Точность – вежливость королей, но обязанность для метрологов. Они живут в мире, где измерить можно абсолютно все. От их работы зависит эталонное качество продукции, бесперебойная подача ресурсов, безопасность в небе, под водой и на земле. Без них невозможно представить медицину, строительство, нефтегазовую, тяжелую и пищевую промышленность и, конечно, транспорт. Где работают метрологи? Сколько зарабатывают и где можно получить эту специальность? Поможем подобрать ключ к профессии!
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«Стандарты, эталоны, приборы – в окружающем мире измерить можно буквально все. На любом производстве точность – это залог качества и безопасности. Верно пользоваться оборудованием, даже когда уроки и пары уже завершены, учат здесь. Обучение идет полным ходом. Как локомотив».
Железные дороги – живая система непрерывного сообщения. Кровеносные сосуды экономики страны, по которым круглосуточно идут грузы. А ещё перегоны и станции связывают судьбы. Только в прошлом году на поездах и электричках проехали почти один 1,3 млрд пассажиров. Для всех важны скорость и точность графиков. Но есть ещё один критерий в перевозках – безопасность. И его обеспечивают, в том числе, метрологи.
ЕВГЕНИЙ ХАРИТОНОВ, технолог 1-й категории лаборатории измерений параметров движения и теплотехники Октябрьского центра метрологии ОЖД:
«Пришел я на должность слесаря по контрольно-измерительным приборам. Занимался метрологическим обслуживанием приборов безопасности, установленным на тяговом подвижном составе».
И уже почти 10 лет, теперь технолог первой категории Евгений Харитонов, связан с метрологией. Другого слова и не подобрать.
ЕВГЕНИЙ ХАРИТОНОВ, технолог 1-й категории лаборатории измерений параметров движения и теплотехники Октябрьского центра метрологии ОЖД:
«Метролог – это специалист, который осуществляет контроль правильности и достоверности измерений. Эта профессия очень любит молодых. Молодые всегда стремятся что-то пощупать, что-то изучить новое. А метрология тесно с этим связана».
То, чем сейчас занимается Евгений, и есть метрологическое обслуживание. То есть с помощью приборов нужно подтвердить все характеристики технического манометра. Такие устанавливают в кабине локомотива. Процесс выглядит просто. На деле это сложные задачи, требующие максимальной концентрации.
КОНСТАНТИН КОРОТАЕВ, начальник Октябрьского центра метрологии Октябрьской железной дороги:
«Поверитель своим личным клеймом государственным отвечает за свою работу. То есть в системе калибровки Российских железных дорог у него есть калибровочное клеймо, а в сфере государственного регулирования, в том, что у нас подлежит контролю государства, у него есть поверительное клеймо. Оно именное. Оно выдаётся именно этому человеку. И он за свою работу отвечает».
Железная дорога – особый мир. Здесь нужно измерять буквально всё: ширину пути, скорость, вес, размеры колес и габариты вагонов. Всё должно соответствовать стандарту. В целом в стране насчитывается около трёх миллионов приборов, которые нужно поверять. И значительная часть из них установлена в поездах.
С совершенствованием железнодорожной техники, конечно, происходит и модернизация оборудования метрологов. Так современный путевой шаблон – инструмент для измерения, например, ширины колеи, а по своей сути большая линейка, – автоматически передает показания на рабочее место специалиста. Кроме того, сегодня на железной дороге 80% весов именно электронные. Простой пример доказывает – аналоговые приборы уступают место цифровым.
Сегодня профессионалы говорят о метрологии будущего. Да, искусственный интеллект в этой сфере вряд ли заменит опытного специалиста. Но, увеличит производительность труда.
ЕВГЕНИЙ ХАРИТОНОВ, технолог 1-й категории лаборатории измерений параметров движения и теплотехники Октябрьского центра метрологии ОЖД:
«Человек должен и обязан управлять программным обеспечением. Поэтому на откуп искусственному интеллекту – я бы так не сказал. Всё равно нужен будет человек, который будет всё это контролировать. И будет объективно оценивать».
Ещё одно из перспективных направлений – дистанционная калибровка. Метод позволяет поверять приборы удаленно. Что экономит и деньги, и время. Умение работать с такими приборами – необходимый навык для метролога в 21 веке.
В Петербурге открыто 186 вакансий для метрологов. Спрос на таких специалистов стабильный, но невысокий, так как профессия узкоспециализированная. Работодатели готовы платить начинающим специалистам от 80 тысяч рублей, а профессионалам с опытом работы от трех лет предлагают от 100 тысяч рублей. Ведущий или главный метролог может получать от 150 до 200 тысяч рублей. Основные работодатели: промышленные предприятия, лаборатории и научно-исследовательские институты, компании ЖКХ и энергетики, медицинские и фармацевтические организации, сертификационные и испытательные центры. Часто работодатели ищут специалистов с опытом в конкретной отрасли, например авиастроение или медицина.
«Нет ничего проще, чем кирпич», –и куда сложнее на фоне силикатного блока выглядят обычные линейки. Только одна из них подходит для измерения единицы строительного материала. Та, что прописана в стандарте. Железная, сделанная по ГОСТу. На таком простом примере можно рассказать, а что же такое наука метрология. Совершенно особенно эти слова звучат в аудитории, где преподавал основоположник российской метрологии Дмитрий Менделеев.
От приборов учета ЖКХ до самолётостроения и космической отрасли. Выпускники этого факультета могут проявить себя практически во всех сферах экономики. Дело в универсальном наборе знаний и навыков.
Строительство, машино- и судостроение, нефтегазовая, пищевая промышленность. И, конечно, транспорт. Одно из основных направлений в университете. На это направлены и практические занятия.
В руках Вячеслава Афанасьева георадар. Он электромагнитным излучением будто проникает в асфальт. Такой метод позволяет выявить недостатки практически в любом покрытии. В том числе и на железной дороге.
И здесь прямо говорят: метрология окружает нас повсюду. Наука, важность которой раскрывается на простых примерах.
ЛИЛИЯ КАЗАНСКАЯ, профессор кафедры «Строительные материалы и технологии» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I:
«Стандартизация и метрология есть абсолютно везде. Возьмем здравоохранение: измеряем давление, температуру. Искусство: измеряем цветовой фон, форму. В телевидении – звук».
В Петербурге профессию «метролог» можно получить в восьми вузах и трёх колледжах. В пожарно-спасательном колледже готовят специалистов по программе «Метрологический контроль средств измерений», открыто 50 бюджетных мест, средний балл аттестата 3,9. В Колледже автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем 25 бюджетных мест и довольно высокий средний балл – 4,4. Институт среднего профессионального образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого предлагает 55 бюджетных мест, средний балл 3,3.
Бюро приёма и выдачи средств измерений. Место, где приборы в молчаливой очереди на поверку. Лаборатория средств неразрушающего контроля. В казалось бы целых рельсах скрыты дефекты – специально. Лаборатория измерений параметров движения и теплотехники. Для юных железнодорожников экскурсия по Октябрьскому центру метрологии и понятна – они отлично владеют терминами, – и интересна. Здесь ребята впервые. Разбираясь в нюансах работы локомотивной или путейной службы, они точно понимают, для чего метрология на железной дороге.
Ключевой этап профориентационной экскурсии – лабораторная работа. В кейсах универсальный учебный набор для калибровки. И каждая его деталь – как на укомплектованном месте метролога.
ЮЛИЯ КАШКАРОВА, начальник лаборатории комплексных измерительных систем Октябрьского центра метрологии:
«Знакомиться с профессией можно в любом возрасте. Даже и с 5 класса начиная, и в детском саду можно с этим знакомиться. Потому что те же самые линейки – это тоже средства измерения. Конечно же, более точно, наверное, к выбору профессии, с 9-10 класса. Когда они действительно знают, куда идти, подумать и связать свою жизнь с измерениями».
Лаборатория «Юный метролог» – ещё недавно лишь идея. Ранее задумывалась как место, где дети смогут поверить вещи из домашнего обихода: кухонные весы, мерные стаканы, часы. Но сейчас здесь внимательно осматривают линейно-угловое средство измерения. И меры.
И что самое главное, здесь в игровой форме объясняют верную методику калибровки инструмента. Проверить значения на шкале не сложно. Но нужно грамотно оформить документы, чтобы штангенциркулем можно было пользоваться на производстве. Впрочем, неисправности дети регулярно ищут и на Малой Октябрьской железной дороге. Это часть образовательного процесса.
КОНСТАНТИН КОРОТАЕВ, начальник Октябрьского центра метрологии Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»:
«У нас на железной дороге много методов работы в профориентации детей. Вот один из них, наверное, самый широкий – детские железные дороги. И руководитель «Росстандарта», и наш руководитель компании договорились: давайте втянем в метрологический кластер детские железные дороги. И вот мы их втянули, и они с удовольствием ходят, осваивают. И уже появляется профессия «железнодорожный метролог».
ДМИТРИЙ КОВАЛЁВ, корреспондент:
«Метрология – залог качества и безопасности. Наука, действительно окружающая нас во всем. А так же специальность с несколькими вариантами развития карьеры. В большом городе при богатом выборе сфер промышленности и лабораторий каждый сможет найти ключ к профессии».