женщина. Она не утратила решимости и вышла замуж вторично. Вышла замуж она за артиста цирка, за силача и гимнаста Эрнст Роста. Он очень проникся этой идеей и решил, что зоопарк должен приносить прибыль. Он провел здесь электричество на улице, и люди приходили посмотреть не столько на зверей, сколько на освещенный электрическими лампочками зоосад. Здесь были аллейки, розарии. Сделал сцену огромную, на которой у него труппа выступала постоянно, играла оркестр в любую погоду. Он провёл здесь артезианскую воду, потому что он ездил, как мы бы сейчас сказали, на курсы повышения квалификации. К тому же Гагенбек, который на тот момент считался светилом зоопарковским, консультировался с ним, закупал виды животных, которым здесь было бы хорошо, и начал первый в зоопарке в нашем вести зоологические журналы, писать, что родился бегемотик, что с ним делали, чем кормили, и фиксировать его жизнь день ото дня.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
В народе существует такое представление, что где-то там по диким лесам бегают охотники, отлавливают животных и тащат их в клетки, ведь это же не так.

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка:
В самом деле, такого не происходит уже совсем никогда. Сейчас зоопарковское сообщество охватывает фактически все страны мира, множество континентов, у всех у них есть общая, единая интернет-программа, в которой отмечено, в каком зоопарке есть кавалер, в каком невеста. Есть кураторы видов, которые занимаются составлением пар, чтобы они были здоровы, чтобы детки у них рождались хорошие, чтобы не было наследственных заболеваний. То есть это очень сложная система, которая сейчас работает и работает слаженно.
Зоопарк, в первую очередь, это научное учреждение, природоохранное учреждение, и просветительное учреждение, и только в последнюю очередь развлекательное.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Правильно же я понимаю, что это один из самых северных зоопарков в мире?

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка:
Один из самых северных и довольно небольшой. Это связано с тем, что зоопарк наш расположен в центре города. Расширяться мы не можем, так как границы у него исторические. К сожалению, мы даже по некоторым правилам городским не можем расширять вольеры. Поэтому количество крупных животных у нас очень и очень невелико. У нас никогда не будет слона, носорога и большого бегемота. Вот непосредственно здесь, в этом зоопарке, слона не будет. Нам никто его не даст, потому что мы ущемим все права слона, которые только можно, разместив его в маленьком вольере. Это грустно. По международным правилам, на семейство слонов из трёх человек, скажем так, полагается 4 гектара земли.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Если здесь животным теоретически может быть так тесно, и мы не можем позволить себе слона, то почему бы тогда не переехать?

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА, начальник просветительского отдела Ленинградского зоопарка:
Возможность, такая, конечно, есть. Но не следует забывать, что именно на этом месте зоопарк, во-первых, находится уже 160 лет. В августе будет, юбилейный у нас этот год. И что уже 95 лет работает в зоопарке Кружок юных зоологов. Сюда приходят дети. Они и в блокаду внесли свою лепту в историю нашего зоопарка. И многие дети после этого стали знаменитыми врачами для животных, ветеринарами, и работниками зоопарка тоже они стали. Многие из них остаются здесь. Здесь просветительный центр, скорее. Поэтому здесь зоопарк остаться, конечно, должен, чтобы нести разумное, доброе и вечное.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Первые необычные заморские животные в Петербурге появились гораздо раньше, чем зоопарк. Уже в 1711 году в результате подарков персидского посольства недалеко от Летнего сада был организован Зверовой двор. Историки до сих пор спорят, когда в Петербурге появился первый слон. То ли в 1711, то ли в 1713 году. А вот первые жирафы, Мальчик и Джульетта, прибыли на берега Невы в 1956 году. Сегодня в зоопарке живет их правнучка Соня.

Ольга Борисовна, зоопарк – это ведь не только животные, да? Это ведь сложнейшее инженерное и архитектурное решение.

ОЛЬГА УШАКОВА, доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ:
Безусловно, в каждом крупном городе есть зоопарк. И они начинались как зверинцы. У нас даже здесь недалеко улица Зверинская. И действительно, сначала он был на потеху публике. Современный зоопарк – это совершенно другое. Ему тесновато в этих границах. И были проекты неоднократно о переносе зоопарка в другое место. К сожалению, они еще до сих пор не реализованы. Но, может, даже и хорошо, что не реализованы, потому что каждый из этих проектов имел свои минусы. В основном выступали экологи, и у них были свои аргументы.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Знаю, что вы работали над проектом нового зоопарка. Правильно ли я понимаю, что идея заключалась в том, чтобы континенты разнести по разным зонам?

ОЛЬГА УШАКОВА, доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ:
Там были даже острова. Там были такие колпаки. Безусловно, это был интересный проект. Я разрабатывала павильон Австралии. Я делала дом для орангутана.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Ольга Борисовна, но все-таки создавать жилье для человека и для животного – это, наверное, не одно и то же.

ОЛЬГА УШАКОВА, доцент кафедры архитектурно-строительных конструкций СПбГАСУ:
Человек тоже может быть очень разный. У него может быть разный рост, вес, привычки. Но для орангутана учитывалась агрессивность, учитывалась необходимость обслуживания. Мы должны были обеспечить ему и зону общения с себе подобными, летнюю зону, они могли выходить в летние периоды времени, температурно-влажностный режим. Ну и доступность, чтобы сделать безопасный контакт человека и животного. Много людей, которые по роду службы должны входить именно в клетку, чтобы это было безопасно для них и максимально комфортно для животного, менее травмирующе для животного.

Конечно, мы привыкли к тому, что у нас зоопарк именно здесь. Я жила неподалеку, мы с сыном сюда ходили. У петербуржцев вообще есть некоторая такая консервативность в восприятии архитектурной ткани города. Но, безусловно, и городу будет лучше, и животным будет лучше, если зоопарк будет иметь другое место.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Слово крокодил, по-древнерусски «коркодил», известно нашему языку как минимум с 12 века. Сотни лет русский человек был знаком с крокодилом по переводной литературе, которая была полна всяческих небылиц, самые известные из которых о лживых, притворных крокодильих слезах.
Хотя, уже к концу 18 века несколько экземпляров чучел крокодилов хранилось в петербургской Кунсткамере, живых рептилий петербуржцы смогли увидеть лишь в 1830-е годы в одной из частной коллекций, принадлежавших Карлу Берку.
В середине 19 века крокодил плотно вошёл в русскую литературу. Сначала во взрослую -сатирический памфлет Фёдора Достоевского «Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже», а затем и в детскую. Сказка Корнея Чуковского «Крокодил» и цикл Эдуарда Успенского «О Чебурашке и Крокодиле Гене».

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Когда в русской литературе, в детской русской литературе появляется тема зоопарка?

МАРИЯ ЧЕРНЯК, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена:
Думаю, что все-таки это 20-е годы, когда детская литература начинает активно развиваться везде, особенно у нас в Петрограде. И, конечно, с приходом в детскую литературу Маршака: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не киска». Или:

Я — страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.

Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.

Возникает в памяти сразу детская литература, в этом деле удивительная совершенно.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Помимо просто писателей, были писатели-зоологи, учёные, те, кто интересовался природой по-настоящему…

МАРИЯ ЧЕРНЯК, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена:
Да, безусловно. И, конечно, их приход в детскую литературу, в детскую, связанную с животными, понятен и естественным. Нельзя не вспомнить петербургского писателя Бианки. Биография не такая радостная, как его книги. Видимо, и природа, и животные были возможностью уйти вот в какую-то свою реальность. В журнале «Воробей» с 1924 года стала выходить рубрика, которую вел Бианки — «Очерки о природе». И потом именно эти очерки стали основой знаменитой «Лесной газеты», которая до конца жизни Бианки редактировалась и дополнялась.
С зоопарком конкретно, конечно, связаны его два текста. Первый – это 1956 года, вышедший в замечательном оформлении художника Минея Кукса — «Зоопарк». О двух маленьких ребятах, которые знакомятся со слоном, с лисой, с волком, с лосям. И прикидывают, поместятся ли они дома, в квартиру. И в итоге забирают себе белочку. Такая трогательная вещь. С другой стороны, это какой-то нон-фикшн и знакомство с повадками животного. И вот это была такая книжка очень важная для Бианки.
Целое приключение описал Бианки в книге «Сюн и Кунг». Это о том, как слонов Хошимин подарил ленинградским пионерам для Ленинградского зоопарка. И они переправлялись из Вьетнама в Ленинград.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
У Бианки же был хороший ученик…

МАРИЯ ЧЕРНЯК, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена:
Да. Конечно, Николай Сладков. Его и друг, и ученик, и соратник, и коллега. Он был и ученым-натуралистом. Он много очень занимался и наукой, и исследованием. И большое количество детских текстов: «Серебряный хвост», «Лесные тайнички», «Трясогузкины письма». И огромное количество, причем многие тексты проиллюстрированы его другом Евгением Чарушиным.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Надо думать, что и современная детская литература тоже пишет о животных.

МАРИЯ ЧЕРНЯК, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена:
Безусловно. Тем более пишет непосредственно о нашем Ленинградском зоопарке. И совсем недавно вышла книга, и я очень радуюсь, что эта книжка выпускницы нашего Герценовского университета, Евгении Русиновой. Она лауреат многих уже премий по детской литературе, написала «Зоопарк. Звериная история». Это очень интересный новенький, такой нон-фикшн для детей о том, как организовывались зоопарки. И там очень интересные факты, допустим, о том, как Петр Первый завозил сюда слонов.
Есть непосредственная история уже такая приключенческая из серии «Петербургские сказки». Книжка Светланы Щелкуновой, которая называется «Тролль Вася в Ленинградском зоопарке».
Мы видим, что Ленинградский зоопарк предлагает разные жанры, то есть и нон-фикшн, и научная какая-то детская литература, и вот сказки. Сказки очень интересные. Почему так всегда вне времени и пространства актуальна эта тема: дети и животные?
Вы знаете, я здесь хотела бы вспомнить фразу одного из исследователей детского чтения, который говорил, что вообще детская литература — универсальна, потому что отвечает на фундаментальные вопросы мироздания. И дети, и животные — у них нет опыта, поэтому они универсальны, как олимпийские боги или архетипические герои. По-моему, это вот ответ на вопрос: почему это связка всегда существует к литературе.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук:
Интересно, что в речи петербуржцев существовало и неофициальное название зоопарка «Зоология». По-видимому, по имени известного ресторана на территории зоосада. Эта самая «Зоология» осталась из стихах петербургских поэтов, например, иммигранта первой волны Михаила Александровича Струве:

«Железные гремят по камням шины,
Из-под копыт бледно сверкают искры,
И вот за деревянными мостами,
За мелкую листвою в скудном парке
Встречает Зоология гостей»

Итак, чтение Ленинградского зоопарка позволяет увидеть, какую роль он сыграл в культурной жизни города, какие важные просветительские функции выполнял и выполняет, и как тесно мир животных связан с русской литературой. А что есть еще в этой удивительной книге под названием Петербург? Узнаем в следующей главе. До новых встреч!